Технология личностно-ориентированного обучения. материал по теме
Понятие и назначение личностно-ориентированного обучения
Определение 1
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности.
Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.
При личностно-ориентированном обучении, педагог не оказывает авторитарного влияния на процесс воспитания и обучения. Учащемуся не приходится подстраиваться под его индивидуальный стиль. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса носят согласованный характер и базируются на равноправии сторон. Учащийся теперь становится активным субъектом процесса обучения, проявляя активность и инициативность в его организации, используя творческие направления деятельности. Мышление учащихся, обучающихся по технологии личностно-ориентированного подхода, развивается в направлении рефлексии т.е. имеет ориентацию на достижение конкретного результата.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Личностно-ориентированная технология обучения 440 руб.
- Реферат Личностно-ориентированная технология обучения 270 руб.
- Контрольная работа Личностно-ориентированная технология обучения 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Личностно-ориентированное обучение нацелено на формирование у ребенка механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной адаптации и всестороннего развития личности, с раскрытием ее творческого потенциала.
Личностно-ориентированная технология обучения имеет следующие особенности применения:
- Проведение оценки и устранение недостатков психологического состояния учащихся во время различных этапов обучения;
- Опора на мотивацию учащихся к познавательной деятельности;
- Подача учебных программ с учетом психологических особенностей коллектива учащихся, проведение педагогико-психологического анализа характеристик развития каждого учащегося;
- Преподнесение учебных программ на основе применения сенсорных методов;
- Использование индивидуальных методов организации обучения, а также различных вариантов диалоговой, парной и групповой работы;
- Применение дидактических приемов и средств в ходе обучения;
- Обеспечения условий для осознания каждым учащимся ценности и важности своей личности, осознание своей роли в учебном процессе;
- Проведение анализа учебного занятия или курса в целом совместно с детьми, при котором учитывается их мнение по поводу важности изученного материала, внесения поправок в курс, исключение бесполезного материала или дополнение значимого, описание самых интересных моментов и поиск путей решения различных задач.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Личностно-ориентированное обучение опирается на оптимистический подход педагога к организации обучения и развития каждого ребенка. Педагог должен видеть потенциал ребенка и верить в возможность его развития, мотивируя к нему ребенка. К ребенку необходимо относиться, как к личности, способной сделать самостоятельный верный выбор. Педагог только направляет ребенка, ориентируя его на достижение конкретного результата.
Рисунок 1. Технология личностно-ориентированного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
У каждого учащегося есть собственное понимание смысла обучения и свои интересы в этом процессе. На них и должен опираться педагог. Учащему необходимо помочь сформировать свою линию поведения и жизненную позицию, сделать выбор в пользу важных ценностей и овладеть конкретной системой знаний и навыков.
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
Якиманская Ираида Сергеевна
– доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии, руководитель отдела Института педагогических инноваций РАО.
В технологии личностно-ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова почти не учитывался – субъектному опыту жизнедеятельности,
приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Целевые ориентации:
развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
максимально выявить, инициировать, использовать, “окультурить” индивидуальный (субъектный) опыт ребенка;
помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Концептуальные положения:
– ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта;
– ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития;
– “вектор развития” ученика строится на основе определения индивидуальных педагогических воздействий;
– ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Позиция учителя
◦ инициирование субъектного опыта учения;
◦ развитие индивидуальности каждого ребенка;
◦ признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика
◦ свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
◦ самопознание, самоопределение, самореализация.
Особенности содержания. Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения
,понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и
ученья
,как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Её содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло) и их психологическое содержание; обоснованы требования к тому, как ими овладевать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т. п.).
Для каждого ученика составляется образовательная программа
,которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики,усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
Способ учебной работы – это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, в котором, как в сплаве, объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.
В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы,устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики в данной технологии является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.
С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда этавозможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательныхпредпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной , систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного “профиля”. Оно должно оформляться в виде индивидуальной карты познавательного (психического) развития ученика и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т. п.).
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала и методических рекомендаций к их использованию, а также типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса обучения.
И.С. Якиманской обоснованы требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного развивающего процесса обучения:
– учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
– изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
– в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием осваиваемых знаний;
– активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
– учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
– необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
– при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
– необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
– образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Принципы применения личностно-ориентированной технологии обучения
Личностно-ориентированная технология обучения основывается на следующих принципах:
- Принцип индивидуальности. Процесс обучения строится на основе учета индивидуальности каждого ребенка: индивидуальных особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков. Индивидуальность в ребенке должна быть сохранена и развита.
- Принцип самоактуализации. Процесс обучения должен способствовать удовлетворению потребности ребенка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию своих природных задатков и творческому развитию.
- Принцип выбора. Процесс обучения носит избирательный характер т.е. учащийся может выбрать его содержание, формы и способы организации, ресурсную базу, направления деятельности.
- Принцип доверительных отношений. Между педагогом и учащимися должны быть установлены партнерские отношения. Нельзя проявлять излишнюю требовательность к учащимся, контролировать каждый их шаг, применять наказания. Ребенок должен чувствовать поддержку в развитии своих начинаний. Необходимо доверять ему, предоставляя право выбора деятельности.
- Принцип субъектности. Ребенок сможет ощутить свою индивидуальность только в том случае, если будет обладать субъектными правами и использовать их в организации учебно-воспитательной деятельности. Ребенок должен осознать себя субъектом процесса обучения.
- Принцип творческого развития. Обучение должно базироваться на развитии творческого потенциала учащихся, использование творческих подходов к решению стандартных задач, раскрытию своих талантов и формированию позитивного отношения к собственному «Я».
Технология личностно-ориентированного образования материал на тему
Технология личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.
Под личностным подходом подразумевается индивидуальный подход к каждому ребенку, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самоутверждение, самостановление, самореализацию.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества обучающегося.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению дели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
Личностно — ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Личностно-ориентированная технология предполагает, что в центре внимания педагога находится уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
технологии свободного воспитания;
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению. Основная установка педагога — на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:
очеловечить среду, в которой он живет;
прожить в ребенке свое детство.
Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Организация учебного занятия по технологии личностно-ориентированного обучения
Каждое учебное занятие личностно-ориентированного обучения проводится в несколько этапов:
- Договорной этап. На этом этапе происходит обсуждение педагога с детьми направлений деятельности, ее целевое назначение, содержание, выбираются способы, приемы и методы ее реализации. при этом, каждый учащийся имеет право выбора деятельности и несет ответственность за него, может работать на разных уровнях.
- Подготовительный этап. Здесь осуществляется мотивация учащихся на познавательную деятельность. Педагогу необходимо доступно объяснить значимость полученной теоретической информации и практических навыков, рассказать о возможностях их применения. Кроме того, на этом этапе целесообразно проводить восстановление в памяти ранее изученного материала: выполнение упражнений и тестовых заданий.
- Основной этап. Преподнесение теоретической информации и демонстрация практических навыков различных видов деятельности. педагог должен преподносить учебный материал четко и кратко, ориентируя учащихся на самостоятельную добычу знаний.
- Подведение итогов. Проводится анализ и оценка прохождения занятия, рассматриваются знания, которые усвоились, проблемы, которые были рассмотрены и разрешены, оценивается результативность занятия т.е. достижение его целей и задач.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Технология саморазвития, как замена догматизму
Технология саморазвития стала альтернативой муштре и догматизму, доминирующим в конце XIX века. Идея о том, что человек по своей природе стремится к развитию и должен это делать собственными силами, стала привлекательной для современных ученых и практиков. Это стимулировало разработку специальных методик, направленных на наиболее полное выявление потенциала каждой личности.
Если люди не реализуют внутренние творческие возможности в полной мере, они чувствуют себя несчастными. Любая технология саморазвития помогает устранить шаблонные и догматические подходы в пользу индивидуализации.
Великие философы и мыслители, такие как Аристотель, Фома Аквинский, утверждали, что люди приходят в этот мир с разными творческими возможностями, потенциалами и талантами. Сегодня существует задача научиться выявлять разнонаправленность этой одаренности с детства и создать условия для наиболее полной ее реализации на благо общества.
Стать гением во взрослом возрасте довольно сложно, так как больше половины информации мозг усваивает до 10 лет, после чего интенсивность развития снижается. Наибольшее число сторонников имеет технология саморазвития человека с раннего возраста по методу итальянского педагога Марии Монтессори.
Метод Монтессори
М. Монтессори относилась к детям, как к существам, способным развиваться самостоятельно, которым необходимо предоставлять «пищу» для естественного процесса самопознания, создать способствовавшую ему атмосферу.
По ее предположению, человек проходит две эмбриональные стадии: зарождение физического тела и зарождение психики. Происходит формирование разума, языковых навыков, человеческих способностей, и этому нельзя мешать.
Сознание адаптируется к окружающей среде самостоятельно, у него нет другой цели, кроме как улучшить себя. Монтессори разработала методику саморазвития под названием «впитывающий ум», с помощью которой, личность сама формирует себя.
Главный принцип такой педагогической системы заключается в дисциплине, основанной на свободе. Его нелегко понять сторонникам традиционных школьных методов. Классическое воспитание делает ребенка молчаливым, тихим, пассивным и неподвижным. Дисциплина свободных детей – деятельная и активная.
Мария Монтессори вкладывала в понятие «дисциплина» внутреннюю способность владеть собой, умение достичь баланса между тем, что хорошо для других и тем, что хорошо для себя. По ее методике ребенок сам контролирует и регулирует свою активность. Он самостоятельно определяет свои действия, вместо того чтобы делать то, что ему налагает педагог.
В обычном детском саду, все, что можно использовать в деятельности ребенка, надежно от него прячут в закрытых шкафчиках. Всех кто побывал в настоящих группах Монтессори, удивило, что дети в них свободно перемещаются по групповой комнате и берут с полок любые материалы. При этом они не бегают и не кричат, а сосредоточенно работают и после окончания урока ставят предметы на свои места.
Свобода по этой системе педагогики не представляет собой вседозволенность, а является защитой прав ребенка на индивидуальность и принятие самостоятельных решений. К малышу относятся как к личности, имеющему право на собственное мнение.
Метод Монтессори поразительно сочетает дисциплину и свободу
Ребенку создают все условия для того, чтобы он освоил независимость начиная с первых месяцев посещения детского сада. После приобретения навыков взаимодействия с миром, дети открывают путь к внутренней дисциплине. Они учатся упорядочивать свои волевые движения, концентрировать внимание на предметах окружающей обстановки, составляющих дидактический материал.
Проводятся специальные уроки вежливости, помогающие освоить нормы человеческого поведения. В процессе обучения обходят стороной типичный взрослый стереотип о том, что хорошо быть тихим, пассивным ребенком и плохо проявлять активность и деятельность, мешающую взрослым и раздражающую их.
Наоборот, активное поведение поощряется и является необходимым, но при этом его упорядочивают и направляют на освоение окружающей действительности. В группах Монтессори устанавливается несколько правил для поддержания коллективного порядка. Каждый ребенок заинтересован в нем для нормальной работы.
Дети в группах не играют в стирку и глажку, а делают это «по-взрослому», используя настоящие тазики и мыло, и другие материалы в мини-варианте. Всем им прививается принцип: «Помоги мне сделать самому».
Ребенок не боится, что взрослый вмешается, грубо нарушит работу, которую он делает. Отсутствие этого страха способствует появлению интереса к самостоятельной работе, обретению навыков планирования и выбора, появлению внутреннего мотива к деятельности и творчеству.
Такие дети уважают себя и тех, кто хорошо знает свое дело, способны делать поражающие открытия и сотрудничать с другими. Малыши, воспитанные по такой системе, всегда готовы отстаивать свое мнение, поэтому им нужно доходчиво объяснять каждое действие.
Если человека принуждают к выполнению работы, в процессе у него быстро возникает апатия. И наоборот, когда личностью движет интерес, она делает все слажено и качественно. Самые успешные люди — это те, кто занимаются своим делом с большим энтузиазмом и любовью.
Человек не может стать свободным, если он несамостоятелен. Поэтому активность и проявления индивидуальной свободы детей нужно направлять так, чтобы он становился самостоятельным.
Личностно-ориентированная «технология» саморазвития по К. Роджерсу
Основоположник гуманистической психотерапии и психологии, величайший психолог ХХ века, Карл Роджерс был противником любой технологичности. Именно поэтому в теме это слово взято в кавычки. Но поскольку данный термин прочно укрепился в современной науке, будем использовать понятие «технология саморазвития», подразумевая некоторую систему действий, не гарантирующую наперед заданных результатов.
Роджерс считал, что человеком движет стремление к актуализации и самоактуализации. Им были выделены такие понятия, как «Я-идеальное», «Я-реальное» и «Социальное окружение».
Личность имеет определенное представление о себе, своих установках, ценностях и чувствах. Все это отражает реальное Я. В то же время в каждом живет образ своего идеального Я, отражающий того, кем бы хотел человек быть. Социальное окружение человека складывается из норм, ценностей, способов поведения и взглядов.
Если реальное Я не соответствуют идеальному Я, у человека возникает чувство беспокойства. Действия в угоду социальному окружению, вопреки естественному стремлению к идеальному Я, делает личность еще более дезадаптированной. Появляются психологические проблемы, на фоне которых человек начинает выстраивать защиты, искажая и отрицая опыт.
В соответствии с методикой самосовершенствования по Роджерсу, только получив субъективную свободу, люди могут действовать в соответствии со своим идеальным Я. Если личность делает выбор в пользу несвободы (социального окружения), у нее возникают проблемы.
Именно на этом принципе и основана психотерапия: помочь человеку быть самим собой, жить в согласии личным опытом. Однако сам психотерапевт также является частью социального окружения, поэтому ему не следует навязывать своему клиенту что-либо.
Задачей этой развивающей системы является направить личность на поиски движущей силы личностного роста. Роджерс считал, что ее источники находятся внутри человека, а не вовне. Исходящим условием самосовершенствования признается принятие себя.
Технология саморазвития: педагогика ненасилия
Педагогика ненасилия — это гуманистически ориентированный подход, возникший относительно недавно (конец 1980 — начало 1990-х гг.). Изначально сформировалось движение прогрессивных педагогов, которые выступали против любых форм принуждения детей. Позже была сформирована технология личностного саморазвития человека.
Сторонники педагогики ненасилия утверждали, что традиционные формы и методы воспитания блокируют полноценное саморазвитие личности. Задавая наперед требуемые результаты, и контролируя действия ребенка, они мешают развиваться естественной способности к самопознанию и самостоятельной работе.
Если результатов достичь не удалось, малыша наказывают штрафными санкциями в форме плохих оценок, воспитательных лекций и других видов наказания. Поэтому в обычных школах и детских садах дети испытывают страх, тревогу, напряженность, что блокирует возможность самосовершенствования.
Саморазвитие является естественным процессом и его нельзя навязать. Чтобы ребенок активно с желанием включился в деятельность, ему должно быть интересно. По своей природе люди стремятся к свободе, поэтому немаловажно предоставить малышу право выбора. Только в таком случае человек может подниматься по ступеням саморазвития, реализовываться и быть субъективно свободным.
Выбирая значимое для себя направление, личность берет на себя неоспоримую ответственность. Она осознает, что держит ответ не перед обществом, а прежде всего перед своей совестью, являющейся нравственным ориентиром.
Основы методики саморазвития Г. К. Селевко
Как говорил М. Волошин: «Ребенок – это непризнанный гений средь буднично серых людей». Сегодня наблюдается важная мировая тенденция перехода от объяснительно-иллюстративных форм обучения к технологиям саморазвития человека.
Рост и развитие живого организма управляется программой, передающейся генами. Человек формируется под воздействием окружающей среды, усваивая и отражая общественный опыт и нормы. Однако не только наследственная программа и окружающая среда играют роль в становлении личности, но и складывающиеся в его психике опыт, способности и качества.
Технология саморазвития кандидата педагогических наук, Г. К. Селевко, предполагает использование мотивов самосовершенствования личности. Эту систему называют саморазвивающим обучением.
Технология саморазвития по Селевко имеет важные особенности. В процессе воспитания, обращают внимание на самоутверждение, самовыражение, защищенность и самоактуализацию ребенка.
В традиционной системе обучения такие психические процессы протекают самопроизвольно, спонтанно, неосознанно, без возможности влияния на них. По методике саморазвития Селевко, детям открывают «тайну» процессов, которые происходят в его психике, их знакомят с понятиями и закономерностями самопознания, самообразования и самовоспитания.
Технология саморазвития личности Алексея Ухтомского
Известный биолог и физиолог А. А. Ухтомский утверждал, что вся жизнедеятельность человека являет собой цепь разнообразных доминант, сменяющих друг друга. Они могут оказывать разную степень влияния, осознаваться и не осознаваться личностью.
Под доминантами ученый подразумевал мотивации, господствующие потребности и установки личности. Применение принципа Ухтомского доказало многие закономерности формирования и развития психики людей.
Исследования ученого показали, что доминанты являются важнейшими механизмами самовоспитания. В человеческой природе существенно доминирует творчество, поиск истины и нравственное совершенствование.
Ухтомским совместно с Селевко была создана технология саморазвития, которую используют и сегодня.
Активация процесса самосовершенствования происходит при следующих условиях
- осознание возможностей личностного роста, целей и задач;
- адекватные условия обучения, самовоспитания, уклада жизни;
- занятие творческой самостоятельной деятельностью, приобретение опыта успеха, тренинг достижений;
- мотивационная установка на самовоспитание.
Эту технологию эффективного саморазвития человека используют для достижения больших успехов в персональном прогрессировании.
По мнению Ухтомского, истинными причинами недостатков человека и его неудач являются не обстоятельства, а он сам, его внутреннее духовное содержание. Поэтому при столкновении с жизненными проблемами, решение необходимо искать, прежде всего, в себе, во внутренней перестройке и самосовершенствовании.
Смысл жизни – это первая необходимая доминанта. Личность постоянно духовно самосовершенствуется, движется к идеалам истины, красоты и добра. В процессе этого движения ей открывается истинная ценность духовных благ, счастье служения Богу и людям.
У человека по природе имеется потребность в познании, поэтому он рано или поздно задается вопросом: что есть истина? Прогресс общечеловеческого сознания является доказательством того, что истина существует. Движение к ней и есть сама жизнь.
Алексеем Ухтомским был сформулирован закон общения «Двойник и Заслуженный собеседник». Двойник выступает психофизиологически оправданным состоянием человека, когда он судит о мире через призму своих индивидуальных потребностей. Чтобы найти путь к Заслуженному собеседнику, личности необходимо освободиться от Двойника.
Собеседник по теории Ухтомского – это главная цель жизни за рамками личных потребностей, работа над собой ради других, перевод внимания с себя на жизнь ближнего человека. Пока человек не уйдет от Двойника, он зациклен на себе и не видит многообразия остального мира. И только пробив скорлупу своего одиночества, он ставит в центр доминанту в лице другого и делает большой прыжок в саморазвитии.
Индивидуальная технология саморазвития
Каждый человек – это индивидуальность, поэтому и систему саморазвития нужно подбирать и создавать индивидуально. Следовательно, стоит задуматься над самостоятельной разработкой уникальной программы личностного роста, благодаря которой можно достичь эффективных результатов.
Прежде всего, нужно сделать ставку на развитие сильных сторон, не забывая о борьбе с теми качествами, которые создают препятствия в развитии. Таким образом, личность делает первые шаги к намеченным целям, и в дальнейшем сможет получить перспективы активации своих скрытых возможностей.
Если человек стремится к саморазвитию, верит в себя и свои способности, он стоит на пути открытия более сложного системного мировоззрения. Непосредственный и рискованный процесс освобождения и самораскрытия может быть открыт только для уверенной личности, уважающая себя.
Технологии саморазвития по М. Монтессори.
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 55.500 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 239 человек из 55 регионов
Курс повышения квалификации
Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 55.500 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 109 человек из 41 региона
Курс повышения квалификации
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 55.500 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 768 человек из 74 регионов
«Формирование и развитие устойчивости к воздействию СМИ у детей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила проект :
Учитель: Прасолова С. Ю
Хабаровск 2012 г.
Технологии саморазвития
по М. Монтессори.
( Из опыта работы)
КГБОУ ДПО ХКИРО
Выступление на курсах 11.01.2012г. — 03.02.2012г
Глоссарий
Технология – (техно — мастерство, искусство; логос — наука). Цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения какого-либо результата. Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату.
(АМI) -Ассоциация Монтессори Интернационал был основана в 1929 году.
Деятельности АМИ включают в себя:
Выработка рекомендаций для AMI учебных курсов ;
Координационный подготовки тренеров программы ;
Руководящие производители признаются AMI
в производство утвержденных материалов Монтессори ;
Контроль публикации доктора Монтессори книг ;
Организация конгрессов и исследование конференций ;
Присоединения Монтессори обществ , а также Издание «Журнал связи »,
Бюллетень AMI и веб-сайт.
Введение
Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования.
Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония — тысячи Монтессори школ открыты по всему миру. Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком.
1.Введение. Рождение системы Монтессори (биографическая справка)
2.Проблема.
3.Технология саморазвития:
*Классификационные параметры.
*Целевые ориентации.
*Концептуальные положения.
4.Особенности содержания педагогики М.Монтессори.
* Самостоятельность.
5.Окружающая (подготовленная среда) по технологии М. Монтессори.
6.Трёхступенчатый урок по М. Монтессори:
1 ступень – ступень знания
2 ступень – уровень опыта
3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения
7. Вывод.
8. Из опыта работы.
Девиз педагогики М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому..»
Мария Монтессори родилась в 1870 году в небольшом итальянском городе. В детстве Мария Монтессори проявила неординарные способности в математике.
В 12 лет Мария Монтессори поступила в техническую школу, где была единственной девочкой среди мальчиков.
После школы Мария поступила в университет. Обучаться медицине в университете имели право только мужчины. Девушку сначала принили вольной слушательницей, а затем, ввиду особых успехов, зачислили полноправной студенткой на курс.
Мария Монтессори устраивается работать в университетскую клинику. К ней приходит мысль о необходимости создания особой развивающей среды вокруг ребенка.
В 1900 году Мария Монтессори возглавляет ортофреническую школу — первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Мария Монтессори вплотную занялась изучением развития здоровых детей. В 1907 году в Риме под ее руководством открывается первый Дом Ребенка. Работа в этом заведении строится строго по принципам, предложенным М.Монтессори.
Биографическая справка
Проблема: Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века.
По уровню применения: общепедагогическая
По характеру содержания: воспитательная, обучающая,общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + консультант + репетитор.
По организационным формам: альтернативная,индивидуальная + групповая.
По преобладающему методу: игровая + творческая.
По направлению модернизации: природосообразная.
По категории обучаемых: все категории.
Целевые ориентации: всестороннее развитие, воспитание самостоятельности, соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.
Концептуальные положения:
• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием — ребенок сам себя развивает.
• Вся жизнь ребенка — от рождения до гражданской зрелости — есть развитие его независимости и самостоятельности.
• Учет сензитивности и спонтанности развития.
• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.
• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.
• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».
Особенности содержания
Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность — наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.
Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.
Старинные материалы Монтессори, хранящиеся в Институте Детства в Санкт-Петербурге
Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори:
0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;
3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;
6-9 лет: освоение абстрактных действий;
9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;
12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.
Дисциплина в свободе
Дисциплина в свободе — вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от обычного понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Это отлично от понимания дисциплинированного ребенка, когда он становится молчаливым, тихим, по сути, пассивным и неподвижным.
Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других, речь идет об умении контролировать себя. Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им сам, а не налагаемые извне педагогом.
Подготовленная среда у Марии Монтессори
Метод М.Монтессори состоит из трех основных частей: ребенка, окружающей (подготовленной) среды, учителя.
В школе М. Монтессори придается большое значение организации специально подготовленного учебного пространства.
Подготовленная среда включает в себя также атмосферу помещения.
Гигиена важна для ребенка не только как фактор сохранения его здоровья, но и с точки зрения его воспитания.
Подготовленная среда состоит из 5 зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе.
Первая зона, в которой обычно ребенок начинает свою работу по приходу в группу, — зона упражнений практической жизни.
Ребенок познает практическую часть жизни: переливает воду из кувшина в кувшин, моет и чистит овощи, стирает, застегивает молнию, завязывает шнурки. Для всего этого подойдут как обычные бытовые предметы (всевозможные кастрюли, емкости, и так далее), так и специальные игровые пособия — шнуровки.
Вторая зона — Зона сенсорного развития
Ребенок учится различать температуру, трогая нагретые на солнышке камушки и лед, вынутый из холодильника; различать цвета, предметы по весу; знакомится с разнообразием запахов, нюхая баночки с различным наполнением.
Математическая зона
Ребенок учится простым математическим действиям, знакомится с четырехзначными цифрами. Самый простой пример Монтессори-пособия, который можно встретить в математической зоне — обычные счеты.
Зона языкового развития
Эту зону наполняет большое количество предметов, направленных на развитие мелкой моторики. Изучая азбуку, дети обводят пальчиками шершавые буквы, а затем стараются воспроизвести очертания букв, рисуя их на крупе.
Зона естественнонаучного воспитания (космоса)
Эта зона дает ребенку первые представления об окружающем мире: ботанике и географии.
Трехступенчатый урок Монтессори
В методе Монтессори есть такое понятие как трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.
1 ступень – это ступень знания
2 ступень – это уровень опыта
3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения
Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.
Вывод: Технология саморазвития по Марии Монтессори является технологией, а не методикой. Этому есть ряд доказательств.
Во-первых, эта педагогическая система обладает жестко определенной системой предписания, гарантированно ведущих к цели, т.е. проработанность и алгоритмизацию действий, начиная с постановки целей, определения этапов, шагов, операций, ведущих к цели. А главной целью М. Монтессори является воспитание самостоятельности, к чему она идет различными методами и упражнениями.
Во-вторых, эта система направлена на обучающихся, а не на обучающих, т.е. она ориентирована в первую очередь на детей, чтобы детям было удобно (полки и шкафы на таком уровне, чтобы всё можно было достать без помощи взрослых).
В-третьих, это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения системы, способов и средств достижения целей и управления процессом обучения.
В 1909 году открываются курсы по Монтессори-педагогике. К Марии приезжают педагоги из разных стран, в том числе и Юлия Фаусек, которая впоследствии откроет ПЕРВЫЙ В РОССИИ МОНТЕССОРИАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД.
В 1929 году Мария организует МЕЖДУНАРОДНУЮ МОНТЕССОРИ-АССОЦИАЦИЮ, AMI, которая действует и по сегодняшний день. После смерти Марии Монтессори ассоциацию возглавил ее сын. Сейчас Монтессори-ассоциации есть в России, Германии, Франции, Италии, Китае и других странах. Работают более тысячи школ Монтессори, а в 1988 году имя Марии Монтессори решением Юнеско было включено в список четырех педагогов, определивших направление педагогического мышления двадцатого века.
Портрет Марии Монтессори украшал купюру в 100 лир до введения в Италии евро — это единственный прецедент печати на деньгах портрета педагога.
Заповеди Марии Монтессори
1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем,
ни без него
3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним
5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее. Но немедленно и твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию
7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
9. Будь неустанным, помогай ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Из опыта работы учителя –дефектолога Прасоловой С.Ю.
КГОУ « Школа –интернат №4» г.Хабаровска.
3 класс. Урок психомоторики.
Акватерапия.
Упражнения на сенсорной тропе.
2 класс. Урок психомоторики.
Упражнение на развитие зрительного восприятия.
2 класс. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
Кружок «Своими руками».
Изготовление поделок из различных круп.
«Пасхальное яичко» 4 класс.
4 класс. Урок психомоторики. Упражнение на развитие графомоторных навыков.
Изготовление поделки « Портрет девушки».
Кружок «Своими руками».4 класс. Крикун Юрий.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 5 700 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Источник https://konspektiruem.ru/konsultacii/lichnostno-orientirovannye-obrazovatelnye-tehnologii.html
Источник https://salid.ru/journal/tekhnologiya-samorazvitiya-i-dogmatizm
Источник https://infourok.ru/tehnologii-samorazvitiya-po-m-montessori-1671598.html