Особенности детско-родительских отношений

 

Содержание

Консультирование детско-родительских отношений

Консультирование по вопросам детско-родительских отношений

Не реже, чем с просьбой о помощи в восстановлении семейных отношений, супруги обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми самых различных возрастов — от дошкольников до студентов и старше. Причём, это дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения, но есть самая большая проблема — отношения с собственными родителями, непонимание, доходящее до отчуждения.

Наиболее типичны жалобы на постоянные конфликты с ребёнком, на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); невнимательность; неорганизованность поведения; лживость (за которую принимают как «псевдоложь», то есть, детское фантазирование, так и ложь во спасение, из страха быть наказанным); упрямство; необщительность; неуважение к родителям; неподчинение; грубость… Список этих «грехов» можно продолжать до бесконечности.

Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом

Прежде всего, — наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения). Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на неё родителей, и взгляд ребёнка, и материалы психодиагностики).

Консультирование детско-родительских отношений

140 самых известных психологических тестов для диагностики детей от 3 до 7 лет в одном издании!

Весь стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.

В любом случае психолог должен быть на стороне ребёнка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребёнка (чего в ряде случаев только и ждёт родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями.

Причины нарушений детско -родительских отношений — это прежде всего неумение понять ребёнка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.

Направления консультирования родителей

В целом в психологическом консультировании по поводу сложностей отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления:

  1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
  2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по её изменению.
  3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребёнком.

Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье. Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно важно сочетание и первого и второго направления работы. Прежде всего — работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.

Один из них — стереотип насильственного воздействия на ребёнка, которое, как бы в насмешку, родители называют воспитанием. Для многих российских пап и мам может показаться нелепой сама мысль о том, что кормить ребёнка через силу, вталкивая через плотно стиснутые зубы ложку с кашей — это жестокое насилие над ребёнком. Этот «жест заботы» оставляет дыру в символических границах телесности ребёнка, нарушает его целостность и… формирует будущую жертву, уже готовую смириться с проникновением другого человека в её личное пространство.

Вместе с тем, эффективная коммуникация с ребёнком покоится на трёх китах:

  • безусловное принятие;
  • признание того, что ребёнок чувствует;
  • предоставление ему выбора.

Это важнейшее открытие гуманистической и психоаналитической психологии.

Информационно-просветительская работа с родителями

Просетительская работа должна быть направлена, с одной стороны, на преодоление непродуктивных стереотипов и принятия идей воспитания человека с чувством собственного достоинства, а с другой стороны, — на освоение адекватных этим идеям способы взаимодействия с детьми.

Первый шаг, который может и должен сделать взрослый навстречу ребёнку, — это принять его и присоединиться к нему, предположить (не более того!), что ребёнок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она, эта установка, ни была.

Второй — создать опыт подлинно человечных отношений с ребёнком. Ведь движущая сила развития ребёнка — это эффективные отношения его с теми людьми, которые о нём заботятся; условие осмысленности его личного существования — это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. В основе же нарушения развития личности, агрессивности, жестокости, в равной степени свойственных детям и взрослым, лежат не только конфликты, но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте. Необходимо глубоко понять внутренний мир ребёнка и создать опыт «коррегирующей заботы», восполнить недоданное ребёнку тепло, отогреть его душу.

Проведённые в русле психоаналитической педагогики исследования установили: отсутствие эмоционального тепла, оскорбления, жестокость, которую претерпел ребёнок, оказывают на всю его дальнейшую жизнь судьбоносное влияние. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестоким отношениям с окружающими, как бы вновь и вновь мстя им за свой опыт унижений.

Ещё один важный момент консультирования по проблеме детско-родительских отношений: при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого и ребёнка.

При этом важно задавать себе вопросы:

  • что в истории развития моего ребёнка могло привести к агрессивному поведению?
  • могла ли спровоцировать вспышку гнева создавшаяся ситуация?
  • каков вклад взрослого в возникновение конфликта?

Только так мы научимся понимать хотя бы что-то из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые одинаково меняют жизненный путь человека.

Исследования природы агрессивного поведения показали: в основе любого конфликта, немотивированного, на первый взгляд, взрыва агрессии ребёнка лежит страх. Все многочисленные страхи (перед смертью, обществом и отдельными его представителями, лицами противоположного пола, перед своими запретными, с точки зрения морали, чувствами) свойственны и ребёнку, и воспитывающему его взрослому. Возникают же они на основе пережитого негативного опыта: память о нём актуализируется в боязнь быть травмированным, обиженным. Страх подвергнуться нападению в ситуации, в чём-то напоминающей прошлый опыт, трансформируется в гнев, ярость, архаическое чувство злобы.

Первый шаг к подлинно гуманному воспитанию — в понимании взрослым субъективного образа мира ребёнка, его чувств и эмоций, в том числе и тех, которые в нашей культуре привыкли считать негативными.

Второй шаг — в стремлении изжить страх, создать отношения, свободные от страха, коррегирующий опыт заботы. Для этого необходимо отказаться от манипулирования поведением и репрессивных мер (отметки, замечания, наказания и пр.) и обратиться к сфере чувств и переживаний ребёнка, научиться понимать ребёнка и взаимодействовать с ним.

Читать статью  Родители варфоломея какие отношения складывались в семье

Идею коррегирующего опыта заботы легче провозгласить, чем реализовать. На её пути множество препятствий. И первое из них — родители, воспитанные в страхе и несвободе. Именно поэтому в консультирование родителей целесообразно включать методы, дающие живое знание и раскрепощающие их собственную эмоционально-рефлексивную сферу, позволяющие принимать себя и уверенно чувствовать себя во взаимодействии с детьми.

Коррекция детско-родительских отношений

Тактики работы психолога в процессе консультирования

В процессе консультирования родителей по проблемам детско-родительских отношений возможны две тактики работы:

  1. Усиление когнитивного аспекта. здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и т.д.
  2. Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.

Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них.

Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:

  • участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
  • участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;
  • каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими проблемами.

На занятиях особое место отводится анализу семейных отношений, приёмов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовность родителей к предстоящей внутренней работе. Однако, в процессе длительного консультирования, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы. Эти тактики можно использовать в учреждениях социальной защиты.

Особенности детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения

Когда в семье появляется ребёнок, жизнь обоих родителей меняется на 180 градусов. Некоторые родители планируют беременность несколько месяцев, а то и лет. И когда появляется новый член семьи, на плечи родителей ложится огромная ответственность. Прежде всего, родители должны регулярно заниматься воспитанием своих сына или дочери. От воспитания полностью зависит будущее вашего малыша и формирование личности.

В момент воспитания начинают формироваться детско-родительские отношения. Отношения— это всегда не просто, а вот отношения между родителем и ребёнком — это сложная система, в которой необходимо тщательно разбираться. Порой, чтобы разобраться и понять взаимоотношения между родителем и ребёнком уходят годы.

Отношения ребенка и родителя в психологии

Все психологи утверждают, что ребёнок счастлив лишь тогда, когда в его семье царит мир и порядок, а мама с папой любят и понимают друг друга. И наоборот: когда в семье случаются частые ссоры и недопонимания, ребёнок растёт в негативной среде. Тогда либо ребёнок растёт несчастным и подавленным, либо чувствует и ведёт себя как глава семьи.

Взаимоотношения в семье с ребенком

Чтобы избежать подобных ситуаций, родители должны избегать ссор, скандалов, недопониманий в кругу семьи особенно на глазах ребёнка. Здесь крайне важно не потерять взаимопонимание между ребёнком и родителем.

Крайне важно проводить беседы с ребёнком и помочь ему понять, что он может смело делиться своими проблемами и переживаниями. Порой случается, что с возрастом ребенок начинает доверять друзьям и знакомым больше, чем своим маме и папе.

Что такое семья и родительские отношения?

Семья – это малая социально-психологическая группа, которая складывается на основе глубоких доверительных отношений между всеми ее членами. То, какой будет семья и родительские отношения, зависит от знаний, стремлений и целей между ее членами.

Родительские отношения— это связи между родителем и ребёнком в целом. А вот уровень этих отношений зависит именно от самого родителя. Ведь мама и папа являются главным источником воспитательной функции. И они должны учесть каждую деталь, чтобы этот механизм работал правильно.

Типы семейных отношений

Психологи выделяют 6 основных типов семейных отношений:

  • Социально-биологические;
  • Хозяйственно-экономические;
  • Нравственные;
  • Правовые;
  • Педагогические;
  • Психологические

Типы родительских отношений

    Социально-биологические семейные отношения.

Этот тип семейных отношений отвечает за половозрастную систему: рождаемость и гигиена, забота родителей и детей друг о друге.

Такой тип отношений отвечает за формирование семейного бюджета, заработок средств и заботу о пожилых и маленьких членах семьи.

Такой тип отношений говорит об особенностях отношений между мужем и женой. Кроме того, этот тип отношений отвечает за вопросы усыновления и наследования.

Этот тип семейных отношений отвечает по большей части за воспитание детей. Также они влияют на нравственные и моральные ценности каждого члена семьи.

Каждый родитель несёт воспитательную функцию и на протяжении жизни передает ее каждому своему ребёнку. Именного от педагогических отношений зависит вся воспитательная функция.

Этот тип отношений говорит о психологии внутри семьи между каждым ее членом. Характер этих отношений говорит об эмоциях, воспоминаниях в семье и сфере общения. Чтобы в семье были здоровые психологические отношения, семья должна быть крепкой и поддерживать друг друга во всем.

Детско-родительские отношения внутри семьи.

Отношения между детьми и родителями отвечают за множество разных задач. Большинство из них отвечают за благополучие малыша. Интересным моментом является то, что взаимодействие здесь идёт от ребенка к родителю.

Когда (и если) родители позволяют ребенку слишком многое и превозносят его, он растёт полагая, что весь мир должен относиться к нему подобным образом. Здесь трудно сказать, насколько это все опасно. Но у ребенка появляются конфликты за пределами семьи. Так случается, когда ребенок считает, что весь мир вращается вокруг него. Когда родители потакают любому капризу и дают все, о чем просит ребёнок, малыш привыкает к этому и ожидает того же от всего мира. А вот будут ли окружающие столь чуткими и доброжелательными к нему? Ответ тут скорее всего отрицательный.

Способы воспитания детей

В детско-родительских отношениях выделяют такое понятие, как стиль воспитания. Чаще всего родители об этом даже не догадываются, а воспитывают своих сына или дочь интуитивно (либо опираются на труды психологов и педагогов). Тогда они придерживаются не одного стиля воспитания, а скорее, это сочетание 2-3 стилей сразу. Хотя, доминирующим является какой-то один конкретный стиль. Какие же стили воспитания выделяют?

  • Демократический;
  • Авторитарный;
  • Гиперопекающий;
  • Гипоопекающий;
  • Жесткий.

Отношения с родителями какие бывают

    Демократический стиль воспитания.

Когда в семье придерживаются демократического стиля воспитания, главная роль в семье принадлежит родителям. Они принимают все важные решения, однако, мнение ребенка касательно этого вопроса тоже учитываются. В этом случае окончательное решение зачастую принимается вместе на семейном совете. Психологи утверждают, что этот стиль воспитания является самым правильным в современном мире.

Это полная противоположность демократическому стилю. В такой семье все решения принимаются исключительно родителями, а мнение ребенка здесь не играет никакого значения. Дети обычно выполняют беспрекословно любое поручение родителей, не задают лишних вопросов и не проявляют никакой реакции. Родитель держит под контролем каждый шаг своего ребенка, указывает ему, что делать, как говорить и даже как думать.

Это тоже своего рода, противоположный стиль воспитания авторитарному. Когда ребёнок растёт в подобных условиях, он получает абсолютно все, что хочет и не знает отказа. Ребенок не понимает, что такое опасность и где она его может поджидать. Он знает, что в случае чего, семья его защитит и подставит своё плечо. Малыш сам не может принимать никакие решения: когда поесть, погулять или лечь спать. Если ребёнок случайно поранится, родители начинают опекать его ещё больше. Со временем эта опека только усугубляется: родители выбирают, с кем их сын или дочь пойдёт гулять, с кем будет дружить и тд. Такие родители предпочитают все держать в своих руках и контролировать на 100%.

Читать статью  Как вернуть семью после развода

В семье с таким стилем воспитания родители живут своей жизнью, занимаются своими делами, не обращая никакого внимания на ребенка. А если сыну или дочери что-то нужно, родители просто игнорируют его слова или просьбу. В таких семьях дети растут сами по себе, постоянно находятся в одиночестве и им просто некому рассказать о своих проблемах. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы и тепла родителей, и со временем начинает искать поддержку вне семьи. Когда же родители понимают свои ошибки, ребенок уже достаточно отдалился от родных и не хочет с ними делиться своими достижениями.

Жесткий стиль воспитания не зря называют жестким. Когда родитель руководствуется этим типом воспитания, он требует от ребенка выполнение его требований исключительно в жесткой форме. Маленький человек стремится приложить все усилия, чтобы сделать маму или папу счастливыми и выполняют любое поручение. Если же какую-то просьбу выполнить не получается, то ребенок очень страдает. Такое воспитание в корне неправильное, ведь ребёнок растёт с массой комплексов, которые будут только вредить ему.

Рождение малыша и ролевая позиция.

Великий австрийский психолог Фрейд выявил интересную закономерность. Он обнаружил, что, чем старше становится ребёнок, тем больше ответственности он берет на себя.

Рождение ребенка в семье

Старшие братья и сестры часто замечают, что родители проявляют больше внимания и любви своим младшим детям именно потому, что они являются младшими.

Если у ребенка нет братьев и сестер и он один растет в семье, никаких проблем с самооценкой у него нет. А вот дети из многодетных семей часто страдают из-за целого букета комплексов. Так детям приходится бороться за внимание и любовь родителей постоянно. И если кто-то из малышей получает меньше внимания, начинает страдать. В дальнейшем такие дети продолжают бороться за внимание окружающих на протяжении жизни, и порой используют не самые честные методы для достижения своих целей.

Каковы параметры воспитания?

Среди параметров родительского воспитания стоит выделить родительский контроль и родительские требования. Почему же именно они?

Каждый родитель обычно требует от своего ребенка примерного поведения. Чем выше требования и ожидания родителей, тем больше ребёнок старается превзойти эти ожидания. Но порой родитель может чересчур увлечься, не понимая, что ребёнок не всегда может оправдать их желания и надежды.

Семья с ребенком

Как результат, ребенок прикладывает все силы, чтобы родитель был доволен, но не получает должного поощрения и похвалы. Из-за этого случается диссонанс и у малыша нарушается психологическое состояние. Поэтому родитель должен контролировать свои требования и понимать, являются ли они выполнимыми для маленького человека. Иначе это может негативно сказаться на его здоровье.

Для родителей стало нормой, что все действия их детей находятся под их чутким контролем. Во многих семьях принято, что дети подчиняются родителям и беспрекословно выполняют то, что им велено. Это идёт либо на генетическом уровне, либо из детства. А ведь раньше так и было: дети должны были подчиняться старшим и выполнять любые их указания.

Принципы детско-родительских отношений

  • Принцип равенства — дети и родители обладают одними и теми же правами;
  • Принцип соразвития направлен на то, чтобы развитие ребенка шло одновременно с развитием родителя;
  • Принцип принятия основывается на взаимопонимании между друг другом;
  • Принцип понимания требует, чтобы родители стремились понять своих детей, а это способствует укреплению семейных уз и дружеских отношений в семье;
  • Принцип общения — это когда общение играет главную роль в воспитании. Чем больше родители и ребенок общаются, тем крепче и лучше складываются их отношения;
  • Принцип дружбы работает, когда родители и дети развлекаются в тёплом семейном кругу и проводят время вместе как друзья.

Семья развивает ребенка.

Чем больше родители уделяют времени своему ребёнку, тем более полноценным членом общества он растёт. Благодаря чуткому вниманию мамы и папы любой ребенок сформируется в зрелую личность и будет готов вступить во взрослую жизнь.

Но родители часто игнорируют этот факт. Порой ребёнку хочется выговориться, поделиться, спросить совет, но родители в этот момент заняты своими делами, работой. А бывает и так, что у ребенка всего один родитель и он не может дать достаточно внимания и любви своему малышу. Тогда ребёнок ищет, где бы восполнить недополученное с ранних лет общение.

Прогулки семьи с ребенком

Ребенок держит все переживания внутри, начинает замыкаться в себе, а потом выплескивает все свои проблемы на окружающее общество.

Как влияют наши установки на детей

Часто мы навязываем собственные установки на окружающих нас людей. Однако, это не так просто. А вот навязать установки собственному ребёнку куда проще. Но чем больше мы пытаемся достичь собственного удовлетворения, тем больше страдают наши дети.

Установки матери или отца никак не должны ущемлять интересы ребенка. Ведь то, что мы проектируем на ребенка, он будет проектировать на своих детей и так далее. Лучшее решение здесь— это стремиться удовлетворить потребности друг друга в равной степени.

Типы детско-родительского общения

То, как родитель общается с ребёнком, напрямую зависит дальнейшая его жизнь.

В отзывчивых семьях родители и дети постоянно взаимодействуют за счет чего между ними складываются доверительные отношения.

Когда родитель постоянно следит за ребёнком, контролирует его смс и социальные сети, в семье преобладает враждебный тип общения.

Счастливая семья на море

При материально-ориентированном типе общения родители стремятся создать материальное благополучие в семье и обеспечить детей всевозможными благами, например, отправить учиться в высшие заведения.

Дети полностью зависят от родителей. И крайне важно помнить, что благополучие каждого малыша именно в руках его родителей.

Детско-родительские отношения — консультации и рекомендации

Консультации по вопросам детско-родительских отношений

Проблемы детско-родительских отношенийЗаписаться
Проблемы воспитания и личностного развития ребенкаЗаписаться
Разногласия, противоречия и конфликты повзрослевших детей и родителейЗаписаться

Конфликт между родителями и ребенком - фото

Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Многие сталкиваются с этим вопросом, социальное явление распространено, обусловлено взрослением ребенка, становлением его как личности, появлением собственных интересов, мнений, увлечений. Проблемы возникают даже в дружественных отношениях, угрожают благополучным семействам. В чем же причины столкновения взглядов? Ответить на вопрос можно, разобравшись в сути конкретной ситуации, определить методы, направленные на ее исправление.

Конфликт родителей и детей нуждается в подробном разборе, но чересчур углубляться в психологию, определяя причины, здесь не будем. Список основных проблем поверхностен и понятен:

  • Недостаток внимания или излишне жесткий контроль в отношении взрослеющего человека, отсутствие продуманной стратегии воспитания, неготовность прислушиваться к потребностям, пожеланиям, мнениям. Такое поведение родителей не просто провоцирует скандалы и ссоры, но мешает нормальному развитию, формированию зрелой психики.
  • Столкновение поколений. Взрослым и детям нужно уметь договариваться, чтобы конкретное действие направлялось на удовлетворение потребностей обеих сторон. Несоблюдение простого правила приводит к тому, что сторона, интересы которой проигнорированы, демонстрирует резко негативную реакцию.
  • Чрезмерная консервативность родителей, склонность к вредным привычкам, авторитаризм мнений часто становятся поводом для ссоры. Говоря о детях, нужно отметить концентрацию на собственном «я», склонность к обману, лень, упрямство, плохие оценки.
  • Отсутствие семейной гармонии. Зачастую люди, находящиеся в браке, раздражают друг друга. Это приводит к эмоциональному накалу внутри семьи, который постепенно будет становиться более выраженным, неконтролируемым. Ребенок, находящийся в такой обстановке, обязательно столкнется с отклонениями в формировании психики.
  • Социальные проблемы. Неприятности на работе, постоянный недостаток средств – отрицательные эмоции от этих проблем родители нередко компенсируют за счет ругани на ребенка, формируя у него ощущение вины, обиды, злости.
  • Неумение, нежелание родителей держать под контролем чересчур активное детское поведение. Ребенок не видит границ, у него формируется ощущение, что плохие поступки остаются безнаказанными. Это выливается в конфликты с ровесниками, а в более зрелом возрасте – нарушения закона и соответствующие взыскания.
  • Отсутствие психологической зрелости у родителей. Порой взрослый человек не имеет достаточного опыта общения с ребенком, не умеет выстроить контакт, что ведет к разногласиям.
  • Возраст. Стадии взросления характеризуются конкретными особенностями, которые родители должны принять во внимание при общении с ребенком.
Читать статью  Юридическая социальная сеть

Проблема детско-родительских отношений: советы психолога родителям

Кто-то считает, чтения специализированной литературы хватит для того, чтобы справиться с конфликтом. К сожалению, мнение оторвано от реальности. Без упорной и методичной работы не обойдется.

Универсальные тактики, стратегии, действия отсутствуют. Каждый случай разбирается по отдельности. Только так психолог вместе с Вами сможет определить действенные методы работы. Самостоятельное чтение литературы, впрочем, рекомендовано, так как знаний окажется достаточно для того, чтобы не допустить популярных ошибок или, как минимум, уменьшить их количество.

Родителям следует ориентироваться на главное правило – индивидуальность подхода к каждому члену семьи. Даже самому маленькому. Если бездумно выполнять рекомендации, копировать поведенческие модели, используя их в качестве ориентира, то последствия окажутся негативными. Негатив коснется не только конкретного случая, но и всей ситуации.

Психология взаимоотношений родителей и детей подразумевает индивидуальность рассмотрения, что поможет соблюсти интересы каждого участни ка. Умение слышать чужие потребности, корректно выражать мысли… Важно все — мелочей не бывает.

Как разрешить конфликты между родителями и детьми

Разговор отца с сыном - фото

Ссора с ребенком не приносит радости, так что хороший родитель сразу пытается исправить ситуации, ищет рабочие советы и методики. К сожалению, чаще всего предпочитая прессинг, наказание. Польза в этом случае отсутствует. Стремление подчинить взрослеющего человека чужой воле вызовет негативную реакцию. Более того, это помешает раскрытию таланта, не даст личности реализоваться. Наказание нужно воспринимать как крайнюю меру, когда отсутствуют альтернативы. Самая надежная методика – уверенность родителей, отстаивание конкретной позиции, спокойствие, отсутствие дискуссий и ответных реакций на намеренную агрессию.

Вне зависимости от причин конфликтной ситуации, базовые принципы, направленные на ее преодоление и устранение, предполагают следующую тактику:

  • Проработка причин, которые заставляют вас раздражаться, переживать, обижаться, злиться, нервничать. Работа выполняется в спокойном расположении духа, эмоции недопустимы.
  • Определение целей, преследуемых ребенком, нацеленном на конфликт.
  • Спокойный диалог, в котором вы обозначите причины гнева. Нельзя повышать голос, кричать, обращаться к прошлому.
  • Предоставление возможности ребенку выразить чувства, обозначить свою позицию.
  • Тщательный разбор конфликтной ситуации без переубеждения друг друга и заявлений о неправоте противоположной стороны.
  • Двустороннее обозначение предложений, направленных на устранение конфликта.
  • В поисках компромисса нужно разобрать несколько вариантов, выбрать решение, которое кажется приемлемым для всех участников.

Стремление к спокойствию – обязательная норма. Ребенок, при этом, должен понимать личные обязательства и необходимость их выполнения.

Почему возникает конфликт между отцами и детьми: побег из семьи

Ребенок может убежать даже из благополучной семьи, где о нем заботятся. Мнение о том, что столь страшная ситуация имеет место только в неблагополучных семействах – заблуждение. Как правило, у такой реакции есть четкая причина, выражающаяся в определенных жизненных обстоятельствах.

Психология отношений детей и родителей говорит: наиболее рискованный возраст ухода из дома – от 10 до 13 лет. Важность психологического климата для нормального развития психики маленького человека, его спокойствия и комфорта, максимальна. Минимальный конфликт гипертрофируется и воспринимается очень серьезным. В старшем возрасте дети начинают противопоставлять свои мнения и убеждения приоритетам взрослых. Это касается «мелочей» – нарядов, одежды, музыки, фильмов. Впрочем, случаются и более жесткие противостояния, когда уход становится делом принципа. Ребенок демонстрирует, что он достаточно вырос для того, чтобы бороться с обществом и отстаивать интересы собственными силами.

Не стоит лишний раз напоминать, что убежавший ребенок может оказаться в плохой компании, которая может привести его к проблемам с органами правопорядка. Даже если все «не слишком плохо», то уход из дома нельзя игнорировать. Отсутствие родительского надзора провоцирует склонность к обману, попрошайничеству, посягательствам на чужую собственность.

Даже во время ссоры с ребенком нужно помнить, что именно вы, родитель, отвечаете за его жизнь и здоровье. Ребенок – личность, у которой есть не только обязанности, но и права. В том числе, право на совершение ошибок.

Психология отношений: родители и дети — методические рекомендации

Когда родители осознают ошибки, конфликт исчерпается. Необходимо провести переоценку воспитательных методик, поменять правила. Взрослому нужно осознать, что чрезмерная строгость и контроль недопустимы, возможны исключительно партнерские отношения равных людей.

Нужно научиться вместе с ребенком переживать эмоции, как радостные, так и негативные. У ребенка должно быть право на равных участвовать на семейных советах, его мнение должно учитываться при выносе окончательного решения.

Консультации для родителей часто сводятся к рекомендациям о «десяти шагах». Их можно назвать полноценным планом действий, которых нужно придерживаться при общении с ребенком. Родитель обозначает свою позицию в решении конфликта, мягко беседует с ребенком, пытается понять мотивы поступков через наводящие вопросы.

Чтобы разобраться в споре, порой нужно попытаться встать на один уровень с ребенком, понять, какой посыл в поступках. Сочувствие, умение признаться в неправоте – важные моменты. Необходимо помочь решить проблему, посодействовать в корректной формулировке. Согласие с ребенком – основной шаг на пути к миру.

Нельзя игнорировать чужое мнение. Младший член семьи должен поделиться собственным видением ситуации, сказать, что его не устраивает. Если у него есть позиция – пусть он озвучит ее.

Решение конфликта не должно нести выгоду только одной стороне. В выигрыше должен остаться и родитель, и ребенок.

Поиск компромисса

Разговор матери и сына - фото

Современная психология родительства такова, что папы и мамы немало знают о воспитательном процессе. Литература находится в свободном доступе, появляются сайты и форумы, посетители которых могут дать полезные подсказки, поделиться собственным жизненным опытом. Находятся на таких ресурсах и специалисты.

Семейное воспитание, впрочем, остается коллективной работой. Нельзя пытаться занять лидирующую позицию, решать вопросы с позиции собственной выгоды. Мама и папа должны уметь договариваться, в воспитании важны оба взгляда, и мужской, и женский.

Родительская мудрость заключается в умении выступать единым фронтом, чтобы не портить отношения с детьми и друг с другом. Что нужно для этого? Первым делом – обсудить и выработать стратегию поведения, исключить споры, как минимум, в присутствии малыша. В противном случае, он быстро поймет, что родительские мнения противоречат друг другу, папа разрешает одно, мама – другое. Дети хитрые и умные, так что они быстро развернут ситуацию в свою пользу, начнут умело манипулировать.

Нельзя действовать вразнобой. Нельзя решать собственные задачи, о которых не знает партнер, либо он против них. В действиях должно присутствовать единство, логика и согласие. Конечно, для этого придется решить немало вопросов. Вполне вероятно, придется идти на какие-то уступки, достигать компромиссов, проговаривать и обозначать детали. Это сложно, но компромисс, в итоге, принесет реальную пользу вашему семейству.

Необходимо определить конкретные границы, которые меняются и корректируются в процессе взросления ребенка. Постепенно можно позволять ему что-то новое, соотносящееся с реальным миром. Чрезмерная опека недопустима, но недопустима и вседозволенность. Такой подход исключит прекращение семейных отношений и прочие негативные последствия, окажется, в итоге, выигрышем для всех сторон.

Источник https://psyvsem.ru/psy-konsultirovanie/konsultirovanie-detsko-roditelski.html

Источник https://inring.ru/blog/psihologiya/detsko-roditelskie-otnosheniya/

Источник https://www.andrey-kolosovtsev.ru/uslugi/detsko-roditelskie-otnosheniya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: