Родители варфоломея какие отношения складывались в семье

 

Содержание

Родителях варфоломея какие отношения складывались в семье. Б

Вопросы и ответы к произведению «Преподобный Сергий Радонежский»

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти­хие и спокойные, почтенные и справедли­вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст­ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини­мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы­денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове­щивали его.

«Замечательны… отношения с родны­ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло­мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со­блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши­вала сына не насиловать себя, но он поч­тительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и маль­чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встре­тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы­нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то­варищей».

А родителям мальчика, когда тот при­вел его в дом, подтвердил, что мальчик одолеет чтение и будет хорошо понимать Священное Писание, и затем добавил: «Отрок будет некогда обителью Пресв. Троицы; он многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей». Так и случилось.

Какие качества характеризуют человека, по­святившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо­любие, добросовестность, природная скром­ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю­бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Читать еще: Сонник к чему снится мясо говядины. «Говядина к чему снится во сне? Если видишь во сне Говядина, что значит? Сонник Миллера

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпи­зоды, которые произвели на вас наибольшее впе­чатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по­строить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо­дати и для разумения Священного Писа­ния».

«Варфоломей и Степан выбрали мес­то в десяти верстах от Хотькова» и основа­ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо­ломей же в полном одиночестве продол­жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер­пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».

«Братия желала, чтобы Сергий стал игу­меном».

«Мамай решил покончить с непокор­ным Дмитрием…» «После трапезы Препо­добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви». Материал с сайта //iEssay.ru

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа­но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно­ризца саном пресвитера». Очевидно, ста­рец его понял:

— Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на мо­литву».

Чем, на ваш взгляд, отличается канониче­ское (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, прави­лами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писа­телю для создания образа героя, его отли­чает более свободная композиция. Кано­нический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Б.К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский

Сочинение о Сергии Радонежском мы можем написать после того, как познакомимся с очерком Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Сергий Радонежский Зайцев

Жизнь Преподобного Сергия Радонежского была описана Борисом Зайцевым. Случилось это в 1925 году. В произведении Преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает об известном святом, которого на Руси все почитали, а чтобы и мы познакомились с Сергием Радонежским в сочинении предлагаю вам небольшое краткое содержание Зайцева Преподобный Сергий Радонежский, которое расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события случились с Варфоломеем в детстве.

Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье и родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, что носила под сердцем младенца, была в церкви на службе, все услышали троекратный крик ребенка из утробы матери. Женщина стала переживать, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о произошедшем с ней событием, священник сказал, что ребенок в будущем будет слугой Святой Троицы.

Это был ребенок, который очень любил природу, которому родители еще с детства привили чувство ответственности и долга. Будущему Преподобному Сергию очень тяжело давалась грамота и по этому поводу он сильно переживал, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старец, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей одолеет грамоту, и будет читать священное Писание. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет за собой и приведет к пониманию божьих заповедей. Так оно и случилось. Мальчик стал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей, Сергий ушел в лес, где была построена церковь имени Святой Троицы, а чуть позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь его знают, как Сергий.

Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, который был также озабочен угрозой со стороны орды, пришлось даже благословлять воинов на битвы, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но вышло победителем в сражении с монголо-татарами.
После смерти Сергия, от его сердца исходило благоухание, а проводить его пришло очень много людей.

Далее в сочинении о Сергии Радонежском выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас правде, труду, вере, мужественности. А чтобы более подробно узнать о жизни святого, советую познакомиться с Зайцевым и его Преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полном варианте его произведение.

Читать еще: Описание радуги. Детская исследовательская работа «Откуда берётся радуга? Красная радуга — вид радуги, образующийся на закате солнца

Родителях варфоломея какие отношения складывались в семье. Б

Ответ оставил Гость

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обыденности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.

«Замечательны… отношения с родными». И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей».

А родителям мальчика, когда тот привел его в дом, подтвердил, что мальчик одолеет чтение и будет хорошо понимать Священное Писание, и затем добавил: «Отрок будет некогда обителью Пресв. Троицы; он многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей». Так и случилось.

Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Патриарх Кирилл: Пример отрока Варфоломея — это пример и для наших детей, для нашей молодежи. Житие

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти-хие и спокойные, почтенные и справедли-вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст-ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини-мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы-денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове-щивали его.

«Замечательны… отношения с родны-ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло-мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со-блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши-вала сына не насиловать себя, но он поч-тительно, но твердо возражал.

Варфоломею не давалась наука, и маль-чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встре-тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы-нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то-варищей».

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо-любие, добросовестность, природная скром-ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю-бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по-строить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо-дати и для разумения Священного Писа-ния».

«Варфоломей и Степан выбрали мес-то в десяти верстах от Хотькова» и основа-ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо-ломей же в полном одиночестве продол-жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер-пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».

«Братия желала, чтобы Сергий стал игу-меном».

«Мамай решил покончить с непокор-ным Дмитрием…» «После трапезы Препо-добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви». Материал с сайта

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа-но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно-ризца саном пресвитера». Очевидно, ста-рец его понял:

Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

Читать статью  Институт семьи и брака в современном обществе

И под тем же дубом встал старец на мо-литву».

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, прави-лами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писа-телю для создания образа героя, его отли-чает более свободная композиция. Кано-нический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • расскажите о родителях варфоломея какие отеошения
  • доклад о сергии радонежском краткое содержание
  • преподобный сергий радонежский в сокращении
  • тест к произведению Сергий Радонежский
  • как сергий радонежский обучался грамоте

Сочинение о Сергии Радонежском мы можем написать после того, как познакомимся с очерком Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Сергий Радонежский Зайцев

Жизнь Преподобного Сергия Радонежского была описана Борисом Зайцевым. Случилось это в 1925 году. В произведении Преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает об известном святом, которого на Руси все почитали, а чтобы и мы познакомились с Сергием Радонежским в предлагаю вам небольшое Зайцева Преподобный Сергий Радонежский, которое расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события случились с Варфоломеем в детстве.

Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье и родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, что носила под сердцем младенца, была в церкви на службе, все услышали троекратный крик ребенка из утробы матери. Женщина стала переживать, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о произошедшем с ней событием, священник сказал, что ребенок в будущем будет слугой Святой Троицы.

Это был ребенок, который очень любил природу, которому родители еще с детства привили чувство ответственности и долга. Будущему Преподобному Сергию очень тяжело давалась грамота и по этому поводу он сильно переживал, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старец, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей одолеет грамоту, и будет читать священное Писание. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет за собой и приведет к пониманию божьих заповедей. Так оно и случилось. Мальчик стал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей, Сергий ушел в лес, где была построена церковь имени Святой Троицы, а чуть позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь его знают, как Сергий.

Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, который был также озабочен угрозой со стороны орды, пришлось даже благословлять воинов на битвы, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но вышло победителем в сражении с монголо-татарами.
После смерти Сергия, от его сердца исходило благоухание, а проводить его пришло очень много людей.

Далее в сочинении о Сергии Радонежском выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас правде, труду, вере, мужественности. А чтобы более подробно узнать о жизни святого, советую познакомиться с Зайцевым и его Преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полном варианте его произведение.

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти­хие и спокойные, почтенные и справедли­вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст­ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини­мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы­денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове­щивали его.

«Замечательны… отношения с родны­ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло­мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со­блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши­вала сына не насиловать себя, но он поч­тительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и маль­чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встре­тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы­нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то­варищей».

Какие качества характеризуют человека, по­святившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо­любие, добросовестность, природная скром­ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю­бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпи­зоды, которые произвели на вас наибольшее впе­чатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по­строить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо­дати и для разумения Священного Писа­ния».

«Варфоломей и Степан выбрали мес­то в десяти верстах от Хотькова» и основа­ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо­ломей же в полном одиночестве продол­жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер­пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».

«Братия желала, чтобы Сергий стал игу­меном».

«Мамай решил покончить с непокор­ным Дмитрием…» «После трапезы Препо­добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви».

Рассмотрите репродукцию картины М. Несте­рова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?
На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа­но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно­ризца саном пресвитера». Очевидно, ста­рец его понял:

— Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на мо­литву».

Чем, на ваш взгляд, отличается канониче­ское (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Вопросы и задания

1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

3. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

4. Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

1. Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

2. Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие от художественного авторского текста?

Литература XVIII века

События истории в произведениях XVIII века

В XVIII столетии значительно усиливается интерес русской науки и литературы к мировой и отечественной истории. Изучение летописей и других исторических документов приобретает характер научного исследования. В XVIII веке создаются такие замечательные труды по истории, как «История Российская» в семи томах В. Н. Татищева, начато создание «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Писатели охотно обращаются в своем творчестве к сюжетам античной и родной истории, образам исторических деятелей прошедших эпох. Посредством изображения исторических событий авторы выражают свое осознание огромной значимости России в судьбах мира, а также высказывают собственные философские, нравственные, политические и социальные воззрения. Порой, обращаясь к событиям минувших эпох, они оценивают современность, высказываются по тем насущным проблемам, которые она поставила. Так, один из образованнейших людей петровской и послепетровской эпохи, архиепископ и писатель Феофан Прокопович создал трагедокомедию «Владимир», в которой обратился ко времени крещения Руси. Автору удалось в пьесе выразить свое отношение к актуальным проблемам XVIII века: распространение просвещения и внутрицерковные распри.

К исторической тематике обращались в своем творчестве М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Н. М. Карамзин. Опираясь на тот или иной исторический сюжет, они создавали оды, стихотворения, драматические произведения, повести. Таковы, к примеру, трагедии Сумарокова «Хорев», «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Синав и Трувор» и др., в которых на фоне событий, происходивших в Киевской Руси, в Смутное время и другие периоды русской истории, драматург рассматривает такие важные для его времени проблемы, как деспотизм, взаимоотношения человека и государства.

Одной из привлекающих внимание писателей и читателей тем была тема Новгорода Великого – его вольности, как в ранний период его развития, так и во времена присоединения к Московской Руси Иоанном III. Среди произведений, написанных на этот сюжет, выделяются трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» и повесть Н. М. Карамзина «Марфа-посадница».

Трагедия Княжнина была написана в 1789 году. В ее основу автор положил летописный эпизод о мятеже Вадима Храброго против варяжского князя Рюрика, приглашенного славянами княжить на Руси. Вадим возвращается в Новгород после трехлетнего отсутствия. Пока он сражался с врагами, в самом Новгороде было уничтожено народное представительство, а власть полностью передана Рюрику.

В трагедии развертывается и любовная интрига: дочь Вадима и Рюрик любят друг друга, и в душе Рамиды происходит борьба между любовным чувством и долгом перед отцом. Однако в центре трагедии – столкновение Вадима и Рюрика как политических противников. Оба они обрисованы Княжниным как герои благородные, добродетельные и достойные уважения.

Рюрик – разумный монарх, он правит по просьбе народа, призвавшего его в трудный момент жизни Новгорода. Он готов примириться с Вадимом даже после мятежа. Вадим же выступает за республиканскую форму правления Новгородом. Он бескомпромиссен и не может примириться, что вольность сограждан навсегда уничтожена, а Новгородом будет править монарх. Монархия неприемлема для свободной души Вадима, с ней, по его представлениям, связана тирания. Потерпев поражение, Вадим предпочитает смерть рабству.

Николай Михайлович Карамзин
(1766–1826)

Тема Великого Новгорода и новгородской вольницы, борьбы между сторонниками монархии и республиканской формы правления привлекает внимание Николая Михайловича Карамзина, выдающегося историка и писателя XVIII – начала XIX века, как в «Истории государства Российского», так и в художественной повести «Марфа-посадница». В их основе – рассказ о покорении Новгорода великим московским князем Иоанном III.

Как же сложились судьбы Марфы Борецкой и других знатных новгородских бояр после поражения Новгорода и его присоединения к Московскому княжеству? Многие из них были прощены Иоанном в знак миролюбия. Семья Борецких была вывезена в Москву, ее имения были присоединены к княжескому имуществу. Марфу направили в ссылку в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини и получила имя Мария. Дата смерти ее остается неизвестной. Так излагали сведения о дальнейшей судьбе Марфы и Карамзин-историк, и многие другие ученые.

Однако драматизм и яркость событий, связанных с противостоянием Новгорода и Москвы в XV столетии, необычность для того времени личности женщины – политического деятеля, ее бескомпромиссной натуры вдохновили Карамзина на создание исторической художественной повести. В ней Марфа Борецкая наряду с Иоанном III становится главной героиней, и изображение ее существенно отличается от характеристики, данной автором в «Истории государства Российского».

Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. Историческая повесть. В сокращении

Вот один из самых важнейших случаев российской истории! – говорит издатель сей повести. – Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новогородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев; они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

В наших летописях мало подробностей сего великого происшествия, но случай доставил мне в руки старинный манускрипт, который сообщаю здесь любителям истории и сказок, исправив только слог его, темный и невразумительный. Думаю, что это писано одним из знатных новогородцев, переселенных великим князем Иоанном Васильевичем в другие города. Все главные происшествия согласны с историею. И летописи и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом и хотела (весьма некстати!) быть Катоном своей республики.

Читать статью  Образец написания характеристики на семью обучающегосяматериал

Кажется, что старинный автор сей повести даже и в душе своей не винил Иоанна. Это делает честь его справедливости, хотя при описании некоторых случаев кровь новогородская явно играет в нем. Тайное побуждение, данное им фанатизму Марфы, доказывает, что он видел в ней только страстную , пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину.

Цели урока: углубить знания учащихся о жанре жития; помочь понять текст жития; развивать навыки анализа текста, содействовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Оборудование: репродукции икон Сергия Радонежского, картина И.М.Седых “Воскресенский храм”, иллюстрации Троице-Сергиевой лавры, репродукция картины М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, выставка книг о преподобном Сергии Радонежском и “Житие Сергия Радонежского”, фотографии Воскресенского храма.

Литературоведческие термины для урока: Агиография, герой, житие, легенда, метафора, образ, “плетение словес”, проблема, характер, шедевр, “этикетность” древнерусской литературы.

Словарь урока: аскетизм, благородство, благочестие, верность, высокомерие, гордость, грех, добродетель, кротость, любовь, милосердие, покаяние, прощение, смирение, страстотерпец.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать “Житие Сергия Радонежского”.
  2. Вспомнить особенности жития.
  3. Индивидуальные задания:

I. Вступительное слово учителя.

Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (пустынников, молчальников, затворников, столпников, основателей монастырей)… Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского? (Слайд №2). Презентация

Отчет учащихся: беседа с настоятелем храма отцом Игорем, сообщение по картине И.М.Седых. (Слайд № 3, 4, 5)

Писатель Борис Зайцев пишет: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нем есть смолистость Севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип. Если считать – а это очень принято, — что “русское” есть гримаса, истерия и юродство…, то Сергий – явное опровержение. …Сергий как раз пример, любимейший самим народом, — ясности, света прозрачного и ровного”.

II. Повторение изученного.

Жанр жития нам уже знаком. Что такое житие? Вспомните его особенности.

Жития каких святых людей вам известны? (Житие Бориса и Глеба”, ”Житие Феодосия Печерского”)

III. Новый материал

В Древней Руси существовало два слова для обозначения литературного творчества:

Записываем слова в тетрадь (в скобках русскими словами «хитрость» и «художество»). Словом «художество» принято было обозначать те произведения, которые были проникнуты высоким смыслом, писались ради великих идей. И в первую очередь сюда относились произведения житийной литературы, которые назывались словом «агиография» — святописание (используется съёмный словарь, слова записываются в тетрадь).

Этим словом и в современной литературе обозначают жития святых.

Итак, любое житие — художественное произведение, следовательно, создаётся оно по законам художественного творчества. И образ главного героя-святого тоже этим законам подчиняется. А как становятся святыми? (Ответы детей)

Учитель: Да немало надо потрудиться, чтобы так прославили тебя. Как же складывалась человеческая жизнь Сергия? Давайте вспомним этапы его жизни.

План жития

1) Детство.

2) Жизнь, подвиги, учение.

3) Кончина.

4) Посмертная слава.

Учитель: Законы художества, законы творчества были общими для многих произведений. Какое бы житие мы бы ни взяли, мы увидим, что жизненный путь героя обрисован везде примерно одинаково.

Выделим то общее, что встретилось во всех планах. Своеобразна композиция жития. (Вспомним, что такое композиция?). Но композиция жития отличается от композиции других художественных произведений. Нет нарастания действия.

Вывод. Житие всегда построено так, чтобы наилучшим образом показать жизнь святого. Отсюда житие. Но в то же время оно похоже на гладкую дорогу.

Мы постоянно на уроках говорим об общих законах построения художественных произведений. Значит, и закон создания художественного образа здесь вполне действителен. Что это за закон? (Вообразить — преобразить — изобразить)

Художник Михаил Нестеров написал картину “Видение отроку Варфоломею”. На слайде репродукция картины. Давайте послушаем рассказ о том, что изобразил художник на картине.

Рассказ учащегося о картине М.В.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”. (Слайд №6)

Задание: найдите в тексте “Жития Сергия Радонежского” эпизод, изображенный художником Нестеровым и выразительно прочитайте его.

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
  2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
  3. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  4. Что произошло с Варфоломеем после смерти родителей?
  5. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  6. Перечислите добродетели святого.
  7. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  8. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  9. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевом побоищем, отказ от архиерейства и другие)?

Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению богу и Руси?

Чем велик Сергий? Что делает в житии образ Сергия идеальным? Благодаря чему создается в нашем восприятии идеальный образ святого Сергия?

2. Обзор репродукции икон Сергия Радонежского, иллюстраций Троице-Сергиевой лавры, книг о Сергии Радонежском.

2. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о жанрах древнерусской литературы. (Слайд №8)

1. В мире литературы: Учебник для 7 класса/ Под общ.ред. А.Г.Кутузова. М. Дрофа.

2. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., — М.: Сов. Россия, 1991 г.

Патриарх Кирилл: Пример отрока Варфоломея — это пример и для наших детей, для нашей молодежи. Житие

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти-хие и спокойные, почтенные и справедли-вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст-ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини-мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы-денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове-щивали его.

«Замечательны… отношения с родны-ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло-мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со-блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши-вала сына не насиловать себя, но он поч-тительно, но твердо возражал.

Варфоломею не давалась наука, и маль-чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встре-тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы-нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то-варищей».

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо-любие, добросовестность, природная скром-ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю-бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по-строить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо-дати и для разумения Священного Писа-ния».

«Варфоломей и Степан выбрали мес-то в десяти верстах от Хотькова» и основа-ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо-ломей же в полном одиночестве продол-жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер-пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».

«Братия желала, чтобы Сергий стал игу-меном».

«Мамай решил покончить с непокор-ным Дмитрием…» «После трапезы Препо-добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви». Материал с сайта

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа-но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно-ризца саном пресвитера». Очевидно, ста-рец его понял:

Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на мо-литву».

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, прави-лами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писа-телю для создания образа героя, его отли-чает более свободная композиция. Кано-нический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • расскажите о родителях варфоломея какие отеошения
  • доклад о сергии радонежском краткое содержание
  • преподобный сергий радонежский в сокращении
  • тест к произведению Сергий Радонежский
  • как сергий радонежский обучался грамоте

Сочинение о Сергии Радонежском мы можем написать после того, как познакомимся с очерком Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Сергий Радонежский Зайцев

Жизнь Преподобного Сергия Радонежского была описана Борисом Зайцевым. Случилось это в 1925 году. В произведении Преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает об известном святом, которого на Руси все почитали, а чтобы и мы познакомились с Сергием Радонежским в предлагаю вам небольшое Зайцева Преподобный Сергий Радонежский, которое расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события случились с Варфоломеем в детстве.

Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье и родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, что носила под сердцем младенца, была в церкви на службе, все услышали троекратный крик ребенка из утробы матери. Женщина стала переживать, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о произошедшем с ней событием, священник сказал, что ребенок в будущем будет слугой Святой Троицы.

Это был ребенок, который очень любил природу, которому родители еще с детства привили чувство ответственности и долга. Будущему Преподобному Сергию очень тяжело давалась грамота и по этому поводу он сильно переживал, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старец, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей одолеет грамоту, и будет читать священное Писание. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет за собой и приведет к пониманию божьих заповедей. Так оно и случилось. Мальчик стал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей, Сергий ушел в лес, где была построена церковь имени Святой Троицы, а чуть позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь его знают, как Сергий.

Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, который был также озабочен угрозой со стороны орды, пришлось даже благословлять воинов на битвы, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но вышло победителем в сражении с монголо-татарами.
После смерти Сергия, от его сердца исходило благоухание, а проводить его пришло очень много людей.

Далее в сочинении о Сергии Радонежском выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас правде, труду, вере, мужественности. А чтобы более подробно узнать о жизни святого, советую познакомиться с Зайцевым и его Преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полном варианте его произведение.

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти­хие и спокойные, почтенные и справедли­вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст­ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини­мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы­денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове­щивали его.

«Замечательны… отношения с родны­ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло­мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со­блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши­вала сына не насиловать себя, но он поч­тительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и маль­чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встре­тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы­нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то­варищей».

Читать статью  Женские велосипеды. Исследование особенностей для комфортного катания

Какие качества характеризуют человека, по­святившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо­любие, добросовестность, природная скром­ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю­бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпи­зоды, которые произвели на вас наибольшее впе­чатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по­строить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо­дати и для разумения Священного Писа­ния».

«Варфоломей и Степан выбрали мес­то в десяти верстах от Хотькова» и основа­ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо­ломей же в полном одиночестве продол­жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер­пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».

«Братия желала, чтобы Сергий стал игу­меном».

«Мамай решил покончить с непокор­ным Дмитрием…» «После трапезы Препо­добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви».

Рассмотрите репродукцию картины М. Несте­рова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?
На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа­но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно­ризца саном пресвитера». Очевидно, ста­рец его понял:

— Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на мо­литву».

Чем, на ваш взгляд, отличается канониче­ское (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Вопросы и задания

1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

3. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

4. Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

1. Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

2. Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие от художественного авторского текста?

Литература XVIII века

События истории в произведениях XVIII века

В XVIII столетии значительно усиливается интерес русской науки и литературы к мировой и отечественной истории. Изучение летописей и других исторических документов приобретает характер научного исследования. В XVIII веке создаются такие замечательные труды по истории, как «История Российская» в семи томах В. Н. Татищева, начато создание «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Писатели охотно обращаются в своем творчестве к сюжетам античной и родной истории, образам исторических деятелей прошедших эпох. Посредством изображения исторических событий авторы выражают свое осознание огромной значимости России в судьбах мира, а также высказывают собственные философские, нравственные, политические и социальные воззрения. Порой, обращаясь к событиям минувших эпох, они оценивают современность, высказываются по тем насущным проблемам, которые она поставила. Так, один из образованнейших людей петровской и послепетровской эпохи, архиепископ и писатель Феофан Прокопович создал трагедокомедию «Владимир», в которой обратился ко времени крещения Руси. Автору удалось в пьесе выразить свое отношение к актуальным проблемам XVIII века: распространение просвещения и внутрицерковные распри.

К исторической тематике обращались в своем творчестве М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Н. М. Карамзин. Опираясь на тот или иной исторический сюжет, они создавали оды, стихотворения, драматические произведения, повести. Таковы, к примеру, трагедии Сумарокова «Хорев», «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Синав и Трувор» и др., в которых на фоне событий, происходивших в Киевской Руси, в Смутное время и другие периоды русской истории, драматург рассматривает такие важные для его времени проблемы, как деспотизм, взаимоотношения человека и государства.

Одной из привлекающих внимание писателей и читателей тем была тема Новгорода Великого – его вольности, как в ранний период его развития, так и во времена присоединения к Московской Руси Иоанном III. Среди произведений, написанных на этот сюжет, выделяются трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» и повесть Н. М. Карамзина «Марфа-посадница».

Трагедия Княжнина была написана в 1789 году. В ее основу автор положил летописный эпизод о мятеже Вадима Храброго против варяжского князя Рюрика, приглашенного славянами княжить на Руси. Вадим возвращается в Новгород после трехлетнего отсутствия. Пока он сражался с врагами, в самом Новгороде было уничтожено народное представительство, а власть полностью передана Рюрику.

В трагедии развертывается и любовная интрига: дочь Вадима и Рюрик любят друг друга, и в душе Рамиды происходит борьба между любовным чувством и долгом перед отцом. Однако в центре трагедии – столкновение Вадима и Рюрика как политических противников. Оба они обрисованы Княжниным как герои благородные, добродетельные и достойные уважения.

Рюрик – разумный монарх, он правит по просьбе народа, призвавшего его в трудный момент жизни Новгорода. Он готов примириться с Вадимом даже после мятежа. Вадим же выступает за республиканскую форму правления Новгородом. Он бескомпромиссен и не может примириться, что вольность сограждан навсегда уничтожена, а Новгородом будет править монарх. Монархия неприемлема для свободной души Вадима, с ней, по его представлениям, связана тирания. Потерпев поражение, Вадим предпочитает смерть рабству.

Николай Михайлович Карамзин
(1766–1826)

Тема Великого Новгорода и новгородской вольницы, борьбы между сторонниками монархии и республиканской формы правления привлекает внимание Николая Михайловича Карамзина, выдающегося историка и писателя XVIII – начала XIX века, как в «Истории государства Российского», так и в художественной повести «Марфа-посадница». В их основе – рассказ о покорении Новгорода великим московским князем Иоанном III.

Как же сложились судьбы Марфы Борецкой и других знатных новгородских бояр после поражения Новгорода и его присоединения к Московскому княжеству? Многие из них были прощены Иоанном в знак миролюбия. Семья Борецких была вывезена в Москву, ее имения были присоединены к княжескому имуществу. Марфу направили в ссылку в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини и получила имя Мария. Дата смерти ее остается неизвестной. Так излагали сведения о дальнейшей судьбе Марфы и Карамзин-историк, и многие другие ученые.

Однако драматизм и яркость событий, связанных с противостоянием Новгорода и Москвы в XV столетии, необычность для того времени личности женщины – политического деятеля, ее бескомпромиссной натуры вдохновили Карамзина на создание исторической художественной повести. В ней Марфа Борецкая наряду с Иоанном III становится главной героиней, и изображение ее существенно отличается от характеристики, данной автором в «Истории государства Российского».

Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. Историческая повесть. В сокращении

Вот один из самых важнейших случаев российской истории! – говорит издатель сей повести. – Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новогородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев; они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

В наших летописях мало подробностей сего великого происшествия, но случай доставил мне в руки старинный манускрипт, который сообщаю здесь любителям истории и сказок, исправив только слог его, темный и невразумительный. Думаю, что это писано одним из знатных новогородцев, переселенных великим князем Иоанном Васильевичем в другие города. Все главные происшествия согласны с историею. И летописи и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом и хотела (весьма некстати!) быть Катоном своей республики.

Кажется, что старинный автор сей повести даже и в душе своей не винил Иоанна. Это делает честь его справедливости, хотя при описании некоторых случаев кровь новогородская явно играет в нем. Тайное побуждение, данное им фанатизму Марфы, доказывает, что он видел в ней только страстную , пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину.

Цели урока: углубить знания учащихся о жанре жития; помочь понять текст жития; развивать навыки анализа текста, содействовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Оборудование: репродукции икон Сергия Радонежского, картина И.М.Седых “Воскресенский храм”, иллюстрации Троице-Сергиевой лавры, репродукция картины М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, выставка книг о преподобном Сергии Радонежском и “Житие Сергия Радонежского”, фотографии Воскресенского храма.

Литературоведческие термины для урока: Агиография, герой, житие, легенда, метафора, образ, “плетение словес”, проблема, характер, шедевр, “этикетность” древнерусской литературы.

Словарь урока: аскетизм, благородство, благочестие, верность, высокомерие, гордость, грех, добродетель, кротость, любовь, милосердие, покаяние, прощение, смирение, страстотерпец.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать “Житие Сергия Радонежского”.
  2. Вспомнить особенности жития.
  3. Индивидуальные задания:

I. Вступительное слово учителя.

Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (пустынников, молчальников, затворников, столпников, основателей монастырей)… Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского? (Слайд №2). Презентация

Отчет учащихся: беседа с настоятелем храма отцом Игорем, сообщение по картине И.М.Седых. (Слайд № 3, 4, 5)

Писатель Борис Зайцев пишет: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нем есть смолистость Севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип. Если считать – а это очень принято, — что “русское” есть гримаса, истерия и юродство…, то Сергий – явное опровержение. …Сергий как раз пример, любимейший самим народом, — ясности, света прозрачного и ровного”.

II. Повторение изученного.

Жанр жития нам уже знаком. Что такое житие? Вспомните его особенности.

Жития каких святых людей вам известны? (Житие Бориса и Глеба”, ”Житие Феодосия Печерского”)

III. Новый материал

В Древней Руси существовало два слова для обозначения литературного творчества:

Записываем слова в тетрадь (в скобках русскими словами «хитрость» и «художество»). Словом «художество» принято было обозначать те произведения, которые были проникнуты высоким смыслом, писались ради великих идей. И в первую очередь сюда относились произведения житийной литературы, которые назывались словом «агиография» — святописание (используется съёмный словарь, слова записываются в тетрадь).

Этим словом и в современной литературе обозначают жития святых.

Итак, любое житие — художественное произведение, следовательно, создаётся оно по законам художественного творчества. И образ главного героя-святого тоже этим законам подчиняется. А как становятся святыми? (Ответы детей)

Учитель: Да немало надо потрудиться, чтобы так прославили тебя. Как же складывалась человеческая жизнь Сергия? Давайте вспомним этапы его жизни.

План жития

1) Детство.

2) Жизнь, подвиги, учение.

3) Кончина.

4) Посмертная слава.

Учитель: Законы художества, законы творчества были общими для многих произведений. Какое бы житие мы бы ни взяли, мы увидим, что жизненный путь героя обрисован везде примерно одинаково.

Выделим то общее, что встретилось во всех планах. Своеобразна композиция жития. (Вспомним, что такое композиция?). Но композиция жития отличается от композиции других художественных произведений. Нет нарастания действия.

Вывод. Житие всегда построено так, чтобы наилучшим образом показать жизнь святого. Отсюда житие. Но в то же время оно похоже на гладкую дорогу.

Мы постоянно на уроках говорим об общих законах построения художественных произведений. Значит, и закон создания художественного образа здесь вполне действителен. Что это за закон? (Вообразить — преобразить — изобразить)

Художник Михаил Нестеров написал картину “Видение отроку Варфоломею”. На слайде репродукция картины. Давайте послушаем рассказ о том, что изобразил художник на картине.

Рассказ учащегося о картине М.В.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”. (Слайд №6)

Задание: найдите в тексте “Жития Сергия Радонежского” эпизод, изображенный художником Нестеровым и выразительно прочитайте его.

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
  2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
  3. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  4. Что произошло с Варфоломеем после смерти родителей?
  5. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  6. Перечислите добродетели святого.
  7. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  8. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  9. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевом побоищем, отказ от архиерейства и другие)?

Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению богу и Руси?

Чем велик Сергий? Что делает в житии образ Сергия идеальным? Благодаря чему создается в нашем восприятии идеальный образ святого Сергия?

2. Обзор репродукции икон Сергия Радонежского, иллюстраций Троице-Сергиевой лавры, книг о Сергии Радонежском.

2. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о жанрах древнерусской литературы. (Слайд №8)

1. В мире литературы: Учебник для 7 класса/ Под общ.ред. А.Г.Кутузова. М. Дрофа.

2. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., — М.: Сов. Россия, 1991 г.

Источник https://forummagii.ru/vse-stati/roditelyah-varfolomeya-kakie-otnosheniya-skladyvalis-v-seme-b.html

Источник https://cbschr.ru/obzory-tovarov/patriarh-kirill-primer-otroka-varfolomeya-eto-primer-i-dlya-nashih-detei-dlya.html

Источник https://cbschr.ru/obzory-tovarov/patriarh-kirill-primer-otroka-varfolomeya-eto-primer-i-dlya-nashih-detei-dlya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: