Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

 

Содержание

Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

Во время развития человека, происходит личностное формирование. Формируются как личностные качества, так и взгляды на жизнь, на становление его как личности в социуме. И влияют на этот процесс многие аспекты.

Разделим эти факторы:

  • физиологическая наследственность;
  • социальное окружение;
  • культура и воспитание;
  • личный опыт.

А теперь рассмотрим каким образом эти факторы влияют на личность.

Физиологическая наследственность

Этот фактор влияет на внешние физические особенности личности:

  • рост;
  • телосложение;
  • цвет глаз, волос и кожи.

По наследству может передаваться предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Каждый ребенок с детства имеет определенные задатки — спортивные, художественные или интеллектуальные. А самое главное это то, что биологический фактор создает разность характеров, темпераментов, качеств которые делают личность по-настоящему уникальной.

Факторы, влияющие на формирование личности

Личностное развитие каждого человека обусловлено взаимным влиянием друг на друга определенных компонентов. Так, факторы, влияющие на формирование личности, а к ним следует относить: особенности воспитания, наследственность и практическую деятельность человека, создают немалый вклад в развитии индивидуальности каждого из нас.

Факторы формирования личности человека

В настоящее время взгляды ученых относительно того, какие факторы являются приоритетными в личностном развитии, раскололись на две группы. Одни считают, что наследственность определяет будущее новорожденного, отбрасывают при этом немаловажную роль воспитания и окружающей среды. Другие же, в свою очередь, придерживаются мнения, что основными факторами формирования личности является сочетание социальных и биологических компонентов. Рассмотрим каждый из них более детально:

1. Социальная среда. Общение и деятельность, направленная на улучшение жизни общества, помогают создать для личности все условия жизни, помогая тем самым формировать познание и создать все необходимые условия для самореализации. Именно приобретение новых коммуникативных навыков свидетельствует о личностной активности человека. Но, пожалуй, негативным качеством данного фактора есть порой непреднамеренное, стихийное влияние социума на развитие каждого из нас.

2. Воспитание порой способно полностью изменить человеческую природу. Отменным считается только то воспитание, которое опережает развитие. Иными словами, ведущим фактор формирования личности, независимо от ее возраста, выступает самовоспитание.

3. Биологические факторы формирования личности:

  • биохимические особенности организма (обмен веществ и пр.);
  • предрасположенность к определенным болезненным состояниям;
  • вредное воздействие пагубных привычек родителей, родственников на развитие плода;
  • тип высшей нервной системы, передаваемый по наследству;
  • врожденные индивидуальные человеческие свойства (темперамент, от которого зависят совершаемые личностью поступки, принятые решения);
  • анатомо-физиологические особенности каждого организма (некоторые задатки способностей, передаваемые, опять же, по наследству: строение головного мозга, органов движения и чувств).

Продолжая тему о задатках способностей каждой личности, следует отметить, что их наличие еще не гарантирует, что в вас живет гений. Без ежедневного упорного труда, направленного на овладение определенными навыками, вам не удастся стать великим математиком, астрофизиком и т.п.

Социальное окружение

Этот фактор достаточно сильно влияет на изменение личности. Многие исследователи придавали окружающей среде важное значение.

Например один исследователь, в своем труде, скомпоновал теории некоторых ученных — Аристотеля, Гиппократа, Конфуция, исходя из которых отличие в поступках личности заключается в климатических, географических и других природных факторов.

Выросшие в разных условиях люди, могут сильно отличаться друг от друга. Конечно, не только географические либо климатические условия можно отнести к физическому окружению. Существует так называемое СОЦИАЛЬНОЕ окружение, которое оказывает не меньшее влияние на становление человека, как личности. С самых первых годов жизни закладывается социальный фундамент. Именно в эти годы дети впитывают в себя всю информацию, как губка.

Смотрите также: При каких условиях возможен личностный рост ребенка

Если разбить социализацию человека на группы, то можно выделить несколько:

  1. Детский период. На становление личности большое влияние оказывает ничто иное, как родительское мнение. Те привычки, которые ребенку будут привиты с детства, сохранятся с ним на протяжении всей жизни.
  2. Дошкольный. В дошкольном периоде влияние оказывают дети, которые находятся рядом в тот момент. Которые так же обучаются в детском саду. Ребенок учится выстраивать свои взаимоотношения с другими детьми, воспитателями. Ребенок изменяется, подражая «популярным» детям. Изменению может подвергнуться привычки и даже характер.
  3. Подростковый. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемой резкого отличия в поведении окружающей их социальной группы. Это нередко вызывает подростковый кризис, которому свойственен дух непокорности, стремление сделать что либо индивидуально, не так как все, и не так как принято в обществе.
  4. Юношеский. В юношеском возрасте завершается активный период слияния с социумом. Сейчас происходят важные изменения как на физическом так и на психологическом уровне. Происходит узнавание своего «Я» , своего предназначения в жизни. Можно наблюдать непрерывный поиск нравственных ценностей, связанных со смыслом жизни.

Смотрите также: Возможно ли увеличение иммунитета с помощью фитнеса

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависит от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека. Наследственность — это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека. Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной. Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу). Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр.

Читайте также: Глава 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, как фундамент института конституционных прав и свобод личности в РФ

Среда предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит к трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда», т.е. особым образом выстроенная, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.
Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение – это процесс приема и передачи знаний. Воспитание и обучение всегда носят целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Воспитание всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества. Когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.
Раздел статьи: Введение в педагогику

Культура

Культура как оказывается, тоже оставляет свой отпечаток в развитии человечества. Здесь мы выделим два элемента — абстрактный и материальный.

К абстрактному мы отнесем ценности, убеждения, религиозные установки.

Материальные — книги, здания, компьютеры.

Культура прививает человеку некую модель поведения. Она передается из поколения в поколение. Огромную роль в этом играют религия, школа и семья.

Культура является менее скорым по времени фактором, но по своему влиянию стоит не на последнем месте. Согласно одному социальному опыту, особенность, присущая всем членам какого либо общества, передается на потомстве как отличительный фактор. Например, человек, выросший в мусульманской семье, будет отличаться набором качеств, от человека который вырос в христианской семье.

Читать статью  В чём проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе — Воспитание двухсторонний процесс

Факторы социализации и формирования личности

Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные вариенты.

Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну. Все это и есть признаки успешной социализации.

Однако всегда ли социализация является успешной? И всегда ли вчерашний ребенок, становясь взрослым, трансформируется в ту личность, которую хотело бы видеть общество? Современные исследования в педагогике, социологии и психологии недвусмысленно свидетельствуют о том, что так бывает не всегда. Дело в том, что существуют особые факторы социализации и формирования личности, известные педагогической науке, и от влияния подобных факторов зависит успех социализации человека и формирование его личности.

Факторы социализации: взгляд изнутри

Так, отечественными педагогами факторы социализации и развития личности условно делятся на три группы:

  • Макрофакторы,
  • Мезофакторы,
  • Микрофакторы.

Рассмотрим их подробнее.

  • Макрофакторы (от греческого слова «макро» — «большой», «крцпный») – это наиболее значимые факторы, которые влияют на социализацию жителей определенного государства, культуры, государства и иногда даже всего населения Земли. К таким факторам относится, например, сфера высоких технологий, мировая культура и искусство, всемирно признанные научные достижения, окружающая среда.
  • Мезофакторы (от греческого «мезо» — «промежуточный», «средний») – это те факторы социализации и развития личности, которые создают условия социализации по принципу этнической и (или) этнокультурной принадлежности, а также по принципу их места проживания: например, такие факторы характерны для жителей какого-либо региона – города, деревни или поселка. Например, у народов тюркского мира – один подход к семейным ценностям, а у жителей стран Скандинавии – совершенно иной. При этом примечательно, что такие факторы никак не влияют на нравственное самосознание, уровень образования, культуры и степень уважения к общечеловеческим ценностям представителей и тех, и других народов.
  • Микрофакторы (от греческого «микро» — «малый») – это, пожалуй, те факторы социализации и развития личности, которые напрямую влияют на каждого человека отдельности или небольшую группу лиц. Это – семейное положение родителей и родственников, профессия и связанное с ней общение, сверстники, родственники, учителя, врачи. Позднее к ним добавляются члены созданной молодыми людьми семьи (например, супруг или супруга и (или) дети и внуки). Данные факторы оказывают огромное влияние на нравственное, культурное и профессиональное развитие личности. Именно по этой причине и в России, и в других развитых странах активно ведется борьба с семейным неблагополучием, асоциальным образом жизни, неблагоприятными экономическими факторами и всем тем, что может привести к неправильному развитию личности ребенка или молодого человека, а также сформировать у него набор ложных морально-нравственных ориентиров и установок, что чревато крайне плачевными последствиями, одними из которых является вовлечение в асоциальный образ жизни, который вели родители ребенка в семье. Особую роль здесь играет школа как институт общественного образования и медицина.

В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание.

Личный опыт

Любое происшествие и событие, которое происходит с нами, затрагивает наш внутренний мир. Особенно в том случае, когда это знаковое событие. Личный опыт в силах поменять направление и ход жизненного развития. Личность воспитывается в себе силу воли, происходит развитие способностей, характера, находится или теряется мотивация под воздействием произошедших событий.

Как мы поняли, на становление личности человека влияют множество факторов. Некоторые из них могут как негативно так и позитивно отразиться на нас.

Важность саморазвития

Прежде чем перейти к списку основных факторов, необходимо разобраться с простым, но важным моментом: зачем вообще заниматься саморазвитием? Действительно, мы уже рождаемся людьми, и чтобы быть «человеком» делать ничего не нужно. Однако, принадлежность к определенному биологическому виду не дает гарантий достижения положительного результата — гармоничной жизни.

факторы саморазвития личности

Самосовершенствование личности охватывает различные области жизнедеятельности, и способствует возвышению человека по линии личностного роста. Под этим процессом понимается самостоятельная работа, которая направлена на получение новых знаний, навыков и качеств. Это помогает в самореализации (практическом применении своих желаний и опыта). Причем самореализация это не только карьерный рост или финансовая стабильность, хотя и эти составляющие нельзя назвать второстепенными, это культурное и духовное развитие. Только личность, которая в своем сознании смогла посеять «плодородное зерно», может выйти за пределы обыденности, сдерживающей креативное мышление, и создать вокруг себя благодатные условия для работы и жизни.

факторы саморазвития

Усовершенствование может проходить под воздействием жизненных ситуаций, обстоятельств, личных примеров других людей. Но человек также может не ждать “внешних стимулов”, а самостоятельно заниматься личностным становлением. Достаточно знать основные факторы, влияющие на развитие.

Педагогика. Шпаргалка (Н. А. Богачкина, 2009)

13. Факторы, влияющие на формирование личности

– это веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных).

Большинство исследователей считают, что процесс и результаты человеческого развития детерминированы совместным воздействием трех основных факторов – наследственности, среды и воспитания.

Рассмотрим схему, предложенную
Й. Шванцары.
В основании располагаются врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные термином
«наследственность».
Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются под воздействием
среды
и
воспитания
– главных внешних факторов. Взаимодействие этих факторов может быть либо оптимальным, либо негармоничным, если переоценивается один из внешних факторов. Бывает, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием, что приводит к отставанию в развитии. Таким образом, ни один фактор не действует самостоятельно, а результат развития определяется согласованностью всех компонентов.

Биологический фактор обусловлен генами, является врожденным и определяет строение и размеры тела, мозга, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества. Наследуются все свойства ЦНС, биологические характеристики 1-ой и 2-ой сигнальных систем (например, быстрота образования условных рефлексов), музыкальный

слух, острота зрения и цветоразличения, задатки: музыкальные, вербальные, спортивные и др.

Спорным является вопрос наследования некоторых черт характера (агрессивности, экстраверсии – интроверсии и др.). Вероятно, что при формировании этих качеств имеют значение все три фактора.

Не наследуются генетически социальные качества личности: нравственные качества, речь, абстрактные теоретические знания, умения и др. Эти качества формируются прижизненно в процессе обучения и воспитания в семье, образовательных учреждениях, трудовых коллективах, неформальных группах.

Биологическое развитие организма является основой для развития психических функций, среди которых выделяются природные (общие для человека и животных) и культурные психические функции, присущие только человеку и возникающие благодаря абстрактному мышлению и речи.

В последнее время, правда, очень осторожно, ряд ученых высказывают мнение о генной обусловленности социального поведения. П. К. Анохин, Н. М. Амосов

и др уже сначала завуалированно, а затем и более открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения. Тем не менее человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. взаимодействия с другими людьми.

Развитие личности и воспитание

Развитие личности и воспитание

О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Читать статью  Борьба с Депрессией: Возвращение к Полноценной Жизни

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
  3. Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Студентка выступает

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание — Факторы развития личности

Проблема личности и ее развития имеет несколько аспектов, поэтому она рассматривается различными науками: Философия, психология, педагогика, возрастная физиология и анатомия, социология, юриспруденция и др.

В частности, проблема личности является одной из центральных проблем психологии. Развитие личности — один из самых сложных и важных вопросов теории и практики образования. Психология интересуется личностью с точки зрения ее внутренней структуры, закономерностей формирования, становления и развития. Педагогика изучает и определяет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Одним из важнейших профессиональных качеств учителя является умение видеть каждого ученика как личность в его развитии, созревании, воспитании.

Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание - Факторы развития личности

Факторы развития личности

В зависимости от того, какие условия преобладали в той или иной теории развития личности, в психологии и педагогике существовало три основных направления этой проблемы: биологическое, социологическое (социальное) и биосоциальное.

Представители биологической школы мысли, рассматривая личность как сугубо естественное существо, объясняют все поведение человека действием присущих ему от рождения потребностей, побуждений и инстинктов (З. Фрейд и др.). В то же время человек, подчиняясь потребностям общества, постоянно подавляет естественные потребности и «играет» необходимые социальные роли.

Представители социологического течения утверждают обратное: хотя человек рождается как биологическое существо, основное влияние на его развитие оказывают социальные группы, с которыми он взаимодействует; именно социальные ситуации определяют поведение и, следовательно, развитие человека. Более того, чем ниже уровень развития человека, тем ярче и острее проявляются его биологические черты, инстинкты и т.д.

Представители биосоциального направления, на первый взгляд, примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психологические процессы (ощущение, восприятие, мышление и т.д.) носят биологический характер, а ориентация, интересы, способности человека формируются как социальные явления. Однако в данном случае речь идет об искусственном делении личности, которое не может объяснить ее поведение или развитие.

Современная наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие личности как процесс определяется как психофизическими характеристиками индивида и социальными ситуациями в единице, так и степенью его собственной активности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование.

Взаимосвязь между социальным и биологическим в формировании и поведении личности чрезвычайно сложна и по-разному влияет на нее на разных стадиях развития человека, в разных ситуациях и способах общения с другими людьми. Этапы и закономерности развития в каждом направлении изучаются теоретически и экспериментально в соответствующих науках. В образовательном процессе эти результаты объединяются в единую систему многоуровневого развития учащихся, опосредованную способностями индивида, влиянием окружающей среды и целенаправленной деятельностью взрослых.

Таким образом, выделяются три общих фактора развития личности:

  • Наследственность;
  • Окружающая среда;
  • Образование.

Результат развития личности зависит от согласованности всех трех факторов

Роль наследственности в развитии личности человека

Под наследственностью понимается воспроизведение биологического сходства с родителями у потомства.

Наследственность — это генетическая программа индивидуума, определяющая его генотип.

Наследственные программы человеческого развития содержат детерминированные и переменные части, которые определяют как то, что делает человека человеком, так и то, что делает людей такими непохожими друг на друга.

  1. детерминистическая часть наследственной программы в первую очередь предусматривает продолжение рода человеческого, а также специфические особенности человека как представителя рода человеческого, в том числе особенности речи, локомоции, трудовой деятельности, мышления.
  2. внешние характеристики: От родителей к детям передаются особенности телосложения, конституции, цвета волос, глаз и кожи. 3.
  3. комбинация различных белков в организме строго генетически запрограммирована, группы крови и резус-фактор фиксированы.
  4. заболевания крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные нарушения — карликовость передаются по наследству.
  5. наследственные характеристики включают в себя особенности нервной системы, которые определяют характер и особенности психических процессов.
  6. наследуется способность выполнять различные виды деятельности.
Читать статью  Игровая деятельность младших школьниковстатья

Каждый ребенок имеет четыре группы природных способностей: интеллектуальные, художественные и социальные. Атрибуты являются естественным условием для развития способностей. Следует сказать несколько слов об интеллектуальных (познавательных, образовательных) задачах. Все нормальные люди по своей природе обладают высоким потенциалом для развития своих умственных и познавательных способностей.

Существующие различия в типах высшей нервной деятельности, влияют только на ход мыслительных процессов, но не определяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи считают, что для развития интеллектуальных способностей может быть неблагоприятная наследственность. Например, отрицательные предрасположенности вызывают вялость клеток мозга у детей алкоголиков, нарушение генетических структур у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Вопрос о наследовании моральных качеств и психики очень важен. Ведущее положение отечественной педагогики заключалось в утверждении, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, не говоря уже о злом и преступном. Дети не наследуют нравственные черты своих родителей; генетические программы человека не содержат информации о социальном поведении.

В западной педагогике преобладает мнение, что моральные качества человека определяются биологически. Люди рождаются хорошими или плохими, честными или обманчивыми, человек рождается с воинственностью, агрессивностью, жестокостью, жадностью (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Михерлик и др.).

В последнее время позицию по генетической обусловленности социального поведения отстаивают и отечественные эксперты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие утверждают, что наследственное обусловливали человеческой морали и социального поведения.

Влияние среды и воспитания на развитие личности

Реальная реальность, в которой происходит человеческое развитие, называется окружающей средой. На развитие человеческой личности влияет природно-географическое окружение, макроокружение — общество во всей совокупности всех его проявлений, микроокружение — ближайшее окружение человека. Нет никакой абстрактной среды. Есть государство, определенные условия человеческой жизни, его семья, школа, друзья. Естественно, человек выходит на более высокую ступень развития, где ближайшая и отдаленная окружающая среда предлагает ему наиболее благоприятные условия.

Домашняя среда оказывает большое влияние на развитие человека в детстве.
Влияние наследственности и окружающей среды корректируется образованием. Образование является важнейшей силой, способной дать обществу полноценную личность.

Эффективность влияния образования заключается в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве. Каковы типы влияния в образовании и механизмы влияния на ребенка?

Влияние в образовании — это форма реализации функций учителя, деятельность педагога, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению некоторых особенностей индивидуальности ученика, его поведения и сознания.

Индивидуально-специфическая — передача ребенку образцов личной активности, выражающих его индивидуальные психологические характеристики (дружелюбие, общительность и т.д.) Функциональная роль — форма взаимодействия с учениками, в которой дети учатся социальным ценностям и действиям. Ненаправленный — удар не направлен на конкретный объект.

Целевой — эффект направлен на конкретных детей или конкретные личностные характеристики учащихся, их действия. Прямое — проявление позиции учителя и связанных с этим требований к учащемуся. Косвенный — эффект, направленный на окружающую среду.

Механизмы воздействия на ребенка:

Существуют четыре основных механизма влияния в процессе образования:

  1. Убеждение — логически обоснованное влияние на рациональную сферу сознания ученика. Создание, укрепление или изменение взглядов, оценок, взглядов.
  2. Индукция — влияние на сознание ученика.
  3. влияние — бессознательное подчинение группы учеников эмоциональному влиянию тьютора.

Влияние осуществляется путем передачи психологического отношения.

  1. пример — подражание. Действие как пример чего-то.

Следует помнить, что слабость образования заключается в том, что оно происходит в сознании человека и требует от него усилий, в то время как наследственность и окружающая среда действуют бессознательно и подсознательно. Образование может многого добиться, но не может полностью изменить человека. Образование вносит различный вклад в судьбу людей, от самого незначительного до самого возможного.

Если педагог хочет воспитывать ребенка, он должен вовлечь его в деятельность, которая улучшит окружение ребенка. Если ребенок не участвует в такой деятельности, то нет никакого образования в позитивном смысле.

Признание деятельности человека ведущим фактором его развития ставит вопрос о целенаправленной деятельности, о саморазвитии человека, то есть о непрерывной работе над собой, над собственным психическим ростом. Личность должна быть переведена из объекта образования в статус субъекта.

Ученик — это личность, чья деятельность характеризуется четырьмя качественными характеристиками:

  • независимый;
  • субъективный;
  • кооперативное общество;
  • творческий.

Решая ту или иную педагогическую задачу, наставник побуждает ученика к определенному виду деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы учащиеся начали проявлять собственную активность, это влияние должно быть признано ими, стать внутренним драйвом, мотивом для деятельности.

На определенном этапе развития личности, ее интеллектуальных способностей и социального самосознания человек начинает понимать не только цели, которые лежат за его пределами, но и цели собственного образования. Он начинает называть себя субъектом образования. С появлением этого нового, очень оригинального фактора в развитии личности, человек сам становится педагогом.

Самообразование — это систематическая и осознанная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Деятельность как фактор развития личности

Влияние наследственности, окружающей среды и воспитания на развитие дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — личной активностью. Это относится ко всему разнообразию человеческой деятельности, ко всему, что он делает. С древности к нам приходили мудрые наблюдения: «Скажи мне, что делает ребенок и как он это делает, и я скажу тебе, как он вырастет»; «Ни один бездельник никогда ничего не делал»; «Столько пота, столько успеха»; «Человек — автор своего счастья»; «Тот, кто рано воскресает, Бог дает»; «Творением и честью»; «Творение указывает на Творца» и т. д.

Короче говоря, прямая зависимость между результатами развития и интенсивностью деятельности очевидна. Это еще одна общая модель развития, которую можно сформулировать следующим образом: Чем больше человек работает в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Конечно, границы этой регулярности не бесконечны, но определяются «ограничивающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Для того чтобы деятельность привела к формированию проецируемого образа личности, ее необходимо организовать и разумно направить. Это самая большая проблема практического образования. К сожалению, во многих случаях она не может предоставить возможности для развития, студенты порой лишены самого главного — активного участия в социальной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на пассивное созерцание и утверждение готовых истин.

Основными видами деятельности для детей и подростков являются игры, обучение и работа. В зависимости от их ориентации существуют познавательные, социальные, спортивные, художественные, технические, ремесленные, гедонистические (направленные на удовольствие) виды деятельности. Особым видом деятельности является общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, ровесникам, выражает свое отношение к людям, предметам. Позднее, под влиянием окружающей среды и образования, активность может как увеличиваться, так и уменьшаться. Можно привести любое количество примеров, когда человек занят, имеет много работы, но работает без желания, без прихоти, как говорится, с открытыми рукавами. Конечно, такая активность не приводит к высоким результатам.

Хорошее развитие дается только активная деятельность, окрашенная чувством, в котором человек ставит всю свою душу, в котором он в полной мере осознает свой потенциал, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Поэтому в этой деятельности проявляется не столько сама деятельность, сколько деятельность человека.

Познавательная деятельность позволяет учащемуся быстрее и успешнее справляться с социальным опытом, развивает коммуникативные навыки, формирует отношение к окружающей действительности. Когнитивная деятельность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Она характеризуется не только необходимостью решать когнитивные задачи, но и применять полученные знания на практике. Трудовая деятельность стимулирует быстрое и успешное формирование духовно-нравственного мира человека, определяет его готовность к многому и успешному труду.

Все проявления деятельности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Разнообразие человеческих потребностей порождает разнообразные виды деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезное и, по возможности, ослабить неправильные направления деятельности — постоянная и в то же время очень трудная задача воспитания. Сложность заключается в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного формирования человека очень подвижны и изменчивы. В разное время характер и характер деятельности должны быстро меняться. Школа не всегда успевает за этими изменениями, но должна делать это, чтобы избежать необратимых последствий.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник https://knyazhinskaya.ru/chelovek/aktivnost-lichnosti-kak-faktor-ee-stanovleniya.html

Источник https://vospitanie.guru/sotsialnoe/razvitie-lichnosti

Источник https://lfirmal.com/vedushchie-faktory-razvitiya-lichnosti-nasledstvennost-sreda-vospitanie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: