Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.
статья на тему
Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_dokument_microsoft_office_word_5.docx | 65.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦПО Самарской области
По курсу «Развитие профессиональных компетенций работников образования» (ИОЧ ИБ)
Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.
Выполнила: Белова Татьяна Михайловна
преподаватель ГБОУ СПО
Самарский торгово-экономический колледж
« Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому. кто желает обрести истинное знание. тот должен исследовать причины или законы вещей. которым подчиняются все существа.
Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.
В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.
Основная миссия современного средне-специального образования заключается в формировании инициативного, творческого кадрового потенциала общества, способного противостоять негативным проявлениям происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стили жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – подростковый переходный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»
Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике обучающегося идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.
Интенсивно развивающаяся в последнее время наука акмеология (от греч. acme – расцвет, вершина) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование специалиста как основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Условия и закономерности достижения вершин профессионализма деятельности и личности педагога исследует педагогическая акмеология . В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.
Профессионализм преподавателя рассматривается с акмеологических позиций как совокупность устойчивых свойств его личности, обеспечивающих высокую продуктивность педагогической деятельности с гуманистической направленностью.
Программа преподавателя «Саморазвитие профессиональных компетенций» ставит целью педагогическое руководство этими процессами, активизацию факторов развития, профилактику девиантного поведения и негативных проявлений студентов, побуждение их к самосовершенствованию.
Профессиональная деятельность преподавателей СПО многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. Саморазвитие профессиональных компетенций преподавателей – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.
Предъявляемые требования предполагают быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности преподавателя, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам преподавателя могут быть сформулированы следующим образом:
- — общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
- — глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, — возрастной физиологии, гигиены;
- — фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
- — владение методикой обучения и воспитания;
- — любовь к делу, умение передать свою увлеченность студентам;
- — творческое отношение к работе;
- — знание студентов, умение понимать их внутренний мир, иметь педагогический оптимизм;
- — владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
- — постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Нужной личностной и профессиональной чертой преподавателя следует считать любовь к обучающимся, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса саморазвития, является отношение самого преподавателя к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании.
Потребность находит свой предмет в образе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я — идеальное профессиональное»). Чем больше преподавателя отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.
Динамика и направленность профессионально-личностного самосовершенствования педагога опосредованы субъективно-рефлексивным развитием преподавателя.
Рис. 1. Процесс профессионального самосовершенствования
Как видно из Рис. 1, источники профессионального самосовершенствования преподавателя находятся в социальном окружении.
Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности преподавателя. Причем, успешное самосовершенствование преподавателя предполагает, что планка требований должна быть немного выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.
Профессиональное саморазвитие преподавателя осуществляется в двух взаимосвязанных формах — самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.
В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности преподавателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность преподавателя СПО – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов:
— качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком;
— качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой;
— перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. «Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, — пишет Н.Г. Чернышевский, — позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей».
Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».
Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.
Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему активов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самосовершенствовании.
Цель программы саморазвития:
— Развитие своих профессиональных компетенций посредством процесса самообразования.
Целью профессионального саморазвития является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного преподавателя. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.
- Актуализировать проблемы развития профессиональной деятельности.
- Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
- Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.
- Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим.
- Формировать знания о психологии человека для сознательного управления подростками своим развитием;
- Формировать и развивать процессы самопознания, стремления к углублению знаний о своем внутреннем мире;
- Формировать процессы самовоспитания и саморазвития студентов;
- Освоить практические приемы и методы духовного развития личности;
- Освоить приемы рефлексии;
- Развить представления в области профессионального самоопределения, формировать внутреннюю готовность студента к профессиональному выбору.
Считаю, что в процессе реализации программы я развиваю свою педагогическую компетентность, способность оперативно находить нужную информацию и анализировать её. Я должна приобрести умение убеждать, увлекать и вести за собой, так как это неотъемлемая часть процесса саморазвития.
ПК подлежащие развитию
Опыт практической деятельности
Систематизировать процесс саморазвития
Использую знания, полученные в ходе изучения научно-методической литературы
Отбираю научно – методическую литературу
Анализирую и в дальнейшем использую научно-методическую литературу
С 1.03 по 15.03.2014г.
Определить цели и задачи саморазвития
Использую те знания, которые получила в учебном заведении
Правильная формулировка учебной деятельности
Обосновано выбираю цели и задачи саморазвития
Проектировать образовательный процесс
Знаю программу образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Умение планировать и реализовывать образовательный процесс
Отражаю свою педагогическую деятельность в личной программе
Разрабатывать конспекты непосредственно-образовательной деятельности
Методов и приемов работы со студентами
Правильно распределить задачи и формы работы с обучающимися
Систематизировать деятельность обучающихся в группах
Применение в практике
Установление отношений со студентами в образовательном процессе
Развитие познавательных процессов
Я считаю, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:
— умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
— умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
— умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и с эмпатией относиться к нему.
ПК подлежащие развитию
Опыт практической деятельности
Находить методы и приемы урегулирования отношений
проведение педсоветов, круглых столов, тестов
Создание атмосферы семейных отношений в группе
Общение с обучающимися, понимание каждого студента
нетрадиционные родительские собрания, демократический стиль с управлении
использование эмоций, чувств в общении
вербальные средства общения
Владение языковой, лингвистической, предметной и прагматической компетенциями
владение этическими и эстетическими нормами общения
Работа над дикцией, темпом речи, грамматически правильной формулировкой
Душу можно сравнить с прозрачным шаром, освещенным изнутри собственным светом своим. Этот огонь и есть для нее не только источник всякого света и истины, но освещает ей все внешнее.
(Марк Аврелий)
Основные направления саморазвития преподавателя:
— непрерывное пополнение педагогических знаний;
— совершенствование педагогического мастерства;
— расширение общего кругозора;
— нравственное и физическое совершенствование;
— умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования — самопознание, непосредственное и опосредованное. Основные приемы непосредственного самопознания — самонаблюдение,
самоанализ, самооценка.
Приемы опосредованного самопознания:
— сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со стороны;
— сопоставление себя с другими;
— анализ резервов собственной деятельности.
Методы и приемы самовоздействия:
— самоубеждение;
— самоободрение;
— самоприказ;
— самоконтроль;
— самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить свое поведение в конкретной ситуации;
— самовнушение.
Совершенствование преподавательского мастерства .
Преподавательское мастерство предполагает:
— способности к педагогической деятельности;
— широкие профессиональные знания;
— культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
— познавательных;
— конструктивных;
— организаторских;
— коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
— умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
— способность анализировать собственную деятельность;
— наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
— способность контролировать свое физическое и техническое состояние.
Основное состояние самообразовательной работы — постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Необходимое условие успешного самообразования
— умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники такой информации — справочно-библиографические издания
Совершенствование конструктивных умений.
Конструктивная деятельность преподавателя включает умения:
— формировать цели и задачи образовательного процесса процесса;
— планировать системы работ и последовательность действий студентов;
— отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (лекций, воспитательных мероприятий);
— составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
— знание своего предмета и методов его преподавания;
— знание педагогической теории и психологии;
— широкий научный и культурный кругозор;
— педагогическое воображение, способность предвидеть последствия и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
— ставить цели перед собой и детьми;
— планировать деятельность;
— делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
— создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
— контролировать и оценивать исполнение.
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений со студентами и их родителями, с коллегами.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
— учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам, мимике;
— совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
— изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения
Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к учителям, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».
Высокое предназначение преподавателя предъявляет к нему столь же высокие требования. А чтобы соответствовать этим требованиям, преподаватель должен постоянно заниматься своим профессиональным саморазвитием и помнить, что если источник профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности находится в его социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри самого себя – в виде мотивов и источников активности.
Преподаватель Белова Т.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Поставив перед собой, как руководителя дипломным проектом, задачу каким образом в одном дипломном проекте можно продемонстрировать уровень овладения всех видов профессиональной деятельности и соответс.
Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п.
Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО
В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных .
Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта «ConEct»
Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов.
Педагогический проект «Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера». Автор Миргород И.Ю.
Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови.
2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
2018 научно — практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций
Методика преподавания дисциплин профессионального цикла художественного профиля.
Саморазвитие студента: полноценная программа совершенствования навыков
Программа саморазвития студента — это система действий способствующих хорошей адаптации в социальной и профессиональной жизни, успешной семейной реализации в будущем. Студенческий период считается переходным этапом к взрослой жизни.
Возникают вопросы самоопределения, самореализации в современном мире, которые невозможны без формирования определённых качеств личности. Педагоги уделяют большое внимание вопросу саморазвития студентов, разрабатывают программы, оказывают помощь в становлении личности как субъекта общества.
Факторы становления личности в студенческие годы
Саморазвитие студента возможно при определённых обстоятельствах готовности личности к этому процессу.
Выделяют следующие факторы:
- Психологическая готовность — наличие «жизненных планов» по словам Веккера указывает на высшее развитие личности, которая овладела своим миром, сформировала особую систему жизни в существующей действительности.
- В студенческие годы формируются основные задачи, человек осознаёт смысл жизни, строит свой проект жизнеустройства, проходит решающий поворот взаимодействия с внешним миром, по Фельдштейну этап называется «Я — общество».
- Потребность в самопознании — только осознав необходимость понимания своей сущности со всеми положительными и отрицательными качествами, возникает возможность дальнейшего развития. Именно на этапе студенчества происходит формирование самотождественности, возникает чёткое представление о себе, как результат применения различных ролей, изучения литературы. Идентичность развивается довольно стремительно, при этом не всегда студент может сразу осмыслить своё предназначение и дальнейшую реализацию. Такие ситуации находятся в пределах нормы.
- Желание саморазвиваться — соразмеряя желаемый результат и текущую ситуацию жизни, личных качеств возникает необходимость, желание саморазвития. Только наличие цели и стимула позволит приблизить личность к необходимым трансформациям. Актуализация личности предполагает понимание и принятие своей личности, формирование мотивов, возможностей для дальнейшей адаптации в социальной среде, решения текущих жизненных сложностей.
Программа саморазвития студента возможна при осознании человеком необходимости развития и улучшения качеств личности, приобретения знаний.
Саморазвитие студента — основные вопросы
Перед каждым студентом стоят 3 важных вопроса, которые необходимо решить в ходе успешного саморазвития.
Вопрос социализации (взаимодействия с обществом)
Человек — существо коллективное, издавна известно, что совместно легче бороться с жизненными трудностями. Личность находится в постоянной взаимосвязи с людьми, каким образом будут строиться взаимоотношения, дальнейшая реализация в обществе в большой степени зависит от заложенного воспитания, опыта жизни.
Программа саморазвития студента включает развитие коммуникативных навыков, в помощь приходит специальная литература и педагоги. Так, Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» раскрывает основы коммуникации, которые при их простоте являются весьма эффективными.
Вопрос профессиональной деятельности
Этот вопрос очень важен. Чем раньше человек задумывается над ним, тем лучше. Ещё в школьные годы учителя предлагают писать сочинения на тему будущей профессии, это стимулирует мышление в заданном направлении. При выборе профессии необходимо учитывать все стороны вопроса — задатки, возможности, востребованность на рынке труда.
Коммуникативные навыки, понимание людей играют также большую роль в будущем. Большая часть специальностей направлена на общение с клиентами, умением понять их, необходимо плодотворное взаимодействие в коллективе. Если человек замкнутый, то, возможно, ему будет проще реализовать себя в компьютерной сфере, науке.
Вопрос любви
Этот вопрос является ключевым для периода студенчества. Человек, обладающий способностью общаться, взаимодействовать с другими, легче заводит знакомства, находит любовь, чем эгоцентричная личность, которое концентрируется только на своём Я. Поэтому важную роль на этом этапе оказывают комплексы детских лет — неполноценности и превосходства.
При неуверенности студент замкнут и не считает, что может быть любим. При превосходстве — полагает, что другие не достойны его внимания, нет подходящей пары. Программа саморазвития студента нацелена главным образом на социализацию, что позитивным образом сказывается на всех сторонах жизни.
Ещё одна причина, которая может негативно сказаться на создании семьи, возможности любить. Это подражание девушек во многом мужчинам — стиль одежды, поведение, привычки. Им кажется, что быть мужчиной проще, к ним другое отношение в семье, больше возможностей в карьере. Однако важно не потерять свою женственность, своё предназначение, сильное увлечение таким копированием приводит к психическим расстройствам, идёт во вред в вопросах любви.
Характеристики самоактуализированной личности по Маслоу
Программа саморазвития студента предполагает понимание характеристик полноценной, здоровой, самосовершенствующейся личности — самоактуализированной личности. Психолог Маслоу произвёл исследования среди студентов по данному вопросу и выделил ряд особенностей, присущих такой личности:
1. Эффективное восприятие реальности
Основной характеристикой самоактуализированной личности является умение распознавать, где правда жизни, где — ложь. Такие люди всё хватают на лету, быстро ориентируются в ситуации, отлично замечают фальш или неискренность. Такие особенности проявляются не только во взаимоотношениях с людьми, но и в других сферах жизни. Например, в живописи, науке, музыке, политике.
Здравомыслие формируется благодаря возможности осмысления жизни и ситуаций в целом, восприятие всех фактов, а не отдельных мнений, точек зрения. Кроме того, наблюдения показали их позитивное отношение к новшествам. Такие личности не боятся перемен, скорее — приветствуют их. И действительно — без открытий, нововведений, нет прогресса.
Только идя вперёд по жизни с уверенностью, можно открыть новые горизонты.
Такую личность даже сомнения и неопределённость стимулируют к развитию, познанию мира, изучению себя, что коренным образом отличает ее от невротических людей.
2. Приятие окружающего мира и себя
Саморазвитие студента включает осознание, позитивное восприятие своей личности. Самоактуализированная личность воспринимает целостно, без комплексов по вопросу неполноценности, несоответствия идеалу. Важно научиться жить в гармонии с собой, принимая себя вместе со всеми недостатками.
У каждой личности есть базовый набор качеств, которые даны изначально, а дальнейшее развитие уже зависит от человека. Человек такого плана принимает реальный мир, как данность, не пытаясь её видоизменить, приукрасить. Их называют реалистами. В отношениях с окружающими прослеживается та же линия поведения — воспринимают их в комплексе с плюсами и минусами характера. Самоактуализированная личность нормально относится к физиологическим потребностям организма — еда, сон, любовь, интимные отношения. Всё это естественно и необходимо человеку. Такие люди умеют получать наслаждение от жизни, не укоряя себя в этом.
Самоактуализированные люди не знакомы с переживаниями стыдливости и не обвиняют себя во всех проблемах человечества, что свойственно людям с нервными расстройствами. Женщина принимает естественно свою беременность, функции организма, не боится быть женственной. Здоровая личность бывает недовольна собой только тогда, если понимает, что сбилась с пути, желает быть лучше, стремится к этому всеми силами.
3. Естественность поведения
Личность самоактуализированная не стремится казаться лучше, действует сообразно своим суждениям. Быстро ориентируется в ситуациях и находит способы решения. Такой человек совершенно естественен в помыслах и суждениях, при этом понимает нормы общества, действует в пределах установленного порядка.
Временами они с юмором относятся к существующим предубеждениям, не верят в приметы, однако им не свойственно насаждать свою точку зрения, осознают, что другие люди могут иметь свои убеждения. Нетрадиционность таких людей заключается в глубинной сущности, на уровне мыслей.
Естественное поведение проявляется у них в моменты увлечённости каким-то делом или в компании друзей. Здоровой личности присущи свои суждения, нравственные убеждения, принципы морали. Временами им сложно в обществе — они замечают любую ложь, ханжество, временами пытаются открыть другим глаза, просветить, входят в споры. Однако обычно ведут себя вполне спокойно и дружелюбно. Личность этого уровня отличает особая мотивация, которая направлена на развитие и самосовершенствование. Она стремится к саморазвитию, самовыражению, самоактуализации в обществе, при этом ничто человеческое ей не чуждо. Обычный же человек нацелен только на потребительство.
4. Служение
Есть ещё одна важная особенность — целостная личность всегда имеет важное приложение для своих усилий, дело жизни. У нее нет времени на переживания, она концентрируется на внешнем мире и своих целях. Она всегда посвящает свою жизнь чему-то без остатка — работе, призванию, семье. Такая личность не склонна к самокопанию, излишним тревогам на свой счёт.
Часто думает о служении другим людям, проявляет заботу, внимание к окружающим, родным и близким. Вектор внимания сосредоточен не на себе, а на других людях в большей степени, что помогает избежать переживаний в своей жизни. Наблюдается у таких людей и склонность к философским размышлениям над глобальными проблемами человечества.
Они живут в глобальном мире и видят картину в целом, как результат истории человечества. Эти люди философы и имеют свой взгляд на мир. Такой подход к жизни позволяет сохранять им спокойствие в любых ситуациях, благодаря наличию широкого восприятия, отсутствия мелочности, умению смотреть в перспективе. Саморазвитие студента предполагает осознание необходимости коммуникации и взаимопомощи.
5. Потребность в уединённости
Важное свойство здоровой и целостной личности — умение переживать одиночество. Чувствует себя в этом состоянии вполне комфортно. Люди такого развития самодостаточны и не испытывают нужды в постоянной компании. Некоторым кажется, что такие люди ведут себя отстранённо, малообщительно. Это не так, просто у них потребность в общении меньше, им комфортно быть наедине с собой.
Они умеют спокойно переносить трудности жизни — неудачи, падения, насмешки. Таким же образом они относятся и к достижениям, не сильно концентрируют на них своё внимание. Такие личности всегда имеют собственное мнение и не идут на поводу у моды, течений, других людей. Все решения принимают на основе своих предпочтений и суждений. Им присуща объективность и отстранённость в решении важных вопросов.
6. Автономность, воля и активность
Здоровая личность является независимой от общества и среды обитания. Ими движет не дефицит чувств, потребностей, а необходимость в самосовершенствовании. Причиной такого роста является сам индивид, не окружающий мир. Для полноценной жизни им нет необходимости взаимодействовать с другим человеком, они могут справляться самостоятельно с жизненными обстоятельствами. При этом чувства любви и уважения имеют большое влияние, обогащают жизнь человека.
7. Свежий взгляд на вещи
Самоактуализированная личность обладает ещё одним уникальным свойством — чувством новизны, умение радоваться жизни. Она замечает красоту вокруг себя — цветы, закаты, улыбки детей. Умеет любить всю жизнь и каждый раз находить что-то новое в любимом человека и получать удовольствие от общения. Такие люди могут быть счастливыми, приносят радость своим близким.
8. Высшие переживания
Таким развитым личностям свойственно ощущать эмоции и переживания на более высоком уровне, который недостижим другим людям. Их может накрыть волной безграничного единства с миром, слияния с музыкой или любимым человеком. Такие чувства находятся на грани мистических, при этом на определённом уровне развития человек способен ощущать мир тонких материй очень чутко.
9.Межличностные отношения
Самоактуализированная личность не имеет много друзей, есть «круг избранных», с которыми им интересно общаться, кому доверяют, наиболее близкие люди. В любви также они достаточно разборчивы и находят общий язык лишь с людьми высокого уровня развития, поверхностные — не вызывают интерес у них. Считают главным не количество, а качество друзей, могут дружить с одними людьми всю свою сознательную жизнь.
10. Демократичность
Умение общаться на равных с разными людьми — различного возраста, религий, цвета кожи. Они воспринимают спокойно различиям во взглядах и убеждениях, им не существенна национальность или вероисповедание индивида, главное — суть, человек. Они открыты к постоянному изучению окружающей действительности, с удовольствием осваивают новые сферы деятельности, уважительно отзываются о профессионалах своего дела — музыкант, столяр, токарь.
Программа саморазвития студента включает необходимость положительного отношения к труду, выбранной профессии.
11.Умение отличать добро от зла
Эти студенты отличаются высокими устоями морали и сделали их направляющими векторами в каждой ситуации. При этом можно сравнивать это свойство с верующими, обладающими моральными ценностями. Однако у них своё восприятие бога — отсутствие чётко выраженной религии, нечто большее — комплекс идей, суждений, высшая сила. Таким людям свойственно относиться к миру с детской непосредственностью, умеют любое занятие сделать интересным и увлекательным, радуются результату достижений и процессу.
12. Философское чувство юмора
Высокоразвитые учащиеся обладают своим неповторимым отношением к жизни — воспринимают всё позитивно, с юмором, как положено философам. Они любят жизненные шутки, которые нацелены на высмеивание негативных проявлений характера человека и метаморфозы самой жизни. Не любят простой и поверхностный юмор. Суета, гордыня, тщеславие — всё это вызывает улыбку на их лице.
13.Креативность
Студенты этой группы практически все проявили креативность в различных сферах деятельности. Когда они берутся за дело, то находят особый индивидуальный подход к делу. Человек любой рабочей специальности этой категории будет креативен и создаст шедевры. Непосредственность приводит к формированию мнения о талантливости этих людей.
Программа саморазвития студента предполагает и развитие творческого потенциала, разнообразные задания предполагают применение этих качеств.
14. Сопротивление культурным влияниям
Развитые личности не подчиняются полностью влиянию культуры своего общества, они живут в социуме, но имеют свою гражданскую позицию. Они умеют критически оценивать культуру, её состояние, плюсы и минусы. Им присуща национальность, но они принадлежат миру, человечеству, мыслят глобальными понятиями.
Здоровая полноценная личность не лишена недостатков, они свойственны всем, но их положительные качества позволяют жить полноценной жизнью, получать радость от существования в этом мире. Почему же так мало здоровых и сильных личностей вокруг, что мешает саморазвитию студента, какие факторы откладывают свой отпечаток, ведут к негативным последствиям в будущем?
Влияние детского периода на становление личности студента
Особое внимание вопросу влияния детских воспоминаний уделял Адлер в своей книге «Наука жить». В ней говорится о важной роли детских лет и воспоминаний в формировании и становлении личности. Рассмотрим основные типы поведения личности в студенческие годы, причины их возникновения, какая схема саморазвития личности характерна для них?
- Неорганизованный студент. Часто встречаются в практике учащие, которые не готовы к обучению, не желают брать ответственность на себя за своё будущее, пропускают лекции на постоянной основе. Они не успевают за программой обучения, имеют плохую концентрацию. Если обратиться к воспоминаниям детства, то такие дети были любимчиками в семье, им всё позволялось, что привело к избалованности и отсутствию ответственности в поведении.
- Застенчивый, неуверенный студент. Такой результат может быть следствием нехватки внимания и любви со стороны родителей в детстве, строгое обращение, недостаток внимания. Часто встречается у детей, что росли в приютах, отвергнутых, брошенных. Они чувствуют себя неуверенно в этом мире, полном опасностей и непонятных обстоятельств. Воспоминания — одиночество, один в комнате, рядом нет близких людей. Даже поступив в институт, испытывают страх быть хуже других.
Как преодолеть беспокойство в студенческие годы?
Высшее образование — ответственный этап в жизни каждого человека. Программа саморазвития студента предполагает также умение справляться с трудностями жизни, стойко переносить взлёты и падения, преодолевать страх перед экзаменами, научиться достигать поставленных целей без потери спокойствия.
Простые методы борьбы с беспокойством:
- Метод принятия — нужно представить мысленно наихудший вариант, принять его мысленно, а потом продумать варианты поведения, что можно сделать для улучшения ситуации. Такая стратегия спасла Эрна Хейни от смерти. Этот человек очень сильно болел, это было связано с язвой желудка, он практически не мог есть, доктора давали неутешительные прогнозы.
Вывод
Программа саморазвития студента предусматривает подготовку человека к взрослой жизни и базируется на познании себя и самосовершенствовании. Важную роль на пути становления личности имеют семья, школа, коллектив. При необходимых условиях воспитания зарождается здоровая самоактуализированная личность, которая стремится к совершенству на протяжении всей жизни. Человеку всегда есть чему учиться, есть неизведанные сферы знаний. Ключевым моментом в период получения высшего образования является осознание своего будущего, профессии, социализация.
Студент вуза как субъект саморазвития
Егорова, Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития / Ю. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1 (1). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/3/75/ (дата обращения: 26.01.2023).
В статье студент вуза рассматривается как субъект интеллектуального, социокультурного и профессионального саморазвития.
Ключевые слова: студент, саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, социокультурное саморазвитие, профессиональное саморазвитие.
Для того, чтобы учебная, социокультурная и профессионально-ориентированная (трудовая) деятельность студента вуза была успешной, он должен заниматься саморазвитием. О значимости саморазвития писал А. Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». П. Ф. Каптерев отмечал: «. Человек начинается с самообразования, с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию» [16, с. 156].
Саморазвитие — одна из сложных и многомерных педагогических категорий. Философы считают, что в основе его лежит сила самодвижения, которая определяет направленность самосознания личности как активный компонент самосозидания. Это явление в области философии известно давно. Выделение самодвижущей силы как ключевого момента в самостроении личности характерно для отечественных философов и психологов начала XX века (Бахтин М. М., Бердяев Н. А., Блонский П. П., Вентцель К. Н., Гумилев Л. Н., Соловьев B. C., Флоренский Л. А. и др.).
Современные психологи определяют саморазвитие как основной внутренний механизм развития и формирования, имеющий регулятивную функцию (Альбуханова-Славская А. К., Битянова М. Р., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И., Чинкина Н. Ш. и др.).
В педагогической науке это понятие определяет сущность процесса развития и формирования личности при активной позиции субъекта. Еще Я. А. Коменский, выделяя принцип природосообразности в воспитании, видел в нем начало самодвижущей силы, определяющей созидание «Образа человека». В. А. Сухомлинский считал, что стремление человека к саморазвитию присуще ему от природы. Идею саморазвития изучал и развивал О. С. Газман, видя в ней основополагающую силу развития свободной, независимой личности с доминированием ее «самости». Данный аспект в современных педагогических исследованиях играет ведущую роль (Белкин А. С., Григорьева Н. Г., Санникова А. И., Семенов В. Д., Цукерман Г. А. и др.). Анализ литературы свидетельствует, что основа саморазвития опирается на самодвижущую силу, именно она определяет и уровень, и характер проявления этой силы и самости. Все исследователи сводят данное явление к ключевому понятию активности личности, что обусловливает особо пристальное его изучение в раскрытии сущности процесса саморазвития. Такой подход важен для педагогических исследований, решающих задачи развития, саморазвития и формирования личности в разных аспектах ее самоопределения и самоутверждения в разных видах деятельности [11].
Трактовка понятия «саморазвитие» у разных авторов различна, поскольку рассматривается этот феномен с различных позиций. Большинство авторов приходят к заключению о том, что саморазвитие подразумевает развитие некоторых личностных и профессиональных качеств, которое протекает не на внешнем уровне, а на уровне самости, при этом инициатором процесса является сама личность [1, с. 73]. «Стремление человека к саморазвитию обусловлено наличием «энтелехии» — врожденной тенденции и способности индивида реализовать себя» (В. Штерн) [16, с. 140]. В. И. Смирнов подчеркивает роль активных действий: «. именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей [16, с. 141]. Источник и движущая сила саморазвития — потребность в саморазвитии [16, с. 142].
Ход саморазвития индивида и его результаты определяются двумя факторами: а) способностью индивида к деятельности «со знанием дела», т. е. качеством и уровнем образования; б) характером и мерой воплощения социально-культурного опыта в реалиях, с которыми имеет дело субъект деятельности [15, с. 330].
Саморазвитие — это «развертывание» уже имеющихся, но «свернутых» до поры задатков, способностей, умений, качеств и т. п. [8, с. 126]. Саморазвитие есть целесообразная внутренняя активность и осознанная направленность на разворачивание и совершенствование значимых для личности свойств, сторон, качеств и т. п. [14].
Е. Б. Бабошина, Н. Р. Битянова и Л. Н. Куликова рассматривают саморазвитие как сознательный процесс целенаправленного многоаспектного личностного становления и самоизменения личности с целью самореализации на основе внутренние значимых устремлений и внешних влияний, которое следует рассматривать через смену саморегуляции личности [22]. Большой толковый словарь русского языка (под редакцией С. А. Кузнецова) дает следующее определение понятию «саморазвитие»: «Умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий или упражнений».
С позиции акмеологии саморазвитие можно представить как тенденцию к самораскрытию и саморазвертыванию творческого потенциала человека; сознательный процесс самосовершенствования с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний; целенаправленное, многоаспектное самоизменение, служащее цели максимального духовно-нравственного самообогащения и саморазвертывания [8, с. 127].
При анализе совокупности разнообразных характеристик понятия «саморазвитие» человека, имеющихся в литературе, обращают на себя внимание следующие общие признаки этих характеристик. Саморазвитие — это: 1) человеческая ценность и потребность; 2) результат сознательного целеполагания; 3) духовно-практическая деятельность личности; 4) процесс собственных изменений; 5) процесс, направленный к идеалу; 6) творческий процесс; 7) процесс, протекающий в общении личности; не только единство, но и противопоставленность процессов саморазвития личности и общности; 9) процесс реализации сверхличных ценностей; 10) случайная последовательность переходов через точки бифуркации, обязанные внешним воздействиям на личность [19, с. 57–58].
Процесс саморазвития личности, внешне и естественно подталкиваемый различными обстоятельствами, детерминируется изнутри личностной нуждой в нем и духовной устремленностью личности с ее уникальной историей. Все эти факторы обладают реальной мотивирующей силой для саморазвития [19, с. 62].
Исследования Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, B. C. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и других показывают, что овладение методами и приемами саморазвития личности представляет собой сложный и противоречивый, растянутый во времени процесс. При этом важнейшими условиями его реализации рассматриваются сознательное стремление к равновесию и гармонии индивида и окружающего мира, готовность к совершенствованию собственной личности, умение принимать решения, соизмеряя их с потребностями общества и т. д. [2].
Что же необходимо для успешного саморазвития личности? В первую очередь, на уровне личности должны выполняться следующие условия: 1) саморазвитие должно быть осознано личностью не только как возможный способ реализации полноты себя, но и как особая ценность и жизненно важная потребность; 2) саморазвитие немыслимо без развитой духовности личности; 3) для саморазвития необходимо, чтобы ориентирами и продуктами духовной деятельности личности были идеалы; 4) для саморазвития необходимо, чтобы личность могла осуществлять целеполагание в своей деятельности; 5) для саморазвития необходимо, чтобы личность могла самоизменяться, «самодостраиваться»; 6) необходимым условием саморазвития личности является свобода (наличие поля личной автономии индивида); 7) роль одного из важнейших условий саморазвития играет культура; диалог как основная форма духовного общения людей; 9) саморазвитие невозможно без духовных ориентиров, без системы сверхличных ценностей [19, с. 62–68].
Процесс саморазвития не бывает планомерным, саморазвитие происходит скачкообразно, поскольку личность растет и развивается, преодолевая трудности, обретая новый жизненный и профессиональный опыт [1, с. 80]. Саморазвитие не может носить негативный характер, поскольку всегда направлено на достижение глобальной личностной цели — самореализации [1, с. 75]. Л. М. Попов, описывая стратегию «личностного саморазвития», отмечает, что предметом исследования становится «Я-сам», т. е. «предмет, объект и субъект совпадают. Психический индивид становится «самодеятельным существом». Здесь в гармоническом единстве представлено созерцательное и преобразующее начало» [12, с. 142]. Следует отметить, что ученым предложен оригинальный метод самоанализа и саморазвития личности студентов, получивший название «интервью с самим собой», который позволяет формулировать жизненно важные вопросы и самому искать на них ответы.
По Д. А. Леонтьеву, при саморазвитии деятельность личности направлена на себя [6]. Целью и результатом деятельности становится сама личность, при этом процесс саморазвития можно представить в виде спиралевидного движения вверх: с каждым достигнутым успехом укрепляется уверенность в себе, что становится важным результатом саморазвития благодаря укреплению веры в свои силы и возможности, обогащенная личность переходит на новый уровень, актуализируя новые цели и задачи [1, с. 80]. Как полагает И. Д. Егорычева: «В итоге. саморазвития человек становится обладателем ряда важных характеристик: веры в свои способности выполнять поставленные задачи. обеспечивая ориентацию на достижения, интегрального локуса контроля, проявляющегося в способности принимать ответственность за свои действия, взгляды, события собственной жизни» [4, с. 29]. Саморазвитие — это вид деятельности личности субъект-субъектного характера, направленный на позитивное изменение личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации (В. И. Андреев).
Юношеское саморазвитие, согласно Л. Н. Куликовой, есть процесс самостоятельной, целостной, самонаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению нравственного опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям [3, с. 59]. Стадии саморазвития включают: подготовку, осознание, переоценку, действия (Л. А. Стахнева) [17, с. 173–174].
Различие между категориями «развитие» и «саморазвитие» заключается в том, что при развитии личности эволюционное движение, рост воспринимается как некое изменение, стимулированное, инициированное извне, а в саморазвитии данный процесс исходит от самой личности [1, с. 73]. Развитие личности существенно отличается от ее саморазвития. Если первый процесс вне-субъектен, то во втором именно личность и выступает в качестве субъекта, активного творца себя. Процессы развития и саморазвития личности эффективны во все возрастные периоды жизни человека, если обеспечена оптимальность их соотношения [19, с. 92].
Анализ литературы позволил выделить три вида саморазвития студента вуза: интеллектуальное, социокультурное и профессиональное.
Интеллектуальное саморазвитие. В психолого-педагогической литературе до сих пор нет четкого определения понятия «интеллектуальное саморазвитие».
Существует термин «интеллектуальной саморегуляции», введенный в науку М. А. Холодной [20], рассматриваемый как умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать сильные и слабые стороны в работе своего интеллекта и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения.
Термин «интеллектуальное саморазвитие» в учебный процесс средней общеобразовательной школы был введен В. И. Земцовой. Интеллектуальное саморазвитие — это целенаправленный и сознательный процесс развития учеником умений, а именно: произведение логических умозаключений, оперирование отвлечёнными понятиями, совершение операций анализа и синтеза, структурирование поступающей информации, понимание специфики мыслительных операций в процессе учебной деятельности на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний (взаимодействия в диалоге с учителем и другим учеником). Критериями и показателями процесса интеллектуального саморазвития учащихся являются: мотивационно-ценностный (отражает характеристику изменений в мотивационной сфере учащихся; его реализация направлена на развитие у школьников стремления к интеллектуальному саморазвитию и принятие интеллектуального саморазвития как ценности); когнитивный (характеризуется изменением в знании содержания интеллектуального саморазвития, овладением приемами и способами самостоятельного расширения пределов собственных знаний и умений); деятельностный (включает умение учащихся работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, оценивать умения у других, самостоятельно приобретать необходимые знания) [7; 9].
Интеллектуальное саморазвитие ученика строится на разрешении противоречия между реальными качествами личности и идеальным образом интеллектуально развитого субъекта, представляемым извне или созданным самостоятельно [7; 9].
Интеллектуальное саморазвитие — устойчивое интегративное качество личности, выражающееся в стремлении субъекта к самопознанию, интеллектуальному самосовершенствованию, самоорганизации мышления как системного, интегративного, логического, концептуального (Левина О. Н.) [7, с. 13].
Саморазвитие интеллектуальной сферы — это активность и развитие личности путем прогрессирующего самодвижения в социальных отношениях, направленных на область психики, характеризующейся видами мышления, стилем мышления, мыслительными операциями, познавательными умениями, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний (Терещенко А. В.) [18, с. 10].
Социокультурное саморазвитие. Анализ литературы позволяет определить социокультурное саморазвитие студента вуза следующим образом: развитие студентом себя как субъекта социальных отношений, субъекта коммуникации, межличностного общения, участника общественной жизни, исполнителя различных социальных ролей, потребителя достижений культуры, носителя социальных и культурных ценностей; развитие «способности к стабильной жизнедеятельности во благо себя и общества» (Л. П. Лазарева); развитие социальной ответственности и самоконтроля, умения рациональной организации досуга; развитие: навыков жизни в современном обществе и гражданской позиции, организаторских навыков, навыка владения устной и письменной коммуникацией, навыка межличностного общения, навыка работы в группе, навыка исполнения различных социальных ролей в коллективе, готовности к семейной жизни (Кормягина Н. Н.) [5, с. 15–16].
«Чем больше в конкретной деятельности проявлено и на более высоком уровне использовано достижений общечеловеческого опыта, т. е. культуры, чем более эта деятельность культурна, тем больший уровень социализированности являет собой субъект» [10, с. 43]. «Социализировать индивида — это не вписать его в толпу, не уподобить его другим, и даже не обеспечить его «грубую настройку» на соответствие требованиям социума, а придать его жизнедеятельности максимально человеческий, максимально отличающийся от биологического, максимально нагруженный культурой характер» [10, с. 45].
Профессиональное саморазвитие — это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека (Сластенин В. А., 2000). Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностного смысла профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития. Оно складывается из двух компонентов: внешних условий (которые создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам субъект), которые предполагают наличие: а) потребностей — потребность в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий; б) целей; в) средств [23, с. 116].
К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие, относятся: 1) самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я; 2) самоопределение, показанное обозначением границ своего Я; 3) самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека; 4) самореализация, представленная с выражением потенциала Я; 5) самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я; 6) саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией; 7) самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности; самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью; 9) самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам (Сластенин В. А., 2000). Таким образом, профессиональное саморазвитие — непрерывный процесс совершенствования своего «Я», профессиональных качеств и способностей, творческой самореализации, являющийся средством самопознания и преобразования внутреннего мира [23, с. 117], стимулируя определенные мотивы, осуществляет самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию [23, с. 118].
Профессиональное саморазвитие студентов вуза — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение личности, выражающееся в изменении качества учебно-профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой его изменения, представляющее собой единство следующих компонентов: мотивационного (компетенции: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; сформированность профессиональных интересов), когнитивно-деятельностного (компетенции: способность и готовность к приобретению новых знаний, критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу, изучению, систематизации и обобщению научно-технической информации, использовать информационные технологии и базы данных в профессиональной области), оценочно-рефлексивного (компетенции: осознание и оценка себя и своих способностей, поступков, мотивов и целей; способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими; осознание требований социума и их анализ с точки зрения поставленных целей профессионального саморазвития; способность к осмыслению результатов саморазвития в выбранной профессиональной сфере деятельности и определению — в случае необходимости — альтернативных вариантов ее изменения).
Профессиональное саморазвитие студентов в образовательном процессе вуза осуществляется поэтапно: первый этап — становление — направлен на формирование устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию; второй этап — закрепление — направлен на закрепление способности и готовности к получению знаний и их реализации в учебно-профессиональной деятельности с целью саморазвития и самосовершенствования; третий этап — преобразование — направлен на совершенствование навыков учебно-профессиональной деятельности студентов вуза на основе самоанализа и осмысления результатов профессионального саморазвития [21].
Профессиональное саморазвитие студента педагогического вуза представляет собой самоуправляемый и самоконтролируемый процесс формирования и развития профессионально важных качеств личности, актуализации и развития творческой и профессиональной индивидуальности, в котором студент выступает и как субъект, и как объект деятельности [13]. Профессиональное саморазвитие будущего учителя — многоуровневый процесс формирования и развития педагогических способностей, профессионально значимых качеств личности и профессионального опыта, характеризующие субъективные и объективные критерии профессионального роста [2].
Одним из условий успешности саморазвития студента вуза является целеполагание. Особенности целеполагания в сфере саморазвития раскрыты автором в другой статье.
1. Андреева, Ю. В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. — Казань, 2006.
2. Ахмедова, А. М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Махачкала, 2007.
3. Дехаль, С. Г. Обогащение опыта целеполагающей деятельности старшеклассников во временном детском коллективе: На примере Всероссийского детского центра «Океан»: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Новосибирск, 2005.
4. Егорычева, И. Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста — развития // Мир психологии. — 2005. — № 3 (43).
5. Кормягина, Н. Н. Формирование социальной компетентности студентов экономико-управленческих специальностей: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Ярославль, 2007.
6. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М., 1997. — С. 156–175.
7. Левина, О. Н. Организационно-педагогические условия интеллектуального саморазвития подростка: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Оренбург, 2013.
8. Малыгон, Л. И. Формирование культуры личного достижения в образовательном процессе / Л. И. Малыгон, Г. Ф. Понкратенко // Образование и саморазвитие. — 2012. — № 3(31). — С. 125–130.
9. Масловская, С. В. Организационно-педагогические условия интеллектуального саморазвития учащихся среднего звена // Интеллект. Инновации. Инвестиции: Сборник научных трудов. 2013. № 2.
10. Николаева, Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. — Казань, 2006.
11. Оплетин, А. А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа (На материале физического воспитания): дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Пермь, 2005.
12. Психология в Казанском университете: сб. науч. тр. / отв. ред. Л. М. Попов. — Казань: КГУ, 2004. — 282 с.
13. Серебрянская, О. Д. Профессиональное саморазвитие студентов педагогического вуза (На примере изучения иностранного языка): дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Волгоград, 2002.
14. Селезнева, Е. В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. — 2002. — С. 20.
15. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2004.
16. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
17. Стахнева, Л. А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07. — Иркутск, 2005.
18. Терещенко, А. В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Волгоград, 2002.
19. Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. — Биробиджан, 2004.
20. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М., 1997.
21. Цепляева, С. А. Профессиональное саморазвитие студентов сельскохозяйственного вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2011.
22. Чурсина, А. С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Челябинск, 2011.
23. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. — М., 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное саморазвитие, саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, внутреннее движение, процесс, процесс саморазвития, развитие, развитие личности, самодвижущая сила, внешняя профессиональная подготовка.
Ключевые слова
Похожие статьи
Творческое саморазвитие личности в процессе обучения.
профессиональное саморазвитие, саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, внутреннее движение, самодвижущая сила, процесс саморазвития, развитие личности, процесс, развитие, внешняя.
Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие.
Профессиональное саморазвитие юриста — это целенаправленный процесс специалиста в области права на самосовершенствование своих профессиональных умений и навыков. По мнению Л. И. Анциферовой [4].
Условия для саморазвития сотрудников организации
мотивация, профессиональное развитие, саморазвитие. Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ. Мотивация как эффективный инструмент управления банковским.
Развитие творческих способностей студентов в процессе.
Условия развития креативного сознания личности в процессе. В процессе профессиональной подготовки будущего специалиста социально-культурной сферы используются компоненты общекультурной и общепрофессиональной компетенций.
Самообразование как составляющая профессионального.
Профессиональное саморазвитие трактуется как процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений (Н. Кузьмина, А. Маркова, Л. Рыбалко и др.).
Совершенствование саморазвития лидерских качеств молодых.
Профессиональное саморазвитие молодых офицеров — это процесс непрерывного повышения профессиональной компетентности посредством целенаправленного развития профессионально значимых качеств молодых офицеров в соответствии с требованиями.
Самообразование как основа развития успешной.
— функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей.
Наиболее важными в развития личности являются ориентировочная, компенсаторная, функция саморазвития, методологическая, психотерапевтическая и.
Направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития
Ключевые слова: саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, социокультурное саморазвитие, профессиональное саморазвитие, цель. Человек есть центр и цель своей жизни. развитие своей личности.
Факторы профессионального саморазвития юриста в условиях.
Профессиональное саморазвитие — это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения.
постдипломное образование, профессиональная деятельность, образовательный процесс, профессиональное развитие, профессиональное.
Источник https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2014/10/07/proekt-programmy-samorazvitiya-professionalnykh
Источник https://salid.ru/journal/samorazvitie-studenta
Источник https://moluch.ru/th/3/archive/3/75/