Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процессастатья

 

Содержание

Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процесса
статья

Сборник опубликован на сайте Ассоциации педагогов России «АПРель», являющегося официальным всероссийским средством массовой информации (СМИ), зарегистрированным в Роскомнадзоре. Свидетельство о регистрации СМИ №ФС77-56431

Опубликованная работа соответствует ФГОС

«Саморазвитие и самообразование педагога

как необходимое условие его педагогической подготовленности

к современным требованиям организации

Салыгина Елена Владимировна,

методист ФКП ОУ №117

1. Структура саморазвития и самообразования педагога

2. Мотивы саморазвития и самообразования

3. Основные направления саморазвития и самообразования

4. Формы саморазвития и самообразования

5. Организация саморазвития и самообразования

6. Источники саморазвития и самообразования

7. Результаты саморазвития и самообразования педагога

8. Продуктивность процесса саморазвития и самообразования

Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Развитие профессиональной компетентности педагога подразумевает непрерывное самосовершенствование, развитие его творческого потенциала, индивидуальных и профессиональных качеств, накопление профессионального опыта, формирование способности к восприятию педагогических инноваций и адаптации в меняющейся педагогической среде.

Современный мир – мир динамичный. Развивающиеся технологии и информационные ресурсы требуют разнообразных теоретических знаний, новых форм и методов работы, поскольку прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают.

В наши дни для профессиональной деятельности педагога недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. На современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свои знания, повышать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Сегодня невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.

Совершенствование качества обучения в профессиональном обучении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. А, следовательно, этот уровень должен постоянно расти. Поэтому самообразование педагога должно стать его потребностью.

Основные направления саморазвития личности:

  • самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения);
  • самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).

Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);

во-вторых, управляется самим человеком;

в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний.

1. Структура саморазвития и самообразования педагога

Уровень освоения обучающимися профессиональных компетенций напрямую зависит от уровня самообразования педагогов профессионального цикла и мастера производственного обучения. Ведь чем больше знают и могут педагогические работники, тем больше знаний и умений может получить их обучающиеся. Актуальность самообразования для педагога обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, педагог сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих обучающихся. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих обучающихся. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция педагога, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его обучающихся.

Самообразование имеет целью, прежде всего, повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

2. Мотивы саморазвития и самообразования

Суть процесса саморазвития и самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников и использует их в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Определим мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как “несовременного человека”.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие обучающиеся, приходя на обучение в ФКП, пишут заявление на обучение в учебную группу к конкретному мастеру производственного обучения, предметнику.
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим педагогом быть стыдно и обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться?

3. Основные направления саморазвития и самообразования

Каждый преподаватель профессиональных модулей (дисциплин) и мастер производственного обучения для эффективного обучения и воспитания обучающихся — будущих профессионалов должен постоянно развивать и поддерживать на высоком уровне основные компетенции:

— профессиональные (предмет преподавания),

— методические (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения),

— педагогические (ориентированные на обучающихся ),

— психологические (имидж, искусство общения, лидерские качества и др.),

Список можно продолжать до бесконечности, исходя из интересов педагога.

4. Формы саморазвития и самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Рассмотрим, наиболее часто используемые формы самообразования педагога.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах,

методических семинарах, заседаниях ЦМК; посещение уроков коллег, мастер-классов, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап – обучающий, на котором ппедагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомится с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами, накапливает педагогические факты, проводит их отбор и анализ, формирует картотеку по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе обучающихся, дисциплине); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением: созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности.

Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях ЦМК, педагогическом совете, проведение открытых уроков, мастер-классы для коллег, внеклассных мероприятий.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором преподаватель должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях ЦМК, методических семинарах, педагогическом совете.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого преподавателя. Срок реализации плана преподаватель определяет сам.

Примерная длительность этапов самообразования:

 первый год – 1-2 этапы;

 второй год – 3 этап;

 третий год – 4-5 этапы

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов.

Широко применяемая форма самообразования педагогов — творческий план самообразования, который помогает определить возможное содержание профессионального самосовершенствования специалиста и последовательно осуществить намеченное. Начинающим педагогам помогает детальный план самообразования, опытным – более сжатый.

5. Основные методы саморазвития и самообразования

Ресурсами самообразования и развития профессиональной компетентности педагога являются:

— литературные источники (включая электронные публикации), профильные сайты, форумы и конференции в Интернете;

— взаимодействие с методистами, наставниками, опытными педагогами, выступающими в роли консультантов, экспертов и т.д.;

— деятельность предметно-цикловых комиссий (методических объединений, кафедр), осуществляющих разработку общей методической темы, обсуждение методических подходов и др.;

— работа педагога над своим портфолио;

— участие в мероприятиях профессиональной образовательной организации по повышению квалификации педагогического персонала в формах педагогических чтений, семинаров, тематических педсоветов, тренингов и т.д.;

— методические и научно-практические семинары, круглые столы, конференции для педагогов, проводимые на различном уровне;

— программы дополнительного образования различной направленности, осваиваемые преподавателем по своей инициативе (тренинги, дистанционные курсы и т.д.);

— трансляция собственного педагогического опыта, участие в проектной деятельности;

— участие в профессиональных конкурсах и фестивалях;

— стажировки на на рабочих местах производства исправительных колоний;

— совмещение преподавательской деятельности с практической.

Можно выделить следующие методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций ФКП ОУ №117;
  • участие во всех формах методической работы учебного заведения;
  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе;
  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов, подготовка рефератов, методических материалов, докладов и т.д.

саморазвитие самовоспитание личность педагог

6. Организация саморазвития и самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с обучающимися, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Читать статью  Профессиональная деятельность как условие творческого саморазвития

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)

Тематикой самообразования может являться:

— одна из годовых задач образовательного учреждения;

— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

7. Источники саморазвития и самообразования

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Источниками самообразования могут быть:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео-, аудио- информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Следует отметить, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

8. Результаты саморазвития и самообразования педагога

В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые необходимо достичь за определенный срок. Этими результатами самообразования педагога, на определенном этапе, могут быть (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета и проведения практик;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и др;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Следовательно, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы и выше уровень его профессионального мастерства.

9. Продуктивность процесса саморазвития и самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии (рефлексия – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.

Главным инструментом профессионального саморазвития педагога является рефлексия.

Рефлексия — обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаний.

Рефлексия – качество глубоко личностное. Психологи считают, что именно ре флексия делает человека человеком, давая ему возможность адекватно оценивать себя, свои мысли и действия, управлять своим поведением. То есть, рефлексия позволяет человеку, его сознанию и самосознанию увидеть себя со стороны.

Ценность рефлексии для преподавателя заключается в том, что она помогает педагогу выработать самостоятельную стратегию профессиональной деятельности в условиях современного динамичного мира. Мира, который изменился и продолжает меняться, требуя от человека способности всю жизнь учиться и переучиваться, ме нять профессии, перерабатывать огромные потоки информации и др.

Для овладения способностью к рефлексии на начальном этапе можно задавать себе достаточно простые вопросы: «Что я делаю? Как я это делаю? Почему я делаю именно так, а не иначе?» — и отвечать на них.

Для осуществления рефлексии психологи рекомендуют прекратить поток деятельности и как бы выйти сознанием за ее пределы.

Например, в процессе подготовки к предстоящему занятию педагог анализирует свои планирующие действия, конструирует их, соотносит с конкретными индивидуальными особенностями обучающихся, возможностями их развития. Проектирование собственной деятельности по обучению позволяет педагогу совершать превращения сложного в простое, неинтересного в увлекательное. А это и есть одно из важнейших профессиональных умений педагога. Этот же метод характерен для рефлексии педагога, когда он проводит анализ, оценку и обобщение своего опыта или осмысливает опыт других преподавателей.

Но нередки ситуации, когда педагогу приходится выходить сознанием за пределы деятельности, не прекращая ее. Например, во время учебного занятия преподаватель, объясняя учебный материал, вдруг видит, что некоторые обучающиеся заняты своими делами. Преподаватель продолжает объяснять и одновременно задает себе вопросы: «Что случилось? Я не смог заинтересовать ребят? Я не успел осуществить смену деятельности? Что предпринять? Сделать замечание? Задать вопрос? и т. д.». То есть, в этом случае предметом рефлексии преподавателя становится процесс учебного взаимодействия с обучающимися, их отношение, их эмоциональные реакции и собственные действия педагога по реализации задач занятия. Необходимость быстрого принятия решений «в режиме реального времени», т. е. здесь и сейчас, требует от педагога гибкости, критичности, быстроты и осмотрительности. Таким образом, рефлексивные процессы проявляются во всей профессиональной деятельность педагога: и в ситуации непосредственного взаимодействия с обучающимися, и в процессе проектирования их учебно-воспитательной деятельности, и на этапе собственного самоанализа и самооценки.

Педагогическая деятельность без рефлексии проста, но бесплодна. Ведь действительно просто делать что-то по привычке или по шаблону, не задумываясь о том – зачем ты это делаешь. «Зачем?» – это главный вопрос нашей профессиональной деятельности.

Не «почему?». Потому что ответ на этот вопрос подразумевает причину. Например, «меня пригласили работать в колледж», «заводы закрываются, а в колледже стабильная зарплата», «нет другой возможности обеспечить семью» и т. д. А именно «зачем»? «Чтобы творить, развиваться и совершенствоваться», «чтобы передать обучающимся накопленный за годы работы на производстве опыт», «чтобы реализовать себя в новой сфере деятельности», «чтобы внести свой вклад в личностно-профессиональное становление будущих специалистов», «чтобы, работая с молодежью, и самому оставаться молодым» и т. д.

Любая деятельность человека бессмысленна, если она не имеет цели и, если в ее результате не создается определенный продукт. Результатом саморазвития и самообразования педагога можно считать повышение качества преподавания профессионального модуля (дисциплины); разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка и проведение открытых уроков по собственным новаторским технологиям; проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); написание методических разработок.

Показателем эффективности самообразования педагога является его профессионально-квалификационный рост, который находит свое отражение в портфолио педагога.

Преподаватель не может и не должен считать свое образование завершенным, а свою профессионаНиколай Александрович Рубакин (1862 — 1946) – известный русский библиограф и кнльную концепцию окончательно сформированной ни на каком из этапов своего профессионального пути. иговед в своей книге «Практика самообразования» (1914г.) завещал потомкам: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Как бы ни были обширны у вас знания, их нужно делать еще.

В заключении, хочется добавить, что самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию рефератов и оформению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Итак, самообразование педагога — это наиважнейшая часть его профессионального роста.

Следует заметить, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием.

Закончить мне хотелось бы словами Рубанина Н.А. «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  2. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук. М., РГЕ, 2005.
  3. Десятова И.В. Самообразование педагога, как фактор профессионального саморазвития. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. Ст. По матер. X междунар. науч.-практ. конф. часть I. – Новосибирск: сибак, 2011.
  4. Копылова И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54.
  5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
  7. Шаронова В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед. наук.-М., РГБ, 2003.
  8. Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

Размещено на Allbest.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наличие ИКТ-компетентности преподавателя иностранного языка — необходимое условие на современном этапе

Статья по методике преподавания английского языка. Рассматривается необходимость внедрения новых технологий на уроке и наличие у преподавтеля современных знаний.

статья «Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»

Для преподавателей спецдисциплин.

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя — создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен.

Самообразование как необходимое условие повышения квалификации педагога

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Необходимые условия для процесса фотосинтеза

Раскрывает необходимые условия для процесса фотосинтеза.

Доклад на ЦМК Самообразование — необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование — необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

В статье рассматриваются вопросы необходимости профессионального саморазвития.

Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Читать статью  В чём проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе — Воспитание двухсторонний процесс

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Профессиональное самообразование педагога

Клименко, Л. Н. Профессиональное самообразование педагога / Л. Н. Клименко. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/816/ (дата обращения: 26.01.2023).

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на совре­менном уровне требований общества необходимо посто­янно обновлять и обогащать свой профессио­нальный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость». Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в прин­ципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподавае­мым основам науки, недостаточность своего педагоги­ческого инструментария. Приступая к, работе по само­воспитанию и профессиональному самосовершенство­ванию, педагог должен иметь данные ана­лиза своей работы за определенный период, объектив­ную их оценку и рекомендации коллег по улуч­шению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности пу­тем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо на­чинать с углубленного анализа собственной педагогиче­ской практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без кото­рой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогиче­скому мастерству.

Ведущим компонентом профессионального самосо­вершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем «целенап-равленную, определенным образом осуществляемую по­знавательную деятельность педагога по овладению об­щечеловеческим опытом, методологическими и специ­альными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования пе­дагогического процесса» [5, с.6.] Самообразование — основа роста учите­ля как специалиста.

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собствен­ным воспитанием и образованием» [2, c .74]. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Переклика­ясь с «учителем русских учителей» — К.Д. Ушинским ут­верждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учить­ся — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и ус­ложняются» [7, c .7].

Сама жизнь обозначила проблему непрерывного пе­дагогического образования как наиболее актуальную.

Но в реальной практической деятельности, как ука­зывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанно­стях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отноше­ние к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуа­тивный характер, связанный с возникающими пробле­мами (установлением дисциплины, организацией кол­лектива, выяснением взаимоотношений с администра­цией школы и т.д.)» [6, c .65].

Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с ло­гикой педагогической деятельности, что побуждает учи­теля критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Ру­бинштейна, мировоззренческого чувства, формирую­щего обобщенно-целостное отношение к профессии.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех на­правлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповтори­мых особенностей к требованиям педагогической дея­тельности;

б) постоянное повышение профессиональной ком­петентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности [3. c . 87].

В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учи­теля научить быть учителем! Что это значит для него? Немного перефразируя его ответ (с учетом того, что книга была написана до начала демократических преоб­разований), получаем следующее:

1. Систематически овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии, государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поко­лений.

2. Сосредоточить свои усилия на совершенствова­нии учебного процесса, в котором наиболее пол­но реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный на­учно-педагогический поиск.

Читать статью  Игровая деятельность младших школьниковстатья

3. Постоянно анализировать состояние реализуе­мого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обуче­ния, используя в качестве критериев оценки пе­дагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты,

обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки.

4. Глубоко осознавать собственную педагогическую деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспита­тельных задач в их системе.

5. Непрерывно совершенствовать свою профессио­нально-педагогическую квалификацию посредст­вом самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогического поиска.

6. Посредством самовоспитания и саморазвития формировать в себе те профессионально-педаго­гические качества, которые являются предпосыл­ками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, посте­пенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач твор­ческого характера [9, c .74-75].

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспита­ния педагога называют потребность в совершенствова­нии. Следует заметить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемы­ми обществом к педагогу и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к педагогу «либо стимулиру­ют работу над собой, либо вынуждают педагога идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоре­чия, во всяком случае, в его сознании» [6, c .66]. Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия по­добных противоречий: рационализация, инверсия, про­екция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит, вызвать истинную потребность в само­воспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувст­вами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессио­нального идеала. Другими словами, когда педагогиче­ская деятельность приобретает в глазах педагога лично­стную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявля­ется потребность в самосовершенствовании, тогда и на­чинается процесс самовоспитания.

Наука отмечает два приема формирования само­оценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уро­вень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мне­ний о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная само­оценка. Невысокие притязания могут привести к фор­мированию завышенной самооценки, так как затрудне­ния в работе имеют лишь те воспитатели, которые ста­вят перед собой высокие задачи. Не может удовлетво­рить творчески работающего педагога и прием форми­рования самооценки через сравнение себя и своих ре­зультатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки педагога (в том числе будущего) — соизмерение своих резуль­татов с идеалом личности и деятельности педагога — воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования про­фессионального идеала — самообразовательное изуче­ние специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска сво­его идеала педагога. Это — главное условие эффективности его самовоспитания. В этом плане весьма полез­ную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким при­мером для студента педвуза может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, не­смотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хоро­шо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою» [10, c .15]. Лучшему самоотчету и самоанализу способствует ве­дение личного дневника, по которому субъект самовос­питания может наблюдать за развитием своих способно­стей. На основе проведенного анализа собственных не­достатков Л.Н. Толстой определил такие задачи по са­мовоспитанию: «Важнее всего для меня в жизни ис­правление от 3-х главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени»

К внешним факторам, стимулирующим процесс са­мовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Педагог, особенно начинающий, попадая в педа­гогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиаль­ности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствует­ся заинтересованность в профессиональном росте начи­нающих педагогов, стремится соответствовать требова­ниям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебре­жение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют по­требность в самосовершенствовании.

Если руководство учебным заведением не создает педагогам усло­вия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чув­ствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в такой учебным заведением у них не появляется потреб­ности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, по­сещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психо­лого-педагогической литературы.

Профессиональному самопознанию будущего педагога может помочь курс психологии. Для выявления общей само­оценки должна быть использована традиционная мето­дика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей фор­муле [8, c . 35-36]. Самооценка профессиональных качеств определяет­ся с помощью той же методики при условии, что эта­лонный ряд строится из профессионально значимых ка­честв. Для выявления уровня направленности на педа­гогическую профессию, области предпочитаемой педа­гогической деятельности (преподавание или воспита­тельная работа) лучше использовать проективные мето­дики типа вербального теста «понятийный словарь». Для выявления уровня общительности (коммуника­бельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского [4, c .52-54] .

Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированное перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, уп­равлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает так­же выявление особенностей волевого развития, эмоцио­нальной сферы, темперамента и характера, особеннос­тей познавательных процессов (восприятия, памяти, во­ображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», кото­рые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или прият­ное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет» [11. c . 27] .

Наряду с программой самовоспитания можно соста­вить и план работы над собой: план-максимум на боль­шой отрезок времени и план-минимум (на день, неде­лю, месяц).

Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овла­дение навыками учебной работы в вузе; самовоспитание.

Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопо­знания — анализ собственного опыта, как положитель­ного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок труд­ных», — превосходный учитель, дорого, однако, беру­щий за свои уроки. Другой способ познания себя — сравнение с другими.

По понятным причинам не все задачи и направле­ния работы над собой можно зафиксировать в програм­ме. Подчас в этом и нет особой необходимости. Глав­ное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую сте­зю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оп­тимальное сочетание. Релаксация — общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий.

Особое место в ряду средств самовоспитания зани­мают средства управления своим психическим состоя­нием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят раз­ного рода приемы отключения, самоотвлечения, рас­слабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

В последние годы благодаря широкой популяриза­ции все шире используются методы и приемы целена­правленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением пе­дагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направлен­ных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное пе­дагогическое мышление выражается в свободном опе­рировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий педагог должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

В проведенном нами исследовании, мы попытались показать, какое место отводили ведущие ученые-педагоги профессионализму педагога. Они считали, что профессионализм, зависит зачастую не только от каких-либо внешних обстоятельств (подготовка в ВУЗе, уровень подготовки учеников или студентов, заработная плата и т.д.), а, прежде всего от желания педагога быть мастером, профессионалом и достигать этого уровня вопреки всем обстоятельствам.

Беспалько В.П. Слагаемые педа­гогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.

Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Влади­восток: ПИППКГС, 1997.

Инновации и образование . Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество , 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Новичков В.Б., Шевчен­ко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990.

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997.

Письма о добром и прекрасном. М.: Дет­ская литература, 1989.

Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. М., 1989.

Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.

Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 46.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, педагогическая деятельность, самовоспитание, педагогический коллектив, профессиональное самовоспитание, профессиональное самосовершенствование, профессиональный идеал, умение, учебное заведение, будущий педагог.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития.

В статье освещены проблемы подготовки будущих учителей в Республике Узбекистан на основе единства их профессионального и личностного развития, изложены требования к процессу воспитания и развития личности будущего педагога.

Педагогический такт и личностные качества учителя.

педагогическая деятельность, педагогический такт, педагогическое призвание, умение, учитель, педагогическая работа, профессиональное самовоспитание, профессия учителя, знание, владение технологиями.

Педагогические проблемы развития личности будущего учителя.

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Система формирования профессиональнопедагогической.

Система формирования профессиональнопедагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже. Автор: Агафонова Светлана Юрьевна. Рубрика: Педагогика.

Профессиональное воспитание и профессиональное.

Профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание личности учителя в условиях рыночных отношений.

Открылись новые учебные заведения, подготавливающие специалистов в соответствии с мировыми стандартами.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном.

педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Факторы, влияющие на самовоспитание школьников

В организации работы по самовоспитанию участвуют педагоги и сами ученики.

Самовоспитание имеет и личную значимость. Она способствует совершенствованию профессионального мастерства, что связано как с духовной, так и материальной.

Развитие профессионально значимых нравственных качеств.

учитель, педагогическая техника, ребенок, педагогическое мастерство, дело, воспитанник, педагогический коллектив, педагогическая работа. Педагог в школе будущего.

Совершенствование нравственного и профессионального.

будущая профессия, будущее, воспитание, Узбекистан, развитая личность, народная педагогика, будущий специалист, педагогическая деятельность, учебное заведение, инновационная деятельность учителя.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития.

В статье освещены проблемы подготовки будущих учителей в Республике Узбекистан на основе единства их профессионального и личностного развития, изложены требования к процессу воспитания и развития личности будущего педагога.

Педагогический такт и личностные качества учителя.

педагогическая деятельность, педагогический такт, педагогическое призвание, умение, учитель, педагогическая работа, профессиональное самовоспитание, профессия учителя, знание, владение технологиями.

Педагогические проблемы развития личности будущего учителя.

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Система формирования профессиональнопедагогической.

Система формирования профессиональнопедагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже. Автор: Агафонова Светлана Юрьевна. Рубрика: Педагогика.

Профессиональное воспитание и профессиональное.

Профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание личности учителя в условиях рыночных отношений.

Открылись новые учебные заведения, подготавливающие специалистов в соответствии с мировыми стандартами.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном.

педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Факторы, влияющие на самовоспитание школьников

В организации работы по самовоспитанию участвуют педагоги и сами ученики.

Самовоспитание имеет и личную значимость. Она способствует совершенствованию профессионального мастерства, что связано как с духовной, так и материальной.

Развитие профессионально значимых нравственных качеств.

учитель, педагогическая техника, ребенок, педагогическое мастерство, дело, воспитанник, педагогический коллектив, педагогическая работа. Педагог в школе будущего.

Совершенствование нравственного и профессионального.

будущая профессия, будущее, воспитание, Узбекистан, развитая личность, народная педагогика, будущий специалист, педагогическая деятельность, учебное заведение, инновационная деятельность учителя.

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/06/17/samorazvitie-i-samoobrazovanie-pedagoga-kak

Источник https://salid.ru/journal/uchitel-i-samorazvitie

Источник https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/816/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: