Профессиональная деятельность как условие творческого саморазвития

 

Содержание

Самореализация

самореализация фото

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

  • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
  • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
  • социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

  • потребность в признании в коллективе;
  • в развитии интеллекта;
  • стремление обзавестись семьей;
  • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
  • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
  • стремление постоянно совершенствовать себя;
  • стремление к социальному статусу.
Читать статью  Технология саморазвития, как замена догматизму

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Способы самореализации

Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.

С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.

Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Методики профессионального саморазвития: самопознание, цель и социум

Профессиональное саморазвитие – одна из значимых частей человеческого существования. Оно способствует достижению определённого статуса, престижа и уровня жизни. Каждый из нас сам определяет, быть ему успешным человеком или так и не достигнуть карьерных высот.

Если вы давно мечтаете стать профессионалом в своём деле, ловить завистливые взгляды коллег или просто повысить собственный доход, тогда эта статья написана для вас! Здесь перечислены наиболее эффективные методики профессионального саморазвития, которые наверняка помогут каждому новичку добиться карьерного роста.

профессиональное саморазвитие

Профессиональное саморазвитие – обязательная составляющая жизненного пути каждого успешного человека. Глупо утверждать, что рабочая сфера не является важной частью нашего существования. Многие люди уже с подросткового возраста стремятся самостоятельно зарабатывать первые деньги, чтобы удовлетворять свои материальные потребности. Уже взрослый человек в среднем проводит половину своей жизни на работе. Такая статистика говорит о том, что профессиональное развитие необходимо для дальнейшего существования в обществе и для воспитания способности к выживанию.

Самопознание личности и профессиональное саморазвитие

Никакого развития не наступит, если заранее не узнать обо всех тонкостях и уникальных чертах собственной личности. Самопознание – важнейший источник для изучения личности. Только сам человек способен составить наиболее точное представление о самом себе, исходя из пережитого опыта, совершенных жизненных выборов, действий.

Без самопознания личности сложно развиваться в совершенно любой сфере, в том числе и профессиональной, а всё потому, что у каждого человека существуют свои персональные способности, отличающие его от других людей. Если бы все мы были одинаковыми, как выходцы из копировального аппарата, то наврятли бы смогли достичь успеха в каком-либо деле. Ведь тогда бы это нас довольно сильно выделяло среди остальных жителей планеты.

Дело в том, что благодаря именно самопознанию личности, люди способны добиваться дальнейшего самостоятельного развития в любых направлениях жизни. Тоже касается и профессионального саморазвития. Если человек знает свои способности, возможности, он будет уверен в них и обязательно найдёт им полезное применение в работе. Также важно выявить персональные предпочтения, вкусы, чтобы в дальнейшем совершенствоваться в той сфере, которая будет приносить вам не только престиж, заработок, но и удовольствие.

профессиональное саморазвитие

От самопознания к профессионализму

На самом деле, самопознание личности и профессионализм крепко связаны между собой. Ведь реализовать себя на выбранном пути реально лишь с выявленными заранее задатками к тому или иному делу. Если у человека изначально не лежала к чему-то душа, то вряд ли его удастся этим завлечь в будущем. Или если он не имеет предрасположенностей к выбранному делу, то от него бесполезно ждать там высоких достижений.

К примеру, если ребёнок с детства был малоподвижным и совсем не активным, увлекался больше естественными науками, то вряд ли он станет великим спортсменом и наоборот, если у дитя хорошее физическое развитие, совсем нет задатков к глубоким мыслительным процессам, то бесполезно его к этому приучать. Да, толк от занятий новыми предметами даст свой положительный результат, но он наверняка не превысит среднестатистического показателя среди его сверстников.

Другое дело, когда малыш чем-то увлечён, имеет возможность получать развитие в данном направлении, не теряя интереса. Тогда, скорее всего, в будущем он сможет не только получать удовольствие от выбранной деятельности, но и добиться большого успеха, признания в подобной сфере. Со временем любое увлечение может перерасти из простого хобби в нечто большее, например, в источник дохода или даже целое искусство. В любом случае, если правильно и во время раскрыть индивидуальные способности, то вскоре они заточатся до явного профессионализма.

профессиональное саморазвитие

Развитие профессиональных навыков

Если уже взрослый человек полностью познал себя и свои индивидуальные особенности, то наступает время для их реализации в профессиональном саморазвитии. Начинаться всё может с банального развития собственных качеств и умений, которые в будущем способны перерасти в талант или профессионализм.

Без профессионального саморазвития будет довольно сложно добиться личностных высот. Поэтому так важно приучать себя с ранних лет к труду. Каждый из людей, вступая во взрослую жизнь, обязан себя содержать, а также обеспечивать всем необходимым собственных детей, семью. И чем выше профессиональное развитие, тем, соответственно, больше ваш бюджет.

Саморазвитие в психологии

Профессиональное саморазвитие зависит не только от заложенных в нас с самого рождения талантов и способностей. Здесь также важны: мотивация и желание самого человека к росту в сфере труда. Только так, имея должный стимул, реально достичь наивысшего профессионализма в выбранном деле.

Если брать саморазвитие, как термин из научных разделов о психологии, то оно несёт весьма интересное значение. Саморазвитие личности – это самая настоящая, постоянная работа над собой, совершаемая ежедневно на протяжении всего жизненного пути человека. Исходя из такого определения, можно сделать полезный для всех вывод, что только благодаря непрекращающемуся саморазвитию возможно достижение высот и успехов на дороге жизни.

Саморазвитие в психологии подразумевает большой труд над собой, над мыслями, а также над любыми действиями, совершаемыми индивидом в обществе.

профессиональное саморазвитие

Методика саморазвития

Процесс саморазвития по-своему сложен и не понятен для тех, кто до этого времени о нём не задумывался. Порой он происходит машинально, даже не заметно для самого человека. Но существуют выработанные методики саморазвития, помогающие достичь эффективного результата гораздо легче и быстрее.

Благодаря выбору правильных методов самореализации, действительно легко достичь поставленных целей и максимально усовершенствовать собственное “Я”. Именно поэтому так важно порой обратиться за помощью к специалисту своего дела, психологу или грамотному коучу.

Эффективные методики саморазвития

Иногда действительно необходимо посмотреть на себя со стороны. В этом нет ничего сложного, достаточно поставить камеру и запечатлеть свои обыденные действия на видео. В профессиональной сфере это также поможет отточить навыки, увидеть собственные недостатки.

Довольно часто многие психоаналитики призывают “отпустить своё прошлое”. Но это не совсем верный метод. Да, где-то он действительно нужен, но не для тех, кто решил развиваться, становится лучше. Невозможно заметить личностных изменений, если их не с чем сравнить. Поэтому иногда пригодиться посмотреть на прошлого себя, чтобы увидеть изменения в лучшую сторону и личностный рост.

Двадцать первый век перенасыщен информацией, порой наш мозг попросту с ней не справляется, испытывая эмоциональные и умственные перегрузки. Заметив за собой такое тревожное состояние, срочно устройте себе отдых! Главное во время релакса не зависать в гаджетах, Интернете, а полностью отвлечься от ненужного потока информации. Да и к тому же на “свежую голову” приходят куда более интересные, выгодные для реализации идеи!

Если риск оправдан, значит – вполне уместен. Что же касается бессмысленного риска, то тут стоит быть осторожнее, чтобы избежать лишних потерь и неудач в дальнейшем времени. Для профессионального саморазвития порой необходим азарт, рискованные поступки, главное этим не сильно увлекаться.

профессиональное саморазвитие

Социум и саморазвитие

Для саморазвития так важно вкладываться в собственную персону, нежели во что-то другое. Обучение, путешествия, правильное питание, спорт – всё это залог крепкого здоровья + самостоятельного развития.

Когда перед тобой стоит множество различных задач, трудно все не забыть. Ведение планера или обычного ежедневника облегчит для вас часть работы. Что касается профессионального саморазвития, то здесь без записной книжки никуда! Ведь кто знает, когда к вам в голову придёт очередная гениальная идея.

Используя вышеперечисленные методики саморазвития, вы обязательно достигните эффективных результатов во всех трудовых начинаниях!

Цели и идеи

Ставьте правильные цели, для достижения которых вы пошли на путь саморазвития. Если это необходимо, не бойтесь задавать вопросы собственному “Я”. Только так вы определите, действительно ли вы движетесь в нужном направлении, или вы столкнулись с жестким самообманом.

Любая правильно поставленная цель имеет ориентиры, которые помогают в её достижении. Позаботьтесь о них, и вы обязательно достигнете желаемого результата!

Без хорошей мотивации процесс самосовершенствования вполне может затянуться на долгие годы. Найдите для себя достойный пример, который послужит для вас реальным стимулом. Например, отличным примером может послужить ваш начальник или вышестоящее руководство.

Если вы будете двигаться только в одном направлении, то вам буде весьма трудно достичь полной самореализации. В меру занимайтесь как физическим развитием своего тела, так и совершенствованием интеллекта, постепенно повышая уровень IQ.

профессиональное саморазвитие

Профессиональное саморазвитие

С годами людям свойственно повышать своё мастерство, самосовершенствоваться в любой жизненной сфере. Тоже касается и трудовой деятельности. Если в начале рабочего пути человек имеет мало опыта, то со временем он стремится его повышать, чтобы достичь определённого профессионализма в выбранном деле и признания коллег.

Работа играет значимую роль в существовании человека. Ведь в большинстве случаев она занимает половину его деятельности. Самое опасное то, что работа имеет сильное влияние на физическое и эмоциональное состояние индивида.

При отсутствии трудовой деятельности, а также постоянного заработка у человека возможно наступление сильной депрессии, апатии. Дело в том, что любое резкое отличие личности от других представителей социума может оказать на неё неприятное давление. Человек будет переживать, что не может простую выполнять работу, как другие люди. А также ещё одним переживанием станет проблема добывания средств на пропитание.

профессиональное саморазвитие

Что необходимо для рождения профессионала?

Чтобы стать профессионалом в самостоятельно выбранной деятельности, придётся приложить немало усилий и труда. Но помимо этого, решающими оказываются и другие факторы.

Внутренние задатки: предрасположенность к обучению, лидерские качества, искреннее желание, непрерывное стремление, неугасающая мотивация, организованность, крепкая дисциплина, понимание основ самореализации.

Внешние обстоятельства: методическое обеспечение, оборудованное рабочее место, слаженная работа коллектива, грамотное руководство, доступность информационных источников.

7 стадий профессионального развития

Выделяют сразу несколько стадий на пути профессионального саморазвития. К ним относятся:

  1. Стадия выбора. Обычно она проявляется в подростковом возрасте, когда повзрослевший ребёнок знакомится с трудом, выявляет индивидуальные возможности. Так как все начинают трудовую деятельность в разный период существования, то здесь выделяют возрастные рамки от 11 до 18 лет.
  2. Процесс обучения. Здесь юноши и молодые девушки уже определились с выбором будущей профессии. Они начинают обучение азам выбранной деятельности.
  3. Первые шаги. Как только завершится обучение, юные личности начинают карабкаться по карьерной личности, пробовать себя в выбранной профессии.
  4. Стадия интернала. Человек становится полноценным тружеником общества. К этому времени обычно уже успев проявить способности на деле.
  5. Ступень мастерства. На данной стадии индивид, как правило, достигает профессионализма, и становится ценным сотрудником компании.
  6. Заслуженный авторитет. Через пару лет активной трудовой деятельности, человек становится авторитетом для тех, кто только начинает построение собственной карьеры.
  7. Становление наставником. На данном этапе профессионал становится наставником для нового поколения сотрудников, обучая их своему мастерству, и делясь заработанным опытом.
Читать статью  Что характеризует общество как динамическую систему

профессиональное саморазвитие

Профессиональные методики

Прохождение всех стадий профессионального саморазвития неизбежно. Чтобы достичь более быстрого роста, некоторые личности следуют специально разработанным профессиональным методикам. Они направлены на повышение уровня профессионализма у сотрудника и его мотивацию к дальнейшему росту. К ним относятся:

  • Курсы повышения квалификации. Крупные компании довольно часто заботятся об уровне профессиональной подготовки своих сотрудников. Поэтому на таком рабочем месте не редкость – прохождение специальных курсов повышения квалификации. Подобные курсы повышают мастерство сотрудника, обогащая его ум новыми, ценными знаниями, полезными для его работы.
  • Федеральные стандарты. Существуют официально установленные федеральные стандарты качества работы и профессионализма сотрудников. Если кандидат на должность не подходит по некоторым пунктам, то возможно прохождение курса переподготовки, либо повышения квалификации. Стоит учитывать, что стандарты имеют свойство изменяться, поэтому придётся под них постоянно подстраиваться и совершенствовать имеющиеся навыки.

Другие профессиональные методики:

  1. Самоконтроль, адекватная оценка возможностей. Для всех, кто мечтает стать мастером своего дела, значимо соблюдать самоконтроль в действиях. Не менее важным станет адекватная оценка индивидуальных возможностей. Помните, что освоить можно всё, что душе угодно, главное трезво оценивать персональные способности для этого. Бегемот никогда не станет уткой, а утка бегемотом. То же правило действует с человеческими жизнями.
  2. Свежий взгляд на работу. Бывает так, что продуктивной работе мешает “замыленный взгляд” на ситуацию. Если вы давно трудитесь над проектом, то устройте себе небольшую передышку. С чистым, обновленным сознанием к вам в голову обязательно придут гениальные идеи!
  3. Совершенствование навыков. Существует такая поговорка: “Век живи, век учись”. Не обязательно постоянно находиться в оболочке ученика, главное, не переставать самосовершенствоваться и улучшать качество жизни. Как только вы по достоинству оцените преимущества первоклассного существования, то сразу найдёте пути его достижения.
  4. Существующий перечень желаемых целей. В каждом деле, даже в работе, нужно вести план задач. Так вам будем намного легче в них ориентироваться и идти к поставленным целям.
  5. Составление портрета мастера. У каждого члена современного общества существует свой профессиональный портрет, который определяет степень ценности человека, как сотрудника. Составьте персональную картинку своих талантов и умений.
  6. Поддерживание мотивации. Реализация не реальна без крепкого стимула! Поддерживайте мотивацию, двигайтесь только вперёд, добивайтесь жизненных благ!

Всё в этой жизни зависит от вас самих. Какую цель вы перед собой ставите, такого результата и достигнете. Не бойтесь мечтать, иногда даже просить большего. Не переставайте двигаться в заданном направлении, расти, как личность, как профессионал, и тогда все ваши мечты обязательно сбудутся! Удачи!

Реферат на тему: Факторы эффективного профессионального саморазвития

Реферат на тему: Факторы эффективного профессионального саморазвития

В условиях модернизации российской системы образования особое значение приобретает проблема подготовки специалистов, способных конкурировать на рынке труда, грамотно и бегло осваивать свою профессию.

Система образования должна быть ориентирована на будущее. Образовательные учреждения ориентированы на изменения в обществе, что означает не только изменения в формах организации образования, но и изменения в содержании образования, которое зависит от конкретного учителя.

Это требует от преподавателя умения изменять формы и методы, структуру и содержание учебных программ учебных материалов, индивидуализированных образовательных программ, разработки инклюзивного курса. Основой готовности к этому является развитие автономии, творческой инициативы учителя. Различные типы учебных заведений создают ситуацию самоопределения, в которой он должен ответить на вопрос: «Что для него является профессиональной ценностью?», «Что является ориентиром для его деятельности?».

Многие учителя сегодня чувствуют, что они не являются полноценными людьми. В педагогической деятельности должное место отводится личности учителя и его развитию. Могут возникнуть противоречия между личностным и профессиональным конфликтом личности и ее профессиональной деятельностью.

История возникновения проблемы процесса саморазвития

Определив характер процесса саморазвития, обратимся к истории возникновения этой проблемы. Одно из первых упоминаний о проявлении саморазвития принадлежит Гераклиту («Я испытываю себя»), затем мы находим его в Сократе, который после Дельфийского оракула попросил учеников познать себя. Призыв к внутреннему миру и широкое использование самоопределения встречаются у Марка Аврелия и Плотина («обращение души к себе»), а позднее у Августина (рубеж IV-VI вв.), который рассматривает самопознание и самоопределение как духовный аскетизм. Это были первые подходы к пониманию саморазвития.

Решающий шаг к активному вовлечению в идею саморазвития и ее реализации произошел в эпоху Просвещения, деятели которого (К. А. Гельветий,
И. Г. Хердер, Ж.-Ж. Руссо), пропагандировал, прежде всего, утверждение взглядов на сознание (мышление и чувство) как выражение самообразования и самообразования. Идеология времени определила контуры новой модели культурного человека и субъективное содержание гуманистического образования. В целом, он много делал для изучения своего саморазвития, например, А. Гумбольдт указал на самообразование как на продолжение естественного человеческого развития, а Сен-Симон сказал: «Изучая себя, я изучаю всех людей одновременно».

Широкий культурный и моральный контекст саморазвития личности — главная гуманистическая идея И. Канта. Эта идея определила направление дальнейших поисков в философии образования. В философии права Гегель говорит о саморазвитии человека как о «переработке» себя в процессе культуры. Антропологические и гуманистические идеи Канта нашли свое дальнейшее развитие в творчестве Л. Фейербаха, особенно в его «Этике», которая через «Я» направлена на «Я», на самоощущение, на познание другого.

Практически все философы вносят свой вклад в решение вопроса о саморазвитии. В учении Дж. Фихте, «Я» — это самодвижение мысли,
а «я» — это основное условие деятельности. Х. Спенсер называет отношение к себе одним из основных типов отношений и включает в себя осознание того, что нужно смотреть на себя и на опыт субъекта в отношениях с самим собой и с окружающей средой. В. Дильтеи говорит о самопознании как основной форме саморазвития Э. Шпрингер — об открытии «Я» М. Вебера находит в свободе и самоопределении личности высшее достижение сознания.

С последней трети XIX века исследования в области саморазвития охватили многие отрасли гуманитарного знания и были перенесены в область социальной психологии, социальной, культурной и философской антропологии. Возникают направления и школы, полностью сосредоточенные на проблеме саморазвития, такие как персонализм или экзистенциализм Сёрена Кьеркегора (1813-1855), Карла Ясперса (1883-1969), Мартина Хайдеггера (1889-1976), Жан-Поля Сартра (1905-1980) .философская точка зрения экзистенциалистов заключается в том, что каждый человек ответственен за свою жизнь. Акцент делается на человеке как на «быть в мире».

Русская философия выработала собственные своеобразные традиции учета свободы и саморазвития личности. Интерес к этим проблемам стимулировался общим вниманием общественного сознания к индивидуальности и внутреннему миру, которые возникли на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

Отчасти это было вызвано усилением роли сознания и самосознания.
в сложных социокультурных процессах, особенно в связи с усилением эффекта личностного отчуждения, утратой идентичности и свободы в условиях обострения противоречий накануне революции 1917 г. Дореволюционная ситуация породила как ожидания, так и предчувствия катастрофы. Одни рассматривали идею свободы как естественный путь развития (Н.А.Бердяев), другие (В.В.Розанов) — «разрушение миров». В то время они первыми заговорили о «самосозидании» личности, о ее «самосоздании» как ядре развития. Так, Н.А.Бердяев подчеркивает: «Моя личность — это не готовая реальность, я создаю свою личность, я создаю и тогда, когда узнаю себя; я — прежде всего акт». Философ считает, что общение — это средство, которое соединяет людей и дает им ощущение саморазвития. Он видит в человеке самоизоляцию от общения, или не полноту, а замкнутость общения, как в великом зле, которое снижает возможности человеческого самосовершенствования. По этой причине любое человеческое сообщество, в том числе педагогическое, создает возможности для глубокого общения и единства людей и является важнейшим актом их саморазвития. За Октябрьской революцией последовало невнимание теоретиков педагогики к проблемам саморазвития личности. В то же время западная философия и психология многое сделали для углубления исследований в этой области и перевода их на прагматический уровень — в прикладную психологию и практическую педагогику.

Сегодня русская философия, вновь формируясь, поднимает проблемы свободного саморазвития личности и пытается понять это как главный путь возрождения многообразия и высокого качества образования.

Современный период саморазвития общества

На уровне законов об образовании в начале XXI века признается острая потребность государства в творческих личностях с высоким уровнем инновационной культуры. Интеграция нашей страны в мировое экономическое и культурное пространство, планетарные экологические проблемы, межэтнические военные конфликты ставят перед собой приоритетную задачу — формирование общей инновационной культуры специалиста, представляющей собой гармонию знаний, мышления, эмоций, поведения и деятельности. Ядром такой культуры является духовность как высшая ступень интеллектуального и нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высокими нравственными поступками, основанными на необходимости служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Педагогическая цель современной подготовки таких специалистов требует поддержки процессов самореализации, прежде всего, личностной мотивации. Однако изучение состояния этой проблемы в педагогической теории и практике позволяет отметить ее недостаточное развитие как самостоятельной области исследований.

В последнее время появились научные работы, развивающие проблему профессиональной самореализации. Ученые изучают устойчивые интегральные черты личности, регулирующие деятельность личности (В.А. Сластенин, А.К. Маркова), выявляют общие механизмы влияния индивидуальных черт личности на деятельность (В.С. Мерлин, В.А. Ядов).

Несмотря на существующие научные работы по данной проблеме, идея профессионального саморазвития личности исследовалась лишь спорадически (Е.В. Андриенко), а педагогическое обеспечение основ самореализации личности в образовательном пространстве вуза до сих пор не стало предметом специальных исследований.

Поэтому психолого-педагогическое понимание сущности и механизма саморазвития будущего специалиста в условиях высшего образования представляется чрезвычайно важным. Необходимо также смоделировать процесс педагогического обеспечения саморазвития личности в условиях высшего профессионального образования.

Под саморазвитием личности мы понимаем ее стремление к раскрытию и осознанию своих профессионально значимых личностных качеств, их надлежащее и активное использование в образовательной и профессиональной деятельности.

Самодвижение, саморазвитие и самореализация присущи любой открытой, самоорганизующейся системе. Мы понимаем самореализацию личности как путь саморазвития, соответствующий человеку, наделенному сознанием, и рассматриваем его как внутреннюю, инвариантную характеристику, присущую всей природе, а не только человеческой. Однако мы полагаем, что существует культурно-исторический диапазон, в рамках которого происходит переход от саморазвития как сопутствующего явления, как компонента всех системных взаимодействий с окружающей средой, к саморазвитию как сознательному способу существования личности. Только в этом случае развитие начинает определять способ существования личности, а многомерный мир человека действует в своих ценностных координатах как пространство для саморазвития.

Для нашего понимания важно, чтобы такое педагогическое пространство позволяло получать личностно-ориентированное образование. В связи с этим цель заключается не в формировании личности с заранее определенными характеристиками, а в создании условий для полноценного проявления способностей личности и ее инновационного развития в процессе обучения в вузе.

Личностное саморазвитие в процессе высшего образования предполагает единство объективного и субъективного, спонтанного и контролируемого. Это может быть выполнено как спонтанный процесс: Учащийся осознает свои способности, не задумываясь об этом и не осознавая самого процесса. Однако это также управляемый процесс, который представляет собой единство целенаправленного педагогического руководства (помощи) и саморазвития будущих специалистов. Управление осуществляется посредством ряда различных действий, определяющих выполнение той или иной педагогической функции.

Теории профессионального развития

Практически все теории профессионального развития направлены на прогнозирование: направления выбора карьеры, построения карьерных планов, реальности профессиональных показателей, характеристик профессионального поведения на работе, наличия удовлетворенности профессиональной работой, эффективности индивидуального образовательного поведения, стабильности или смены работы.

Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и определение профессиональных решений и достижений.

Психодинамическое направление, которое имеет в качестве теоретической основы работы З. Фрейд, занимается вопросами определения выбора карьеры и удовлетворенности личностью в профессии, начиная с признания определяющего влияния опыта раннего детства на все последующие судьбы человека.

Выбор профессии и последующее профессиональное поведение человека объясняются рядом факторов:

  1. структурой потребностей, сформировавшейся в раннем детстве;
  2. опытом ранней детской сексуальности;
  3. сублимацией как общественно полезным подавлением энергии основных человеческих побуждений и как процессом защиты от болезней в результате фрустрации основных потребностей;
  4. проявлением комплекса мужественности (Z. Фрейд, К. Хорни), «материнская зависть» (К. Хорни), комплекс неполноценности (А. Адлер).

Теория сценариев

Теория сценариев, разработанная с середины 1950-х годов американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора карьеры и профессионального поведения через сценарий, сформировавшийся в раннем детстве.

Теория сценариев гласит, что относительно немногие люди достигают полной автономии в жизни. В наиболее важных аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор карьеры, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой прогрессивного развития, своего рода жизненным планом, который разрабатывается в раннем детстве (до 6 лет) под влиянием родителей и определяет поведение человека.

Для того чтобы «хороший» карьерный сценарий действительно состоялся, необходимо выполнить ряд условий: родители хотят перевестись, а ребенок готов, предрасположен принять этот сценарий; ребенок должен развивать навыки, соответствующие сценарию и не противоречащие содержанию жизненных событий сценария; у обоих родителей должны быть свои «выигрышные» сценарии (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

Структурная часть теории сценариев объясняет содержание карьерных решений в контексте личностной структуры субъекта и доминирования одного из состояний «Я» (родитель, взрослый, ребенок). Для некоторых доминирующее «I» государство становится главной чертой их профессии: священники — обычно родители; диагносты — взрослые; клоуны — дети». Человек, который ведет себя как догматический родитель — трудолюбивый и послушный человек, который осуждает и критикует других и манипулирует ими — склонен выбирать профессии, которые предполагают осуществление власти над другими (военные, домохозяйки, политики, корпоративные президенты, священнослужители). Человек, который ведет себя как упрямый взрослый, беспристрастен, сосредоточен на фактах и логике и пытается обрабатывать и классифицировать информацию в соответствии с прошлым опытом. Такие личности выбирают профессии, где нет необходимости иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (бизнес, информатика, химия, физика, математика).

Шуперская теория профессионального развития

Концепция профессионального развития Шюпера — это генетическая теория. Шёпер опирался на идеи Бюлера о жизненном цикле.

Он описывает следующие этапы и фазы профессионального развития, отличающиеся типичными задачами:

  • этап «пробуждения», характеризующийся отождествлением ребенка со своим окружением, включает в себя стадии «воображения» (овладение потребностями ребенка, в возрасте 4-10 лет), «интересов» (выполнение профессиональных ролей в воображении, 11-12 лет), «умений» (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 13-14 лет);
  • фаза «исследования», во время которой реально исполняются различные роли, включает в себя фазу «эксперимента» (предварительный выбор профессии и ее проверка, 15-17 лет), фазу «перехода» (реализация концепции самосознания, 18-21 год), и фазу «стажировки» (освоение состава профессиональной деятельности, 22-24 года).
  • этап «консолидации», направленный на поиск стабильной профессиональной позиции, включает в себя этап «отработки» (самоутверждение в области деятельности или переизбрание, 25-30 лет) и этап «стабилизации» (направление всех усилий в одном направлении, 31-44 года);
  • Этап «сохранения» характеризуется стремлением сохранить статус (45-64 года); этап «упадка» представляет собой уход с работы.

Эта схема предусматривает лишь общую последовательность задач по развитию карьеры для отдельного человека, однако для понимания индивидуального или гендерного карьерного роста необходимо обратиться к основным механизмам, которые заставляют человека принимать эти или другие модели карьерного роста.

Теория выбора карьеры

Теория выбора карьеры американским исследователем Холландом, разработанная с начала 1970-х годов, утверждает, что выбор карьеры обусловлен сформировавшимся типом личности.

В западной культуре можно выделить пять типов личности: реалистическую, исследовательскую, художественную, социальную, предпринимательскую и традиционную. Каждый тип является продуктом типичного взаимодействия между различными культурными и личностными факторами, включая родителей, социальный класс, физическое окружение и наследственность. Из этого опыта человек учится отдавать предпочтение определенным видам деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, привести к формированию определенных навыков и обусловить внутренний выбор конкретной профессии:

Читать статью  Извечные проблемы духовного роста

Реалистичный тип обладает следующими качествами: честный, открытый, смелый, материалистичный, настойчивый, практичный, бережливый. Его основные ценности: конкретные вещи, деньги, власть, статус. Он предпочитает четкую, командную деятельность, связанную с систематическим манипулированием предметами, избегает преподавания и терапевтических мероприятий, связанных с социальными ситуациями. Он предпочитает виды деятельности, требующие моторики, ловкости и конкретности.

Тип исследования имеет следующие характеристики: аналитический, тщательный, критический, интеллектуальный, интровертный, методический, точный, рациональный, скромный, независимый, любопытный. Его самые важные ценности: наука. Он предпочитает исследовательские профессии и ситуации, связанные с систематическим наблюдением, творческим исследованием биологических, физических, культурных феноменов с целью контроля и понимания этих явлений. Избегает предпринимательской деятельности.

Социальный тип имеет следующие характеристики: лидер, общительный, дружелюбный, понимающий, убеждающий, ответственный. Его основные ценности: социальные и этические. Он/она предпочитает деятельность, связанную с оказанием влияния на других (преподавание, информирование, обучение, развитие, исцеление). Он/она воспринимает себя как образованного одаренного человека, готового помочь другим понять. Этот тип выбора карьеры — образование, социальное обеспечение, медицина, клиническая психология, профессиональное консультирование. Он решает проблемы, полагаясь в основном на эмоции, чувства и умение общаться.

Художественный (художественный, творческий) тип: эмоциональный, богатый воображением, импульсивный, непрактичный, оригинальный, с гибкостью, независимостью в принятии решений. Его основные ценности — эстетические качества. Он предпочитает свободную, несистематизированную деятельность, предпочитает творческую деятельность — создание музыки, живописи, литературное творчество. Вербальные способности преобладают над математическими. Избегает систематизированных, точных действий, коммерческих, бюрократических профессий. Считает себя выразительной, оригинальной и независимой личностью. На выбор предлагаются темы искусства, музыки, речи и драмы.

Предпринимательский тип: рискованный, энергичный, контролирующий, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, склонный к приключениям. Его главными ценностями являются политические и экономические достижения. Предпринимательский тип предпочитает такие виды деятельности, которые позволяют ему манипулировать другими для достижения организационных целей и экономических выгод. Избегает монотонного умственного труда, ситуаций с единичными ценностями и деятельности, связанной с ручным трудом. Предпочитают задачи, связанные с руководством, статусом и властью. В выборе карьеры: все виды предпринимательства.

Условный тип имеет следующие характеристики: конформистский, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. Основные ценности — это экономические достижения. Предпочитает четко структурированные рабочие места, требующие манипулирования цифрами в соответствии с техническими условиями и инструкциями. Предпочтение отдается профессиям, связанным с офисной работой и расчетами: канцелярская работа, бухгалтерский учет, бизнес. Математические навыки более развиты, чем вербальные.

Каждый тип стремится окружить себя определенными людьми, объектами, стремится к решению определенных проблем, т.е. создает среду, соответствующую его типу.

Критерии эффективности процесса саморазвития учителя

Саморазвитие педагога — это непрерывный, осознанный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринимаемых внешних факторов, направленный на повышение уровня его профессионализма, развитие профессионально-значимых качеств и накопление педагогических навыков, опыта и профессиональных знаний.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта практической деятельности позволяет присвоить следующие критерии эффективности процесса саморазвития учителя:

  • Понимание собственных профессиональных трудностей и коррекция деятельности;
  • Поэтапное целеполагание собственной педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование
  • Самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;
  • Изменения в мотивационной сфере;
  • Развитие способности реализовать свой творческий потенциал;
  • Постановка и решение педагогических, психологических, организационных, профессиональных задач по отношению к себе;
  • Динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие специфике образовательного процесса и условиям жизни общества;
  • Формирование оценочной и рефлексивной позиции учителя.

Основным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на себя является разрешение противоречий между существующими характеристиками, личностными качествами и объективными требованиями профессиональной деятельности, решение постоянно усложняющихся творческих задач.

Процесс саморазвития учителя может быть представлен как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-голосового, познавательного, эмоционально-волевого, конструктивно-активирующего, рефлексивного и продуктивного, которые характеризуются неравномерным развитием и переплетением, так как изменение одного из них является условием развития любого другого.

Мотивационно-здаровая составляющая проявляется ценностными ориентациями, личностными смыслами, потребностями, интересами, мотивами внешнего стимулирования, мотивами внутреннего самоутверждения учителя, что определяет содержательную сторону деятельности учителя по саморазвитию.

Когнитивная составляющая включает в себя знание методов самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития).

Эмоционально-волевая составляющая проявляется в эмоционально-положительном отношении к содержанию и процессу саморазвития, осознании и позитивном восприятии собственного Я-образования как профессионального, эмоциональной устойчивости, способности контролировать процесс саморазвития и предотвращать неоправданные отклонения от плана.

Составной частью конструктивной деятельности является самостоятельная интерпретация условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путем оптимального выбора форм и технологий реализации целей саморазвития, контролировать ход этого процесса.

Рефлексивная составляющая отражает способность самопознания и самооценки профессиональной деятельности и личности, рефлексивный анализ процесса творческого саморазвития, самоконтроль эффективности собственных действий, коррекцию результата, стимулирует развитие способности учителя работать над собой.

Компонент результата включает в себя новые формации профессиональных знаний и умений, личностно-значимые качества, процессы «себя», результаты профессиональной и педагогической деятельности.

Саморазвитие учителя может быть охарактеризовано различными уровнями:

  1. Первый уровень — остановка саморазвития, когда учитель проявляет позитивное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личную значимость. Он не чувствует необходимости в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняются в основном в соответствии с нормой.
  2. Второй этап — достаточное саморазвитие, характеризующееся высокой оценкой личной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более конкретной и конкретной постановкой целей; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности.
  3. Третий этап — активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает личностную и глубоко признанную ценность в глазах педагога; педагог признает и принимает творческое саморазвитие как личностно-значимую и ценностно-ориентированную установку; показывает необходимость саморазвития; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках предметной позиции к собственной жизненной деятельности и к деятельности учащихся.
  4. Высокая степень психологизации самого образовательного процесса диктует необходимость интенсивной психологической поддержки всех участников образовательного процесса, в том числе поддержки профессионального саморазвития педагога.

Внешние условия подготовки к профессиональному саморазвитию

Следующее условие подготовки к профессиональному саморазвитию будущего социального педагога тесно связано с образовательной средой, а в некоторых источниках даже рассматривается как одна из составляющих образовательного пространства университета. Акцент на этом условии обусловлен тем, что именно период акклиматизации первокурсников оказывает непосредственное влияние на их дальнейшее образование и, следовательно, на качественно-количественную сторону социального педагогического образования, в том числе и на профессиональное саморазвитие.

Проблема анализа адаптации как социального феномена рассматривалась в работах Е. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. А. Милославовой, В. И. Селиванова, В. А. Сластенина и др. В социологическом понимании адаптация — это участие человека в определенных видах деятельности, которая происходит в данной социальной среде на основе усвоения социального опыта общества в целом и среды (микроокружения), к которой он принадлежит. Иными словами, адаптация — это не что иное, как ассимиляция личного социального опыта в среду, к которой он принадлежит. В рассматриваемом вопросе — речь идет об адаптации студентов к новым условиям жизни и деятельности в вузе.

В психологии выделяются два основных типа адаптации: конформная и нонконформная. Поскольку основной составляющей жизнедеятельности человека является профессиональная деятельность, полезно выделить профессиональную адаптацию, которая, по мнению В.А. Сластенина, состоит из четырех этапов: подготовка к работе в общеобразовательной школе; выбор профессии; профессиональная подготовка; начало трудовой деятельности.

Анализируя процесс адаптации студента, понимаемый как «активное преодоление профессиональной деятельности и социальной роли специалиста», Е.Ф. Зееер выделяет следующие составляющие: психологическую и моральную готовность к профессиональной деятельности, обусловленную профессиональной ориентацией личности; профессионально-педагогический опыт; преодоление личностью новой социальной роли.

Кроме того, выделяются три формы адаптации студентов к условиям университета:

  • формальная, касающаяся когнитивно-познавательной адаптации к новой среде, структуре высшей школы, содержанию образования в ней, ее традициям, обязанностям;
  • социальный, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) группы первокурсников и интеграции этой группы в студенческую среду в целом;
  • дидактическая, с точки зрения подготовки к новым формам и методам учебной работы в вузе.

Для обучающегося студента важно осознать, что «стать успешным человеком в условиях рынка будет возможно тем, кто имеет хорошее профессиональное образование, обладает навыками самостоятельной работы, деятельности и общения; умеет адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным специалистом». Поэтому одной из важнейших задач в подготовке социальных педагогов должно стать развитие самостоятельности будущих специалистов. Под самостоятельностью В.Б. Бондаревский понимает «работу над проблемно-познавательными задачами, решение системы творческих задач, подготовку докладов и т.д.».

Исходя из этого, мы видим задачу самостоятельной работы будущих социальных педагогов в предоставлении студентам знаний о сущности
В этой связи мы видим задачу самостоятельной работы будущих социальных педагогов в том, чтобы дать студентам знания о сущности и специфике данного вида работы в области социальной педагогики, создать в них установку на самообразование, приобретение глубоких теоретических знаний, профессиональных навыков и умений, формирование интереса к выбранной профессии.

К сожалению, по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать свою самостоятельную работу; 65,8% респондентов не умеют распоряжаться своим временем; 85% считают, что вообще не умеют им распоряжаться. Даже при наличии определенной способности к самостоятельной работе учащиеся сталкиваются со значительными трудностями в усвоении, понимании, обработке и интерпретации необходимой учебной информации в 1-м и 2-м классах.

Можно сделать вывод, что навыки и умения, приобретенные в самостоятельной работе, а также желание заниматься ею, могут стать хорошей основой для профессионального саморазвития будущего социального педагога.

Для перспективных социальных педагогов социально-педагогическая практика является очень важной частью их профессиональной подготовки и развития как профессионала. Только на этом этапе их обучения они могут действовать в активной роли по отношению к своим клиентам, только здесь все их сильные и слабые стороны и навыки социальной и образовательной деятельности становятся по-настоящему очевидными. Стажировка является связующим звеном между теоретической подготовкой будущих социальных педагогов и их самостоятельной работой в социальных учреждениях.

Педагогическая практика дает возможность овладеть основами различных дисциплин как основа для успешной адаптации к меняющимся социальным условиям и содействия их профессиональному саморазвитию. Следовательно, учащиеся должны не только овладеть профессиональными навыками в рамках выбранной специальности, но и попробовать себя в различных видах и сферах социально-воспитательной деятельности, работая с разными категориями детей. Для перспективных социальных педагогов это дает возможность сделать более информированный и осознанный выбор специализации в средней школе, одновременно будучи профессионально подготовленными в будущем к смене специализации в рамках своей профессии в случае необходимости.

Внутренние условия подготовки к профессиональному саморазвитию

Рассматривая внутренние условия подготовки будущего социального педагога к профессиональному саморазвитию, следует отметить, что они непосредственно связаны с профессионально значимыми личностными качествами (ПЗЛК) специалиста (профессиональной направленностью личности, готовностью к профессиональной деятельности и самообразованию обучающегося). Одним из важнейших PZLK социального педагога является его личностная ориентация. По мнению Н. В. Кузьминой, личностная ориентация является одним из важнейших субъективных факторов профессионального саморазвития специалиста.

А. К. Маркова считает, что устойчивая профессиональная ориентация — это желание стать, быть и оставаться специалистом, что помогает ему преодолевать препятствия и трудности в работе.

Под сутью педагогической ориентации Кузьмина понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей этого вида деятельности, необходимость педагогической деятельности, стремление овладеть основами профессионального саморазвития.

Более узкое понимание сущности профессиональной ориентации характеризуется большей ясностью и конкретностью определения. В данном случае такой ориентацией является либо положительное отношение к его виду деятельности, либо склонность и готовность заниматься профессиональной деятельностью. Можно сделать вывод, что профессиональное саморазвитие будущего социального педагога невозможно без профессиональной ориентации.

На основании исследования Л. М. Ахмедзяновой, понимающей сущность профессиональной ориентации как призвания, можно выделить следующие структурные компоненты профессиональной ориентации будущих социальных педагогов:

  • Бессознательное влечение к социально-педагогической деятельности;
  • Сознание объекта и содержания деятельности;
  • Предрасположенность к социально-педагогической деятельности и стремление ее осуществлять, а также потребность в выбранной профессии.

Таким образом, эффективность процесса самообразования связана с определением каждым специалистом, социальным педагогом, специфического содержания самостоятельной работы по совершенствованию личности, с творческим усвоением новой научной информации и передового опыта, с воплощением приобретенных знаний и навыков в практической деятельности.

Ведущее внутреннее условие подготовки социальных педагогов
к профессиональному саморазвитию — это формирование готовности будущего специалиста к этому аспекту профессиональной деятельности. Он основан на ранее рассмотренных внутренних условиях.

Однако определение готовности к деятельности не может ограничиваться особенностями опыта, мастерства, производительности труда, его качества на момент осуществления соответствующей деятельности. Не менее важным в оценке готовности является определение внутренних сил личности, ее потенциалов и резервов, которые необходимы для повышения производительности ее профессиональной деятельности в будущем.

Подготовка студентов к профессиональному саморазвитию происходит в процессе общего профессионального образования и имеет с ним общие компоненты. В то же время она имеет свои особенности, обусловленные характером педагогической деятельности и требованиями к человеку, который ее осуществляет.

Результатом процесса профессионального саморазвития является изменение знаний, умений, ориентаций, личностных и профессиональных качеств. Оценка результатов проведенных преобразований предполагает компонентный анализ всей структуры саморазвития, т.е. сначала анализируются ситуации, приведшие к противоречиям между существующими установками и потребностью в новых качествах (рассматриваются процессы движения и самодвижения), затем — мотивы, способствующие трансформациям. Анализ целей и содержания процесса саморазвития базируется на комплексном рассмотрении этих компонентов с целью выявления положительных и отрицательных характеристик преобразований, произошедших в процессе саморазвития. Корректировка достигнутых результатов осуществляется в случае, если не были учтены моменты (неточно сформулированные цели, недостаточно проработанная контентная составляющая и т.д.) или результат не соответствовал ожиданиям. Коррекция может быть выполнена в виде рекомендаций по коррекции создаваемых условий или более подробной программы дальнейших преобразований в процессе профессионального саморазвития.

Таким образом, мы рассмотрели различные условия, влияющие на эффективность подготовки будущих социальных педагогов для профессионального саморазвития.

Заключение

Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся. Но только учитель, который сам находится в процессе саморазвития, может полностью развить ученика. Категория «саморазвитие» является одним из ключевых понятий современной мысли во всех ее проявлениях: в философии, социологии, психологии.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития учителя:

  • Понимание собственных профессиональных трудностей и коррекция деятельности;
  • Поэтапное целеполагание собственной педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование
  • Самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;
  • Изменения в мотивационной сфере;
  • Развитие способности реализовать свой творческий потенциал;
  • постановка и решение педагогических, психологических, организационных, профессиональных задач по отношению к себе;
  • Динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям образовательного процесса и условиям жизни общества;
  • Формирование оценочной и рефлексивной позиции учителя.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволяет выявить следующие существенные особенности процесса саморазвития.

Можно назначить три признака наличия жизненной стратегии:

  • Выбор основного направления для человека, образа жизни, определение его основных целей, этапов их достижения и со-подчинения. Этот выбор может меняться на протяжении всей жизни;
  • Устранение противоречий, препятствующих достижению целей и реализации планов, в том числе создание тех условий, которые отсутствуют;
  • Творчество, создание жизненных ценностей, связь потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей.

Путь профессионального саморазвития учителя — сложный процесс, поддерживаемый на разных этапах разными механизмами.

Можно выделить несколько этапов.

  1. Основная деятельность личности проявляется в сфере увлечений, а также в обучении и воспитании.
  2. На данном этапе наблюдается повышенный интерес к сферам профессиональной и общественной жизни.
  3. На этом этапе ценности реализуются в сферах профессиональной жизни обучения и воспитания. Сфера увлечений также занимает высокое место среди сфер проявления человеческой деятельности.

На первом этапе профессионального саморазвития наибольшее значение имеют такие ценности, как материальная позиция, к другим ценностям позиция безразлична. На следующем этапе предпочтительной ценностью является сохранение собственной индивидуальности. На третьей ступени образования предпочтение отдается творчеству, духовному удовлетворению и саморазвитию.

Список литературы

  1. Власова Е.А. История формирования проблемы процесса саморазвития. М.: Фолио, 2008
  2. Педагогика: учебник для студентов. / Автор/соавтор. Л.А. Кабанина, Л.Н. Смотрова, Е.А. Власова. ? Московский государственный университет, 2007 Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека — М., 1987. — 206 с.
  3. Иванчик Т.Ф. По вопросу формирования значимой ориентации личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы Всесоюзного симпозиума. М, 1987. — с. 46 — 48.
  4. Климов Е. А. Введение в психологию работы. М., 1987. — 300 с.
  5. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под редакцией С.А. Смирнова. — М.: Академия, 1998-510 гг.
  6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М.: Российское педагогическое агентство .1998-176с.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник https://psihomed.com/samorealizatsiya/

Источник https://salid.ru/journal/professionalnoe-samorazvitie-cheloveka

Источник https://www.evkova.org/referat-na-temu-faktoryi-effektivnogo-professionalnogo-samorazvitiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: