Семейное право

 

Содержание

Семейное право

Семейное право

Семейное право — это отдельная ветвь гражданского права, правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

Семейный кодекс ФЗ №223 (СК РФ) во 2 главе указывает, что граждане самостоятельно распоряжаются своими правами вытекающими из семейных отношений, в том числе правом на защиту их при семейных спорах.

  • Семейное право одна из самых важных отраслей права, так как оно регулирует достаточно широкий круг брачных вопросов, поэтому государственный институты власти заботятся о том, чтобы все споры в этой сфере четко и быстро находили свое решение.
  • Регулирование данного право определено 38 статьей Конституции РФ, где гарантированна защита семейного права через его основополагающие принципы, а именно: защиту матери и ребенка, детства, семьи.

При этом важно помнить, что отстаивание и использование своих прав не должны нарушать права и свободы других членов семьи, а так же иных граждан.

Предмет семейного права

  1. Заключение и прекращение брака.
  2. Личные отношения между мужем и женой.
  3. Личные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи.
  4. Опека, попечительство и усыновление.

Источники семейного права

Источники семейного права — это формы выражения норм семейного права: нормативные правовые акты РФ, законы субъектов РФ, а также акты международного права, закрепляющие нормы семейного права.

Источниками семейного права являются:

  • Законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы (ФЗ от 21.12.96 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» или ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ (смотреть), действующий с 1 марта 1996 г. СК охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.
  • Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи, материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.
  • Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.
  • Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
  • Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права, есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством. Эти положения называют:

Принципами семейного права

  1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
  2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
  3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
  4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
  5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
  6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
  7. Принцип защиты семьи государством.

Данное право регулируется следующими законами

В большинстве государств семейные отношения регулируются гражданским законодательством, а также специальными законами, зачастую разрозненными, по вопросам брака, правового положения женщин, детей и опеки. В России основные принципы закреплены статьей 38 Конституции о защите материнства, детства и семьи государством, а так же указанным кодексом, где в главе №3 «Условия и порядок заключения брака»определено начало возникновения права.

Особенностью Российского права является то, что в отличие от других отраслей права оно регулирует отношения в семье и ограничено ее рамками. В действующем семейном законодательстве четко сформулированы основные принципы и цели правового регулирования семейных правоотношений.

Юридические факты в семейном праве

Юридическими фактами в семейном праве являются реальные жизненные обстоятельства, которые в соответствии с семейным законодательством являются основанием возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений. Для юридических фактов в семейном праве специфическими признаками являются:

  1. то, что они предусмотрены нормами семейного законодательства;
  2. возникновение правовых последствий связано не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью – фактическим составом (например, родительские правоотношения возникают в связи с рождением ребенка и его регистрацией рождения);
  3. в качестве юридических фактов, как правило, вступают состояния (родство, брак и т. д.);
  4. эти юридические факты носят длящийся характер и могут неоднократно выступать как основания возникновения, изменения, прекращения семейных прав и обязанностей.

Юридические факты в семейном праве могут классифицироваться по: волевому признаку – на действия и события; срокам существования – на краткосрочные и длящиеся; правовым последствиям – на правопорождающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правопрепятствующие, правовостанавливающие. Действия – реальные жизненные факты, которые являются результатом сознательной деятельности субъектов семейного права (например, признание отцовства). События – юридически значимые обстоятельства, происходящие помимо воли людей.

В семейном праве важное значение имеют длящиеся юридические факты (состояния). Семейно-правовые состояния во многих случаях тождественны семейным правоотношениям. Другие состояния существуют независимо от семейных правоотношений, но при определенных обстоятельствах могут выступать в роли семейно-правовых юридических фактов.

Среди юридических фактов – состояний в семейном праве наиболее распространенными являются состояния родства и супружества. Родство – это кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка. Выделяют две линии родства: прямую и боковую. Прямая линия родства означает происхождение одного лица от другого и может быть: нисходящей (родители, дети, внуки) и восходящей. При боковой линии – родство основано на происхождении разных лиц от общего предка. Если дети рождаются от общих родителей, они называются полнородными, если общим является только один из родителей – неполнородными. При происхождении детей от общего отца и разных матерей они называются единокровными, от общей матери и разных отцов – единоутробными. В семейном праве полнородное и неполнородное родство имеет одинаковое значение. Для семейного и гражданского права имеет правовое значение степень родства. Степень родства – это число рождений, предшествовавших возникновению родства двух лиц, за исключением рождения их предка. Так, дедушка и внук состоят во второй степени родства. В семейном праве юридически значимым является лишь близкое родство (1-й и 2-й степени), установленное в предусмотренном законом порядке.

Методы семейного права

Суверенность семейного права определяется также наличием у отрасли своего метода регулирования семейных отношений. Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по норме предписаний – императивным (обязательным) и в сочетании этих двух начал является дозволительно-императивным. Императивность метода выражается в том, что государство, предоставляя субъектам семейных отношений право выбора модели поведения, определяет в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения. Дозволительность – преобладание управомочивающих норм, наделяющих участников семейных отношений определенными правами, которые определяются императивно. Например, никто не может принудить вступить в брак, но при этом порядок вступления в брак определяется законом.

Наряду с управомочивающими нормами семейное право содержит обязывающие и запрещающие нормы, т. е. нормы императивного характера, составляющие большую часть норм семейного законодательства. Императивность семейно-правового регулирования служит средством наиболее полного и надежного обеспечения и защиты интересов участников семейных отношений.

Семейное право не допускает установления прав и обязанностей соглашением сторон, поскольку они предусмотрены законом (условия и порядок вступления в брак, основания признания брака недействительным, права и обязанности родителей и др.). Но порядок осуществления прав и обязанностей стороны вправе определить своим соглашением. Конкретизирующее регулирование в семейном праве может достигаться с помощью «ситуационных норм». В современном семейном праве наблюдаются увеличение числа диспозитивных норм, что свидетельствует о расширении применения дозволительного метода.

Для правового метода регулирования семейных отношений характерно то, что нормы семейного права устанавливают взаимосвязь и взаимообусловливаемость прав и обязанностей специфических участников (субъектов) этих отношений – членов семьи, которые, осуществляя эти права и обязанности, должны руководствоваться интересами семьи, соблюдать интересы несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. К особенностям метода регулирования семейных отношений относят строго личный характер и неотчуждаемость прав, принадлежащих их субъектам, возможность изменения объема прав и обязанностей путем соглашения сторон в определенных законом пределах и в строго ограниченных случаях.

Таким образом, существующие способы правового регулирования семейных отношений отличаются значительным разнообразием и дают возможность их упорядочить, исключить произвольное вмешательство кого-либо, в том числе государства, в дела семьи, а также обеспечить защиту прав и интересов всех членов семьи.

Правоспособнось и дееспособность в семейном праве

Семейная правоспособность – это способность гражданина иметь личные и имущественные права и нести обязанности. Семейная правоспособность возникает с момента рождения, а с достижением определенного возраста ее объем расширяется. Так, ребенок с рождения получает право на содержание, с достижением 10-летнего возраста – право выражать свое мнение, с 14 лет – право обращаться в суд за защитой своих прав при нарушении их родителями, с 18 лет – вступать в брак, быть опекуном, усыновителем, приемным родителем.

Семейной правоспособностью наделен каждый из субъектов семейных отношений и ей присуще чувство абстрактности. Это означает, что она устанавливается законом и не зависит от воли и действий участников семейных правоотношений. Перечень прав и обязанностей, входящих в содержание семейной правоспособности, можно определить на основе анализа действующих семейно-правовых норм.

Семейная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Для возникновения и осуществления значительной части семейных прав и обязанностей участники семейных отношений должны обладать дееспособностью. Полная дееспособность в семейном праве возникает с 18 лет. В случаях, предусмотренных законом, возникает неполная (частичная) семейная дееспособность, которой обладают несовершеннолетние лица до достижения 18 лет. В зависимости от возраста объем неполной дееспособности увеличивается.

Дети в возрасте до 10 лет вправе:

  • выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим их интересы (ст. 57 СК);
  • защищать свои права путем обращения в органы опеки и попечительства;
  • получать содержание от своих родителей;
  • знать своих родителей;
  • жить и воспитываться в семье;
  • общаться с родителями и другими родственниками.

Дети в возрасте от 10 до 14 лет, кроме вышеуказанного, вправе выражать свое согласие на: изменение своей фамилии, восстановление родителей в родительских правах, передачу в приемную семью или на усыновление и др. В возрасте от 14 до 18 лет ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд при нарушении его прав родителями; при наличии особых обстоятельств заключать брак; по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права.

Читать статью  Почему разрыв несчастливого брака не всегда делает нас счастливее: мнения психологов

СК РФ содержит отдельные нормы, ограничивающие семейную правоспособность или дееспособность. Семейное законодательство содержит норму о запрете ограничения правоспособности и дееспособности субъектов семейного права другими субъектами.

Семейное право обладает институтом семейной правосубъектности, отличной от правосубъектности в гражданском праве. Семейная дееспособность в области совершения семейно-правовых актов возникает одновременно с соответствующими элементами содержания правоспособности и существует, как правило, в единстве с ней.

Расширенные принципы семейного права

Руководящие начала, на которых основано построение и регулирование семейных отношений, называются принципами семейного права. Перечислим главные из них:

  1. приоритет государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации;
  2. построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками;
  3. недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
  4. обеспечение беспрепятственного осуществления своих прав членами семьи;
  5. признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС);
  6. добровольность брачного союза мужчины и женщины;
  7. равноправие супругов в семье;
  8. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
  9. приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии;
  10. возможность судебной защиты прав членов семьи с приоритетом интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных граждан;
  11. запрет на любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак по признакам социальной, расовой, религиозной, национальной или языковой принадлежности.

Существует большое количество вариаций перечня принципов регулирования семейных правоотношений, описанных юридической наукой. Поэтому выше перечислены лишь основные начала семейного законодательства.

Установлены следующие основные цели права

В соответствии со 1 статьей СК РФ, основными целями семейного права являются построение крепких семейных отношений на чувствах любви и взаимоуважения, установление в семье ответственности между ее членами, а так же создание условий для достойной жизни, свободного развития каждого члена семьи и воспитания детей.

Законодательством по семейному праву определено беспрепятственное право на защиту семейных ценностей и прав всех членов семьи, а так запрет на недопущение произвольного вмешательства в дела семьи. Что гарантирует государственную защиту семьи, материнства и детства.

Базовыми принципами правового регулирования являются:

  1. Равноправие всех членов семьи, а так же равенство супругов.
  2. Заключение брака возможно только при добровольном согласии.
  3. Взаимное согласие основа разрешения внутрисемейных споров.
  4. Приоритет семейных ценностей в воспитании, развитии и заботы детей.
  5. Поддержка и защита несовершеннолетник и нетрудоспособных членов семьи.

Указанные нормы и правила основаны не только действующем Российском законодательстве и Конституции, но и нормах и принципах международного права, которые запрещают любые дискриминации семейных отношений.

Семейное законодательство

В современной России различные аспекты семейных отношений регулируют:

  1. международные правовые акты;
  2. Конституция РФ; ; ; ;
  3. Жилищный кодекс;
  4. Уголовный кодекс;
  5. федеральные законы;
  6. нормативные акты субъектов РФ.

Список источников и литературы

  1. Семейное право. О.А. Рузакова.
  2. Семейное право. П.В. Алексий, А.Н. Кузбагаров и О.Ю. Ильина.
  3. Семейное право. Р.А. Курбанов.
  4. Семейное право. П.В. Крашенинников.

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Поделиться с друзьями

Отцы или дети: чьи права защищает семейная реформа

Отцы или дети: чьи права защищает семейная реформа

Депутаты хотят изменить семейное законодательство. Речь идет приведении его в соответствие действующей редакции Конституции. Эксперт изучила эти поправки и обратила внимание на некоторые недостатки. В частности, изменяются правила отобрания детей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, исключается запрет родителей представлять интересы детей, если между их интересами имеются противоречия, без какой-либо аргументации исключается право ребенка на общение со своими родителями, если они проживают в разных государствах. Юрист указывает, что реформирование правового регулирования отношений между родителями и детьми требует особой бережности и деликатности, а защита прав и интересов детей должна оставаться приоритетной задачей государства.

В начале июля 2022 года в Госдуму внесли законопроект, направленный на реформирование отдельных институтов семейного права по защите прав и интересов детей (далее — Законопроект). 25 августа 2022 года Совет Госдумы принял решение подготовить Законопроект к рассмотрению Государственной думой в осеннюю сессию.

Необходимость таких изменений возникла, по мнению инициаторов поправок, из-за того, что в последние годы участились случаи принудительного изъятия детей из семей органами опеки и попечительства.

Авторы законопроекта приводят следующую статистику. По данным Минпросвещения России, за последние три года число отобраний детей органами опеки и попечительства составляет ежегодно чуть менее 2000: в 2019 году — 1959 детей, в 2020 году — 1772, в 2021 году — 1862.

Помимо этого, в Законопроекте отмечается необходимость привести нормы Семейного кодекса в соответствие действующей редакции Конституции. Так, согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции дети — важнейший приоритет госполитики России, государство обеспечивает приоритет семейного воспитания, а также создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Попытаемся разобраться в предложенных поправках.

Влияние Законопроекта на права детей

1. Согласно действующей редакции п. 2 ст. 56 СК, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

В Законопроекте предлагается заменить данное положение на «защиту от противоправных действий любых лиц, включая родителей (или иных лиц, на попечении которых он находится)».

Разберемся в отличиях. Под злоупотреблением правом понимается заведомо недобросовестное осуществление прав, например как действия с одним лишь намерением причинить вред другому, так и действия в обход закона с противоправной целью (п. 1 ст. 10 ГК). Иными словами, злоупотребление правом — это законные действия, но направленные на причинение вреда другому лицу.

Противоправными же признаются действия, прямо противоречащие закону.

Инициаторы Законопроекта предлагают закрепить право ребенка на защиту только от противоправных действий, пусть при этом и расширяя круг лиц, от кого такие действия могут исходить (родителей и иных лиц), что существенно сужает сферу применения положений п. 2 ст. 56 СК и фактически ограничивает права детей.

При этом, как следует из пояснительной записки к Законопроекту, авторы исходят из принципа приоритета защиты прав детей, целью которого становится обеспечение безопасности каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях (подп. 2 п. 4 пояснительной записки к Законопроекту), что вызывает определенные противоречия между целями инициативы и их реализацией.

Более того, по каким-то причинам в Законопроекте исключили право ребенка по достижении возраста четырнадцати лет самостоятельно обращаться за защитой прав в суд (п. 2 ст. 56 СК), оставив только право на обращение в органы опеки и попечительства, что лишает детей, достигших этого возраста, права выбрать способ для защиты своих прав и интересов.

2. Без какой-либо аргументации в Законопроекте исключается право ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в разных государствах, закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 55 СК.

В условиях участившихся переездов граждан РФ в другие страны и, как следствие, увеличения количества трансграничных семейных споров общение ребенка с обоими родителями, независимо от места их проживания, напротив, соответствует целям, озвученным инициаторами поправок, — укреплению и защите семьи и недопустимости вмешательства кого-либо в дела семьи. В связи с этим предложенные поправки, очевидно, негативно отразятся на детско-родительских отношениях.

3. Законодатель предлагает исключить из СК положение, согласно которому родители не вправе представлять интересы своих детей, если органы опеки и попечительства установили, что между интересами родителей и детей имеются противоречия (п. 2 ст. 64 СК).

В действующей редакции СК выявление разногласий между интересами родителей и детей требует от органа опеки и попечительства назначения представителя для защиты прав и интересов детей. Это полномочие имеет принципиальное значение для защиты ребенка и могло бы продолжить играть важную роль в профилактике насилия над детьми в семье, хоть и применяется в настоящее время на практике достаточно редко, как правило, в жилищных спорах с участием несовершеннолетних (решение Калужского районного суда Калужской области от 17.03.2022 № 2-2-51/2022; апелляционное определение Нижегородского областного суда от 27.01.2022 по делу № 33-42/2022; решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.12.2021 по делу № 2-8432/2021; апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 06.08.2019 по делу № 33-6011/2019; апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.11.2016 по делу № 33а-13711/2016). Тем не менее сохранение такой нормы гарантирует справедливое судебное разбирательство в интересах ребенка в тех случаях, когда имеются разногласия между интересами родителей и детей.

Для обеспечения эффективной защиты прав детей целесообразно не отказываться от таких полномочий органов опеки и попечительства, а, напротив, стимулировать их более активно применять положения п. 2 ст. 64 СК.

Таким образом, стремясь уменьшить госвмешательство в дела семьи, законодатель тем самым приносит в жертву принцип приоритета защиты прав детей, в определенной степени ограничивая права последних.

Закрепление презумпции добросовестности родителей

Этот принцип означает, что действия родителей считаются добросовестными — соответствующими правам и законным интересам ребенка — до тех пор, пока вступившим в законную силу решением суда не будет установлено иное. Недобросовестность родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка должен доказывать истец (например, орган опеки и попечительства).

Анализ сложившейся судебной практики подтверждает, что суды при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних детей и так основываются на презумпции добросовестности родителей (например, апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2017 по делу № 33-20830/2017; решение Королевского городского суда Московской области от 14.10.2021 по делу № 2а-3761/2021; решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 23.10.2019 по делу № 2-5226/2019; апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.04.2019 № 33а-7526/2019 по делу № 2а-2137/2018). Так, Конституционный суд неоднократно указывал, что конституционная обязанность родителей заботиться о своих детях обусловливает характер правоотношений между родителями и детьми, что позволяет законодателю устанавливать систему гарантий прав несовершеннолетних, основываясь на презумпции добросовестности поведения родителей в отношении своих детей (Постановление КС от 08.06.2010 № 13-П и определение КС от 06.06.2016 № 1417-О).

Таким образом, можно утверждать, что закрепление такой презумпции на законодательном уровне лишь подтвердит устоявшиеся в практике правила применения принципа добросовестности родителей.

Изменение правил отобрания детей при угрозе жизни ребенка или его здоровью

Действующая редакция СК позволяет органу опеки и попечительства немедленно забрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью во внесудебном порядке (ст. 77 СК; п. 29 Постановления Пленума ВС от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав»).

По мнению авторов Законопроекта, проникновение в жилище, где проживает семья с детьми, на основании одного лишь устного или письменного обращения лица о возможной угрозе жизни или здоровью ребенка недопустимо, поэтому любые изъятия должны происходить исключительно на основании решения суда.

Но с предложенными поправками невозможно согласиться по ряду оснований. Главные задачи органов опеки и попечительства — защита прав и законных интересов детей, обеспечение их достойного уровня жизни, обеспечение государственной поддержки деятельности по защите прав и законных интересов детей (ст. 4 ФЗ от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве»).

Отобрание ребенка — оперативный способ защиты ребенка путем его изъятия из семьи при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Именно поэтому использование административной, более быстрой по сравнению с судебной, процедуры обусловлено в первую очередь интересами ребенка и чрезвычайностью ситуации, когда необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на спасение жизни и здоровья ребенка (Гришаев С. П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп.).

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора (п. 3 ст. 77 СК). Прокурорский контроль позволяет избежать неправомерных действий при процедуре отобрания ребенка из семьи. Так, прокурор наделен правом принесения протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу исполнительной власти субъекта РФ об устранении допущенных нарушений закона при принятии такого решения (ст. 23 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).

Читать статью  Выбор помолвочных колец, символы любви и преданности

Таким образом, законодатель предусмотрел механизм контроля за органами опеки и попечительства при изъятии детей.

Закономерный вопрос, который все-таки возникает при реализации рассматриваемого полномочия: а что такое «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» и при каких обстоятельствах органы опеки и попечительства должны реализовывать свои полномочия ex officio? Законодательство не содержит ни четкого определения данного понятия, ни каких-либо критериев, позволяющих квалифицировать действия родителей как угрожающие жизни и здоровью ребенка.

Однако можно утверждать, что этот пробел восполнен судебной практикой. Так, Верховный суд указал, что под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится (п. 28 Постановления Пленума ВС от 14.11.2017 № 44).

Как показывает анализ судебной практики, такой подход находит в ней широкое применение.

Так, в одном деле суд признал законными действия органов опеки и попечительства по отобранию детей из семьи в связи с тем, что было установлено, что дети в течение нескольких дней находились без присмотра матери, имеют доступ к опасным предметам в быту, электроприборам, проживают без продуктов питания и горячей пищи в антисанитарных условиях, в плохо отапливаемом помещении с сильным запахом печного дыма. Дети, оставшиеся без присмотра матери, имеют возможность причинения им вреда как в домашних условиях, так и вне дома (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 29.07.2015 по делу № 33-7221/15).

В другом деле органы опеки и попечительства отобрали ребенка у опекуна, поскольку она отказалась обеспечивать ВИЧ-инфицированного ребенка противовирусными препаратами. Суд установил, что отмена приема лекарственного препарата повлекла значительное увеличение показателей вирусной нагрузки в крови у ребенка, и признал действия органов опеки и попечительства законными (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 10.05.2018 по делу № 33-5008/2018).

Еще в одном деле уполномоченные органы выявили, что трое несовершеннолетних детей проживают в антисанитарных условиях, больны педикулезом. Родители склонны к употреблению алкогольных напитков, обязательства по воспитанию детей не исполняют надлежащим образом. Ранее был зафиксирован случай попытки совершения матерью детей самоубийства и убийства своих детей. В результате дети были изъяты из неблагополучной семьи. Суд признал действия должностных лиц из группы быстрого реагирования по отобранию детей законными (решение Родниковского районного суда Ивановской области от 29.01.2013 по делу № 2-48/2013).

Таким образом, можно утверждать, что критерии отобрания ребенка в целом выработаны как судебной практикой, так и уполномоченными государственными органами.

Предлагая заменить внесудебный порядок отобрания детей судебным, авторы Законопроекта не учитывают, что отобрание ребенка всегда было чрезвычайной мерой, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка (п. 31 Постановления Пленума ВС от 14.11.2017 № 44). Иными словами, эффективность этой меры прямо пропорциональна скорости ее применения. В условиях существенной загрузки судов общей юрисдикции и, как следствие, длительности рассмотрения гражданских дел эффективность такой меры будет попросту нивелирована, а права детей не будут защищены должны образом.

Определенное недоумение вызывает основной аргумент инициаторов поправок, который, по сути, сводится к защите принципа неприкосновенности жилища, согласно которому никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции; ч. 1, 2 ст. 3 ЖК; ч. 1 ст. 12 УПК).

Однако действующему законодательству уже известны исключения из этого принципа, в частности, в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, пресечения совершаемых преступлений, установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая и т. д. (ч. 3 ст. 3 ЖК).

Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью в безусловной степени отвечает целям, для которых в федеральных законах установлены ограничения принципа неприкосновенности жилища, и вполне может войти в состав таких исключений без необходимости введения судебного порядка. Кроме того, на практике отобрание детей в определенных случаях осуществляется в присутствии сотрудников полиции, которые имеют право на проникновение в жилище (ст. 15 ФЗ от 07.02.2011 № 3 «О полиции»).

Таким образом, введение судебного порядка отобрания детей представляется неоправданной мерой, введение которой в угоду защите неприкосновенности жилища может привести к причинению несопоставимого вреда ребенку: причинению ему непоправимых физических и нравственных страданий, деформации его личности, психики, а порой и к гибели ребенка. Эта поправка скорее направлена на создание препятствий для оперативного вмешательства компетентных по защите прав и законных интересов детей органов при наличии реальной угрозы жизни и здоровью ребенка вместо того, чтобы, наоборот, стимулировать органы опеки и попечительства своевременно принимать превентивные меры.

Вводится новый институт временных мер защиты ребенка. Согласно предложенным поправкам, в Законопроекте выделяются две временные меры защиты ребенка:

  • передача ребенка под временную защиту его родственникам.
  • временное устройство ребенка в организацию.

Авторы Законопроекта выделяют основания применения временных мер защиты ребенка, такие как: заболевания родителей, связанные с необходимостью госпитализации в медицинскую организацию, их пропажа или нахождение в розыске, задержание по административным и уголовным делам, а также нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.

Отличие временных мер от отобрания ребенка заключается в том, что они носят временный характер и зависят от обстоятельств, повлекших невозможность осуществления родителями своих прав и обязанностей. При этом действие временных мер не распространяется прямо на ситуации, в которых имеется угроза жизни и здоровью ребенка, что создает неоправданный пробел в защите прав детей, проживающих в ситуации подобной угрозы. Единственным способом противостояния такой ситуации останется отобрание, осуществить которое незамедлительно по новым предложенным правилам будет невозможно — только через суд.

В целом введение института временных мер можно оценивать положительно, однако, на наш взгляд, следует уделить особое внимание тому, какие механизмы защиты прав детей могут быть применены при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. В предложенной редакции законопроекта временные меры — недостаточная альтернатива существующему механизму внесудебной защиты. При этом предлагаемый судебный порядок защиты, применение которого законодатель объясняет приоритетностью принципа неприкосновенности жилища, не видится достаточно оперативным способом защиты от тех угроз, которые с его помощью должны быть устранены. Введение же временных мер наряду с сохранением внесудебного порядка отобрания детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью позволило бы максимально защитить интересы ребенка.

Вывод

В заключение хотелось бы отметить, что действующее семейное законодательство действительно сохраняет влияние советского периода и те подходы, которые были актуальны в иных социально-экономических условиях, поэтому, безусловно, какие-то его институты требуют реформирования.

Однако при внесении столь значительных поправок в Семейный кодекс (Законопроект лишь первый пакет поправок) необходимо помнить, что семейные правоотношения по своей природе наиболее чувствительны, в связи с чем реформирование правового регулирования отношений между родителями и детьми требует особой бережности и деликатности, а защита прав и интересов детей должна оставаться приоритетной задачей государства.

Понятие и содержание принципа приоритета семейного воспитания в семейном праве России

Голикова, С. В. Понятие и содержание принципа приоритета семейного воспитания в семейном праве России / С. В. Голикова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/860/ (дата обращения: 26.01.2023).

Важную роль в жизни каждого человека, общества и государства играет семья. По мнению выдающегося педагога П. Ф. Лесгафта: «Именно во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании…»[1,с. 3].

Семья – одно из старейших социальных образований. Исторический опыт человечества уже в эпоху античности зафиксировал идею социальной обусловленности становления и жизнедеятельности каждого человека. В Древнем Риме о новорожденном говорили как о «чистой доске», на которой пишут воспитатели. Древнегреческие философы рассуждали о человеке как о некоем центре многих концентрических кругов. Ближайший круг – это семья: родители, дети; следующий круг включает в себя близких и дальних родственников; третий круг – сограждане и, наконец, четвертый круг – человечество [2, с. 82]. При всей условности такой образной схемы в ней заключена глубокая мысль. Человек неразрывно связан с другими людьми, обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизни и деятельности, формируют его духовный мир, поведение. И важнейшее место здесь занимает семья. Образно говоря, семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе [3, с. 293]. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.

В связи с отсутствием в СК РФ определения семьи и различным толкованием ее природы и характерных черт в ряде отраслей права, предлагаемые в научной литературе определения семьи не всегда однозначны. Еще в дореволюционной литературе, посвящённой вопросам семьи и брака, семья рассматривалась как «союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих… В основе семьи лежит физиологический момент, стремление к удовлетворению половой потребности. Этим определяется элементарный состав семьи, предполагающий соединение мужчины и женщины»[4, с. 406]. Н.Г. Юркевич рассматривал брак как механизм равного сотрудничества супругов для удовлетворения определенной совокупности потребностей и считал отношения «муж – жена» центральными в семье [5, с. 109]. – Так и получается, если считать детей чем-то лишним в семье, внешним по отношению к ее функции – потреблению бытовых благ и биологическому воспроизводству.

В отличие от приведенных суждений, Г.К. Матвеев, например, рассматривал семью «как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства»[6, с. 47]. С.А. Муратова определяет семью следующим образом: «Семья – это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью [7, с. 38]. И.М. Кузнецова рассматривает семью (в юридическом смысле) как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью»[8, с. 10], а по мнению А.М. Нечаевой, «у семьи есть свои отличительные особенности, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством»[9, с. 10].

Обобщая различные точки зрения на понятие «семья», как представляется, нельзя согласиться с теми авторами, которые понимают под ним только «союз лиц, связанных браком и родством» — (В противном случае как же быть с семьями, которые усыновляют детей?), а также с понятием семьи как союза лиц, обладающего определенными характерными чертами [10, с. 43] (семья может и не представлять собой союз лиц (например, мать и малолетний ребенок)). В этой связи можно дать следующее определение семьи: семья – это исторически определённая организованная социальная общность, основанная на браке, рождении детей, усыновлении, иных формах принятия детей на воспитание в условиях семьи, цель которой заботиться друг о друге.

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Для исследования процессов, происходящих в семье, очень важен анализ ее функций, то есть способов проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов [11, с. 88]. В научной литературе существуют различные подходы к выделению основных функций семьи.

В социологии традиционно семья рассматривается как социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях [12, с. 293]. Причем, при определении понятия «семья» социологи обычно делают акцент на том, что она выполняет в обществе функции воспроизводства и воспитания новых поколений [13, с. 72]. Так, еще в советское время профессор А.Г. Харчев, семью определял как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [14, с. 57]. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои сексуальные потребности и без воспроизведения. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. Так, например, 27 июня 1936 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводе»[15], которым устанавливалась уголовная ответственность за производство незаконных абортов, предусматривалось увеличение материальной помощи государством роженицам, установление государственной помощи многосемейным, увеличение оплачиваемых отпусков по беременности и родам, усиление уголовного наказания за неплатеж алиментов, а также были установлены новые правила исчисления размера алиментов на детей.

Читать статью  Исковое заявление на выписку из квартиры

На современном этапе развития российского государства также принимаются меры по стимулированию репродуктивной функции семьи. Примером тому могут служить Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [16] . В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в целях увеличения количества семей с тремя и более детьми предусматривается: «создание режима наибольшего благоприятствования». Для этого Правительству РФ совместно с регионами поручено «проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка»[17].

Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно — бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого он преобразует социальные нормы в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы поведения, нормы морали и убеждения, которые приняты в обществе или группе [18, с. 92]. Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего общества, поэтому каждое новое поколение подвергает общество периодическому «нашествию варваров». Вырастить из детей «правильных взрослых» — насущная потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни.

Воспитание детей – главная функция семьи. Семья создает личность, дает изначальный опыт умения жить, который позволяет человеку легко войти в сложную жизнь. Она не имеет эквивалента: ничто, никогда не заменит ребенку тепло домашнего очага, родительской любви [19, с. 9]. Но в то же время следует заметить, что семья никогда не выступала единственным и самостоятельным агентом социализации, а всегда выполняла эту функцию как составная часть некоего более широкого целого и вместе с ним. Как институт социализации семья, осуществляет так называемый первичный уход. В ней нормативные основы сочетаются с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием. Затем подключаются дошкольные учреждения, школы, досуговые коллективы. Поэтому становится понятным, почему в семейном законодательстве РФ говорится о приоритете семейного воспитания детей: именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В научной литературе можно найти обоснование еще двух факторов: 1) постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день; 2) наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи [20, с. 59].

Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, важно отметить, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует постоянным требованиям ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и профессии (мама — музыкант, папа — врач, бабушка — педагог, дедушка — биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности [21, с. 95].

В то же время следует заметить, что качественные изменения в жизни российского государства, начавшиеся с перестройки, внедрение рыночных отношений, как и всякие другие социальные «встряски» (войны, революции, различные реформы) спровоцировали патологические процессы, охватившие значительную часть общества. Его деградация, массовое обнищание, беспрецедентный рост алкоголизма и наркомании обусловили несостоятельность семьи и выполнение ее функции воспитания подрастающего поколения [22, с. 202]. Значительное число детей, оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами. Они приобретают этот правовой статус при живых родителях, которые, пренебрегая своими обязанностями, не обеспечивают детей необходимым питанием, одеждой, не обеспечивают получение ребенком образования. Таким образом, можно говорить о том, что семейное воспитание не всегда бывает «качественным». Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

В научной литературе предпринимаются попытки отразить степень неисполнения семьей ее основных функций в ее типологических характеристиках. Предлагаемых критериев и принципов типологизации семьи достаточно много. Так, в зависимости от форм брака выделяют моногамную семью, состоящую из двух партнеров и полигамную семью, в которой один из супругов имеет несколько брачных партнеров; в зависимости от числа поколений в семье: сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников, простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи) — это основная ячейка воспроизводства населения; от «детности» выделяют семьи бездетные, однодетные, двудетные и многодетные. Также выделяются полная семья — семья с обоими супругами; неполная — если отсутствует один из супругов. По экономическому признаку семьи делятся на высокообеспеченные, малообеспеченные, бедные, зависимые от пособий [23, с. 30].

Характер внутрисемейных отношений используется теоретиками для выделения таких типов семьи как эгалитарная — семья, основанная на равенстве супругов или авторитарная — базируется на экономическом господстве одного из партнеров [24, с. 9]. В зависимости от стиля воспитательного воздействия родителей на детей различают семьи благополучные и неблагополучные. Причем понятие о благополучии (неблагополучии) семьи относится к весьма относительным, его критерии зиждутся на субъективных основаниях. Несомненно, неблагополучная семья – это та семья, где родители (и дети) страдают алкоголизмом, наркоманией, нигде не работают, семью материально не обеспечивают, совершают уголовно наказуемые деяния, жестоко обращаются с детьми и т.п. [25, с. 93]. Между тем одним из важнейших личных прав ребенка, закрепленных непосредственно в семейном законодательстве РФ является право жить и воспитываться в семье своих родителей (п. 2 ст. 54 СК РФ). На случай, когда ребенок лишен родительского попечения, он подлежит передаче на воспитание (ст. 123 СК РФ). Органы опеки и попечительства должны отдавать предпочтение семейным формам устройства детей: усыновлению (удочерению), опеке (попечительству), приемной семье либо (в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации) — патронатной семье, и лишь при отсутствии такой возможности — передавать детей на воспитание организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ). «Ступенькой» же к устройству ребенка, оставшегося по тем или иным причинам без попечения родителей, в семью может служить норма ст. 155.2 СК РФ, посвященная такой форме помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье, которая получила название – наставничество (гостевой режим, семья выходного дня). Суть указанной формы в том, что в выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В то же время следует отметить, что такая форма, по мнению специалистов, может быть полезна только для детей старшего возраста, которые способны осознанно воспринимать ситуацию — она дает бесценный опыт жизни в семье, общение и поддержку доброжелательных взрослых. Но для ребенка до 11-12 лет, мечтающего о семье, папе и маме, возвращение в детский дом может стать тяжелой травмой.

Таким образом, обобщая выше сказанное можно сделать следующий вывод: устройство в семью рассматривается как единственная и исчерпывающая мера государственной политики, позволяющая достичь конечного результата – предотвратить рост социального сиротства. Поэтому формы семейного воспитания, как видно, являются основными законодательно закрепленными формами, посредством которых достигается реализация принципа приоритетности семейного воспитания в отношении несовершеннолетних, лишённых по тем или иным причинам родительского попечения.

Лесгафт П.Ф . Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.

Социология: учебник. / Н . Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой.- К., 2007.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник. / Под ред. Ю. Г. Волкова.- М., 2007.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. – М.: СПАРК, 1995.

Юркевич Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. — Минск, 1970.

Матвеев Г.К. Советское семейное право. — М., 1985.

Муратова С.А. Семейное право: Учебник. / И. В. Ершова, В. Л. Слесарев. – М.: Эксмо, 2006.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. И.М Кузнецовой. -М., 1996.

Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. — М., 2002.

Рясенцев В.А. Семейное право. — М., 1971.

Социология: учебник. / Н.Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой. — К., 2007.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. , Попов, А.В. Социология: учебник. / Под ред. Ю. Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. — М., 2000.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. -М., 1964.

СЗ РФ. 1936. № 34. Ст. 309.

СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации.// Российская газета. 2010. 1 дек.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов на Дону: Феникс, 2000.

Спицын Н.П., Печерский М.С., Чарый Б.М. Семья: тысяча проблем воспитания. -Пермь, 1988.

Маркова Г.А., Зверев С., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М., 2000.

Социология: учебник. / Н.Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой. – К., 2007.

Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). — М., 2000.

Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды. // Педагогика. 1996. № 6.

Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. / Отв. ред. О.А. Ганцкая, М.С. Кашуба, С.А. Токарев. — М., 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, семейное воспитание, СК РФ, научная литература, союз лиц, брак, общество, отношение, попечение родителей.

Похожие статьи

Усыновление — приоритетная форма устройства детей.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Право ребенка жить и воспитываться в семье | Статья в журнале.

ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья, лицо, родитель, попечительство, Воспитание, родительское попечение. Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства.

Особенности правового регулирования воспитательной.

ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья, лицо, родитель, попечительство, Воспитание, родительское попечение.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что каждый ребенок имеет право на семью. (Семейный кодекс РФ, Раздел IV.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства.

Литература: Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, семья, усыновление

Усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, принимает в обществе.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике.

Семейная педагогика. Опубликовано в. VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей.

Сравнительный анализ усыновления (удочерения) детей.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Историко-правовой анализ несемейных форм устройства детей.

ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья, лицо, родитель, попечительство, Воспитание, родительское попечение. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Источник https://suvorov.legal/semejnoe-pravo/

Источник https://pravo.ru/opinion/242944/

Источник https://moluch.ru/conf/law/archive/39/860/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: