Социально-педагогическая поддержка неполной семьи в условиях дошкольного образовательной организации
Актуальность темы исследования. Семья во все времена находилась в центре внимания общественной мысли, политических деятелей и ученых. Она представляет собой сложную систему социального функционирования человека и один из главных институтов общества.
По мнению многих научных деятелей в настоящее время положение данного института находится в кризисном состоянии. Среди дестабилизирующих факторов российских семей можно выделить частые разводы, краткость добрачного знакомства, влияние неудачности брака родителей, добрачная беременность, разница в характере проведения свободного времени и в распределении свободного времени, и в распределении обязанности и властных полномочий, повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин, что ведет к вдовству и сиротству.
В связи с этим, число детей, воспитывающихся без одного или обоих родителей в настоящее время, увеличивается. Рассогласование в сфере семейных отношений отрицательно сказываются на психоэмоциональном состоянии ребенка, у которого наблюдается повышенная тревожность, неуверенность в себе, напряженность в отношениях с родителями. Именно в связи с этим требуется формирование плодотворной и комфортной обстановки для развития хороших взаимоотношений в семье, исключения социальной изолированности членов семей, гармонизация семейных взаимоотношений.Функционирование неполной семьи и воспитание в ней детей без одного или двух родителей предопределяет присутствие определенных трудностей, которые нуждаются в их решении с учетом личностных особенностей всех членов семьи и затрат ресурсов как со стороны государственной социальной поддержки, так и их собственных.
Основная задача социально-педагогической поддержки данного вида семей состоит в оказании необходимой помощи и активизации внутренних ресурсов адаптации к возникшим условиям, а также в развитии адресной социальной поддержки семей с одним родителем.
Становится наиболее актуальным вопрос социальной помощи неполным семьям в условиях различных институтов общества – детского сада, школы и т.д. В условиях детского образовательного учреждения в настоящий момент сформированы основательные данные по методам, принципам и возможностям взаимодействия с детьми из неполных семей и их родителями. Целью работы коллектива педагогов с неполными семьями является повышение эффективности воспитания детей и обеспечение всесторонне развитой личности.
Актуальность проблемы состоит также в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях.
Степень научной разработанности проблемы. Наибольший вклад в решение проблемы сущности и особенностей неполной семьи внесли такие исследователи, как Г.А. Кантемирова, Р.Т. Кокоева, Ю.В. Овсянникова, Е.Н. Пьянова, Е.А. Скиданова и др.
Вопросами социальной работы с неполными семьями занимались такие авторы, как Е.И. Антипова, М.Е. Анферова, В.П. Боряк, А.Л. Айрапетян, Э.Ю. Чобанян, А.А. Салпагаров и др.
Вопросам социально-педагогической поддержки в условиях ДОУ уделяли внимание такие авторы, как В.А. Барабохина, Е.Е. Мартинкевич, Е.А. Соловьева, Т.В. Кротова и др.
Объект исследования: социально — педагогическая поддержка неполной семьи.
Предмет исследования: социально-педагогическая поддержка неполной семьи в условия дошкольной образовательной организации.
Целью исследования совершенствование социально-педагогической поддержки неполной семьи в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты социально-педагогической поддержки неполной семьи;
2) выявитьсоциально-педагогические проблемы неполных семей;
3) разработать программу социально-педагогической поддержки неполной семьи на базе ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Практическая значимость: Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе с неполной семьей в условиях дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
— теоретические: теоретический анализ научной литературы, систематизация, обобщение.
— практические: тестирование: рисуночный тест для детей «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Коуфмана, «Родительское отношение к детям» А.Я. Варга, В.В. Столина, наблюдение.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 4-7 лет в количестве 20 человек – 10 из них из полных семей, 10 из неполных.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической поддержки неполной семьи
1.1. Семья как социальный институт
Семья издревле являла собой предмет внимания со стороны государства и общества. В настоящее время особое внимание привлекает к себе положение неполных семей.
Неполной семьей называют один из основополагающих социально-демографических типов современной семьи, это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок[38].
Т.Б. Бахуташвилиназываетнеполной семьей группу ближайших родственников, состоящих из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками[12, с. 127].
Среди причин появления неполных семей можно выделить:
1) Развод родителей. В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально-экономического и психологического характера.
2) Рождение женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака).
3) Смерть одного из супругов [13].
Неполная семья предстает как достаточно многообразное социальное явление. Существуют многочисленные ее классификации, среди которых можно выделить следующие: по полу родителей: отцовские неполные семьи; материнские неполные семьи.
- Семья, в которой отсутствует мать, а дети находятся на иждивении отца, принято считать отцовской. Они могут возникнуть в результате смерти матери, развода, когда решением суда или по другим причинам дети остаются на воспитании и содержание отца – с одной стороны, или смерти матери – с другой.
Материнские семьи – это семьи, в которой отсутствует отец, а дети находятся на иждивении матери. Возникают такие семьи в результате развода, смерти отца и внебрачного рождения.
- По количеству поколений: однопоколенные и многопоколенные. Необходимо отметить, что существуют семьи, где, кроме одинокого отца, с детьми проживает один из родителей отца – мать и/или отец или другие родственники. Также существуют семьи одиноких матерей с детьми и проживающих с ними других родственников.
- По форме институирования. В зависимости от того, кто является главой и основным кормильцем данной семьи, выделяют: 1) семьи матерей, не состоящих в браке; 2) семьи вдовых и разведенных. Если во втором случае брак родителей заключен через органы ЗАГС, то в первом – регистрация брака через органы ЗАГС отсутствует. Таким образом, основанием для выделения этого типа неполных семей является форма регистрации брака родителей.
- Фактическое наличие или отсутствие в семье второго родителя. По данному критерию неполные семьи делятся на: 1) семьи вдовых, где отец или мать умерли; 2) семьи с детьми внебрачного рождения, где отец юридически не установлен и отчество ребенка записано со слов матери; 3) семьи с детьми внебрачного рождения, где дети признаны отцом по собственному желанию или решению суда; 4) семьи разведенных [24].
В современном обществе существует определенный круг проблем, которые касаются неполных семей.К данным проблемам можно отнести социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические трудности семьи.
Семейное воспитание – один из социализирующих факторов формирования личности. Социализируясь, человек на протяжении всей жизни вступает во взаимодействие с окружающей средой, в результате чего он усваивает и воспроизводит общественные нормы и культурные ценности, а также проходит процесс саморазвития и самореализации в том социуме, к которому он принадлежит.
Распад семьи как основного агента социализации ведет к деформации прежнего социального мира ребенка. Именно от результатов первичной социализации ребенка, которая протекает, прежде всего, в семье, зависит его будущее и будущее общества, поэтому при подготовке детей к самостоятельной жизни необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания.
Общепризнанными критериями оценки процесса семейного воспитания являются три основополагающих принципа: родительский контроль, поддержка и авторитет. Реализация этих принципов на практике, как правило, вызывает затруднения. Особенно это касается неполных семей, где отсутствует один из родителей и нагрузка по воспитанию детей не распределяется между матерью и отцом.
Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. В результате возникает еще одна проблема – проблема надзора за детьми, поэтому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или с родственниками. Стремление сохранить уровень материальной обеспеченности требует дополнительного времени и сил матери. Ей приходиться перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.
С распадом семьи отношения внутри нее существенно изменяются. Так, отношения между членами разведенной семьи чаще определяются как «подорванные», «утраченные», «враждебные». При этом у мальчиков, переживших развод родителей, преобладают стенические реакции, направленные «вовне», чаще выражающиеся в разрушении и агрессии. У девочек наблюдается астеническая реакция, которая про-является в рассеянности, замкнутости, плаксивости и пр. В овдовевших семьях случившееся несчастье, наоборот, сближает ее членов, происходит переоценка личности каждого, вследствие этого наблюдается более бережное отношение друг к другу, хотя в некоторых случаях не исключены стенические и астенические реакции.
Многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного или двух родителей, но и от взаимоотношений между родителями и ребенком; от того, каких воспитательных позиций придерживаются родители при воспитании ребенка и всегда ли модель воспитания одного родителя совпадает с позицией другого.
Можно выделить семь наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
- Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
- Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
- Препятствия контактов ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
- Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость.
- Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становиться «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.
- Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.
- Обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.
Таким образом, распад семьи может по-разному влиять на развитие детско-родительских отношений, тем самым создавать «особые» условия для дальнейшего воспитания, в том числе для реализации принципов воспитания [34, с. 83].
В связи с наличием проблем такого вида семей можно говорить о социальной работе, которая направлена на устранение данных проблем [38].
1.2. Особенности социальной и социально-педагогической поддержки неполной семьи
Социальная работа с монородительской семьей – это помощь семье со стороны социума, государства в целом посредством законодательства и нормативных актов, обеспечивающих социальную защиту и адаптацию института семьи и отдельных групп населения[29, с. 63].
Социальная поддержка предполагает предоставление информации, материальных пособий возможности обучения, иных льгот отдельным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальная поддержка рассматривается как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности социально слабых групп населения (отдельных семей, граждан), испытывающих жизненные трудности.
В целом работа социального работника с семьей, в том числе и с неполной, должна быть сформирована на основе знаний и учете особенностей определенной семьи, а не семьи вообще, выстраивании процесса общения с ее членами, налаживании контакта с каждым членом семьи без исключения. Эффективность социальной работы определена также разделением подходов к семье, выделением из всех семей особенностей, присущих именно этой семье, особенностей взрослых и детей, их культурный и образовательный уровень, отличительные чертывнутренних взаимоотношений, семейную атмосферу и т.д. Результативность помощи членам семьи во многом определены установками социального работника по отношению к ним, от осознания и принятия необходимости согласованных и целенаправленных воздействий на ребенка, а также от неформального, творческого подхода к работе с семьей. Успех работы зависит от умений социального работника учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взглядов на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию именно с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней, умением устанавливать контакты с родителями [22, с. 876].
Социальная поддержка неполных семей должна быть нацелена на разрешение каждодневных трудностей в рамках семьи, благоприятствовать развитию и гармонизации взаимоотношений между ее членами, стабилизировать социально-экономическое положение и обеспечивать реализацию внутрисемейного потенциала.
Социальный работник в качестве помощника неполным семьям должен осуществлять целый круг функций, среди них:
— диагностическая (изучение особенностей семьи);
— охранно-защитная (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
— организационно-коммуникативная (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
— социально-педагогическая (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);
— координационная (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).
В настоящее время в нашей стране сформированы четыре основных формы социальной защиты неполных семей:
- денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
- трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;
- юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;
- федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям.
Специалист, работающий с неполной семьей, должен:
— уметь собирать, систематизировать информацию о положении семьи данного типа, которая используется социальными учреждениями, службами и другими социальными работниками;
— помогать службе, в которой работает, ее деятельности по изысканию материальных средств и оказания помощи неполным семьям;
— принимать участие в организации социальных служб и групп самопомощи на территории;
— координировать усилия территориальных центров, учреждений, служб, отдельных специалистов (учителей, врачей);
— способствовать в контакте с работниками службы занятости трудоустройству одиноких матерей или их переквалификации;
— помогать родителям в оформлении пенсии на детей по утрате кормильца, внебрачным матерям и разведенным женщинам, не получающим алименты по объективным причинам, в оформлении пособий, а также информировать одиноких родителей о льготах, на которые они могут претендовать; оказывать психолого-педагогическую помощь одиноким матерям и отцам по вопросам воспитания их детей [16, с. 85].
Таким образом, социальная работа с неполной семьей представляет собой особый подход, целью которого является решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов детей из неполной семьи и их родителя. Важно отметить, что неполный состав семьи и рассогласованные отношения в ней отрицательно сказываются на процессе воспитания детей, их социализации в обществе, поэтому необходима организация социально-педагогической поддержки неполных семей в дошкольной образовательной организации.
1.3. Содержание социально-педагогической поддержки неполных семей в условиях дошкольной образовательной организации
В детском саду по выявлению неполной семьи и дальнейшие занятия с детьми из неполной семьи главенствующую роль занимает работа педагога-психолога, социального педагога.
Для этого необходимо составление социального паспорта семьи, должны быть выяснены следующие факторы:
- Полная или неполная семья, причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живет один из членов семьи.
- Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок).
- Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.).
- Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное).
- Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи).
- Поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.
- Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).
Для того, чтобы определить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполной семье, какая помощь им необходима, следует всесторонне изучить семьи: провести анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Необходимо также акцентировать внимание на эмоциональной атмосфере в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми.
Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании работы с семьей внутри детского сада, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной социально-педагогической помощи.
Основной идеей социально-педагогической поддержки является как педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья, а также их родителям, с целью направить их деятельность во благо ребенка.
О.Ю. Арсентьева рассматривает социально-педагогическую поддержку в качестве особого вида социально-педагогической деятельности, которая осуществляется по отношению к детству и семье. Ребенок нуждается в помощи, которая совершается в нужный момент. В результате ребенок в силах преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации и стать нормальным гражданином, человеком, личностью. Однако изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы(психические, физические, сексуальные), испытывал недостаток любви и заботы со стороны родителей, имеет последствия разного вида деприваций, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства, чрезвычайно трудно. Для этого необходимы особые знания, владения специфическими методами и приемами, особой организации, объединяющей специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы детей. Следовательно, требуется не просто помощь окружающих, а специальноорганизованная, профессиональная социально-педагогическая поддержка, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав наполноценное развитие и образование [9, с. 130].
Социально-педагогическая поддержка детей – особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Социально-педагогическая помощь непосредственно направлена на самореализацию и самоутверждение личности ребенка посредством уважительного отношения к нему, его чувствам и переживаниям, отношения к нему как к равноправному собеседнику и признания его полноправным участником общественной системы взаимоотношений.
Отличительной особенностью данного вида поддержки является то, что необходимость в ней появляется лишь тогда, когда у ребенка обнаруживаются и проявляются проблемные ситуации во взаимодействиях с окружением. Социально-педагогическая поддержка всегда проявляется в адресном характере оказания поддержки и нацелены на то, чтобы выявить и устранить проблемные ситуации конкретного ребенка посредством основательного ознакомления с его личностью, окружением, выявления методов педагогической поддержки. Также социально-педагогическая помощь должна способствовать самостоятельному решению возникающих проблем социального характера в дальнейшем [33, с. 99].
Задачами социально-педагогической поддержки неполной семьи являются:
— изучение статуса и состояния семьи, динамики ее межличностных и социальных взаимоотношений;
— подбор социально-психологических методов для преодоления конфликтных и напряженных ситуаций. Взаимодействия в данном случае должны выстраиваться с помощью гибких схем и подходов;
-применение необходимых мер и действий для оказания поддержки семье в целом или тем ее членам, которые нуждаются в ней[9, с.135].
Среди основных направлений социально-педагогической работы ДОУ с родителями и детьми из неполных семей можно выделить:
- Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
- Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка.
- Защита прав ребенка.
- Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры.
- Организация семейного досуга.
Чтобы помочь неполной семье в воспитании детей, ДОУ ставит такие задачи работы с этими семьями:
- Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
- Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
- Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
- Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
- Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.
Учитывая поставленные цели и задачи при построении работы с неполной семьей педагогический коллектив должен придерживаться следующих основных принципов:
- открытость детского сада для семьи (каждый родитель должен иметь возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания детей;
- создание активной развивающей среды, которая обеспечивает однообразные подходы для развития маленького человека в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка[18, с. 108].
В методическом кабинете ДОО педагогическим коллективом должен быть собран объемный материал, который способствует решению представленных выше принципов в рамках практической деятельности. Из них можно выделить:
- нормативно-правовые документы по вопросам семьи и детства;
- материалы, помогут персоналу ДОО получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.);
- материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей;
- наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).
Коллектив педагогов должен находиться в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями:
- постоянно проводить неформальные беседы о детях, их переживаниях, неудачах и успехах;
- систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения;
- проведение дней открытых дверей ДОО;
- проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
- посещение педагогом семей на дому;
- организация внутригрупповых досок Почета;
- привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
- привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.);
- консультативная помощь специалистов ДОО;
- плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
- проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д.[10, с. 96].
Социально-педагогическая работа педагога ДОО с неполной семьей строится в двух направлениях:
— Работа с матерью ребенка (так неполные семьи в основной своей массе состоят из матери и ребенка);
— Работа с ребенком.
Таким образом,педагог ДОО в работе с неполной семьей является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников. Эффективность решения возникающих проблем определяется совместной деятельностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилактическую работу с ребенком, совместную работу с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями.
Выводы по Главе 1
Отличительной чертой последних десятилетий стало увеличение количества неполных семей, резкий рост числа разводов, снижение прочности браков с силу разнообразных причин: изменение статуса женщины в семье, существенное изменение стиля жизни семьи в условиях современных крупных городов; распространение точки зрения о ненужности семьи для индивида, изменение культурных ценностей и норм; более ранний возраст вступления в брак и добрачная беременность.
Существующие проблемы в функционировании неполной семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества, социальных структур, дошкольных образовательных учреждений, школ и т.д. Это возможно посредством организуемой с семьей социально-педагогической работы.
Вопрос о неполной семье в дошкольных образовательных учреждениях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), а впоследствии взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
В настоящее время идея социально-педагогической поддержки нашла отражение в практической деятельности социальных педагогов дошкольных образовательных учреждений и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, воспитателям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.
Деятельность социального педагога в дошкольном образовательном учреждении с неполной семьей можно охарактеризовать как работу повышенной значимости и трудности.
Глава 2. Содержание социально-педагогической поддержки неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации
2.1. Характеристика базы исследования
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 Петроградского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга) было образовано в 1943 г. В настоящее время руководителем детского сада является Ковалева Ольга Евгеньевна – педагог высшей квалификационной категории, является почетным работником общего образования Российской Федерации.
Основная цель детского сада–всестороннее психическое и физическое развитие дошкольников, воспитание свободного, развитого и ответственного человека, готового для жизни в обществе.
В основе концепции развития ДОО лежат возможности:
— самореализации и саморазвития детей;
— совершенствования работы по внедрению инновационных технологий;
— активизации участия родителей в управлении и воспитательно-образовательной работе детского сада.
В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Педагогический состав представлен 13 воспитателями, музыкальным работником, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом, 2 логопедами.
Педагогические работники данного дошкольного учреждения стремятся найти новые пути и средства решения поставленных обществом задач. В качестве основных, приоритетных направлений решения задач воспитания и развития ребенка-дошкольника современной педагогической наукой сегодня приняты:
• личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;
• принятие и поддержка его индивидуальности;
• развитие его творческих способностей;
• формирование социально уверенного поведения.
ГБДОУ Детский сад №2 функционирует на двух площадках, сложившихся в результате объединения двух детских садов. В каждой из площадок выделено 60 мест для посещения трех групп общеразвивающей направленности детей. Таким образом, проектная мощность детского сада составляет 120 человек.
Все группы функционируют, в соответствии с уставом, в режиме полного рабочего дня (12 часов) при пятидневной рабочей неделе.
Следует отдельно отметить, что в ГБДОУ Детский сад №2 сформирована опытно-экспериментальная площадка.
Экспериментальная площадка ДОО – это специфическая формасотрудничества ДОО и организаций, направленная на реализацию апробаций результатов исследований по обновлению структуры и содержания образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования, а также исследований по улучшению содержания воспитанников ДОО.
Основными направлениями деятельности экспериментальной площадки ДОУ являются:
• апробация новых структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем;
• апробация новых механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования;
• опытно-экспериментальная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления образованием, апробация новых средств, обеспечивающих общественную поддержку программ развития образования;
• апробация новых форм и методов обучения;
• экспериментальная деятельность, направленная на решение актуальных проблем образования.
Именно в рамках опытно-экспериментальной площадки нами было проведено исследование детей из неполных семей и их родителей, составлена программа по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в ДОО.
В 2016-2017 учебном году детский сад посещало 120 детей, среди них 33 ребенка воспитываются в неполной семье.
Рис. 1. – Количественное распределение полного и неполного состава семей детей, посещающих ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга, %
Из рис.1 видно, что практически треть семей представлена неполным составом семей.
Рис. 2. – Характеристика семей детей, посещающих ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга по уровню благосостояния, %
Из рис.2 видно, что 90% неполных семей отмечены низким уровнем материальной обеспеченности. Данный факт объясняется не только отсутствием одного из родителя, но также низкооплачиваемой работой или отсутствием работы оставшегося родителя. Процент полных семей, чья материальная обеспеченность ниже официально установленного уровня прожиточного минимума, составляет 45%, что намного меньше в сравнении с неполными семьями. Таким образом, можно говорить о том, что существуют проблемы в социальной сфере неполных семей, а именно, низкая материальная обеспеченность, что подтверждает факты неблагополучия данной категории семей.
Исследование проводилось на базе опытно-экспериментальной площадки ДОО. Для участия в исследовании были отобраны и проанализированы 20 детей 4-7 лет и их родители(по одному родителю из каждой семьи, в возрасте от 20 до 37 лет), 10 из них воспитываются в полных семьях, а 10 – из неполных семей. Данные выборки представлены ниже.
Таблица 1 – Характеристика экспериментальной выборки исследования
Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Естемесова, Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья / Ж. Т. Естемесова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3322/ (дата обращения: 26.01.2023).
Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.
Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и/или хронический характер, но всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее устойчивость. Социальное нездоровье такой семьи требует дополнительных видов социально-педагогической деятельности, направленных на помощь родителям. Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т. е. восстановление ее социального статуса.
расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь;
предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса;
предоставление полноценной информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка;
налаживание семейного микроклимата;
организация психологической поддержки родителей;
А. С. Макаренко был глубоко уверен, что родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно, прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас [1, c .237, 241].
Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка.
Задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу.
Психологи отметили, что с появлением ребенка с нарушениями в развитии у родителей появляются психические расстройства. У них закрепляется представление, что их ребенок не такой, как все, значит, плохой. Выделено несколько этапов кризиса у родителей (Шухард):
1-й — отрицание проблемы;
3-й — поиски путей (здесь может помочь социальный педагог);
4-й — принятие ситуации и обращение к специалистам;
5-й — сокращение контактов с окружающими, когда все внимание родителей сосредоточивается на ребенке, они надеются на выздоровление. Обнаружив, что выздоровление невозможно, переживают сильный стресс, сильнее, чем первый, а затем смиряются. Этот этап сопровождается неврозами.
Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации совместного с ребенком посещения клубов, семейного отдыха.
От отношения родителей к болезни ребенка во многом зависит процесс его социализации. Здесь главным является отношение матери, ее любовь к ребенку.
Социальный педагог убеждает родителей искать выход из состояния горя и озлобления, помогает увидеть возможности ребенка и направить все силы на их развитие. Он помогает также обеспечить уход за больным ребенком, его воспитание и обучение [2, c .160].
Социально-педагогической деятельность в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями направляется на поддержку семьи для того чтобы они могли справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую адаптированность [3, c .192].
Согласно А. В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)
Задача его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением [4,с.22].
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей [5,с.67]. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую [6,с.177].
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям [6,с.176–184].
Таким образом, социальный педагог осуществляет социально-педагогическую поддержку семье по индивидуальному плану социальной адаптации. Социально-педагогическая поддержка семьи ускоряет процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Макаренко А. С. Книга для родителей. — Киев, 1987.
Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., Издательский центр ォ Академия サ , 2001.
Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр, Академия サ , 2002.
Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А. Б. Фоминой. М., 2003.
Сеньчукова И. В., Малафеева А. И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, семья, ребенок, помощь, родитель, социально-педагогическая помощь, работа, социальная адаптация, семейный стресс, социально-педагогическая деятельность.
Похожие статьи
Формы и методы работы социального работника с семьей.
ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.
Социально—педагогические аспекты профессии социального.
Социально—педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в работе с детьми, лишенными родительской опеки.
Особенности профессии «социальный педагог» определяются разнообразием детей и людей с социальными проблемами.
Формы и методы работы социального педагога.
социальный педагог, течение, родитель, образовательное учреждение, индивидуальный план реабилитации, семья, ребенок, Ставропольский край, контрольный лист, социальная адаптация.
Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ
Социальная работа с неблагополучными семьями включает социально—педагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь.
Работа социального педагога в образовательном учреждении.
неблагополучная семья, семья, социальная работа, ребенок, член семьи, социальный патронаж, социальный мониторинг, родитель, этап, психическое развитие. Особенности взаимодействия социального педагога. семья, ребенок, социальный педагог.
Социально—педагогическое сопровождение процесса.
Социально—педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.
Социально—педагогическая деятельность понимается как деятельность, имеющая социально—педагогическую цель, педагогические средства.
Специфика работы социального педагога с неполной семьей.
социальная работа, семья, ребенок, неполная семья, родитель, общеобразовательное учреждение, семейный досуг, семейная ситуация, отдельный случай, трудовой доход.
Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка
Социально-психологические особенности работы с семьей. семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип.
Педагогическое сопровождение социализации подростка из.
Социальная работа с неблагополучными семьями включает социально—педагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь. Особенности взаимодействия социального педагога.
Организационно-педагогические основы социальной работы с семьей в муниципальном образовании Калагина Любовь Сергеевна
Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда, с одной стороны, перед обществом стоит задача полноценного использования ее социально-воспитательного потенциала, задача укрепления и развития семьи, возрастания ее роли в воспитании детей, от которых зависит будущее страны, перспективы развития общества и государства. На решение этой задачи направлена политическая, правовая, экономическая, социокультурная и социально-педагогическая деятельность всех институтов и специалистов, среди которых важное место занимают социальные работники и социальные педагоги семейного профиля.
С другой стороны, в последние десятилетия оказались ослабленными функции семьи, деформировались внутрисемейные отношения, семья лишилась истерически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оказались оторванными от семейных забот, трудовых и нравственных традиций семьи, что отрицательно сказывается на атмосфере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Обоснованную тревогу вызывает снижение уровня культуры и воспитания в семьях, бездуховность значительной части молодежи, вступающей в брак и не умеющей строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей.
Образовательно-воспитательный и социокультурный потенциал семьи реализуется не полностью, что усугубляет системный кризис семьи. Из года в год возрастает количество семей различных групп риска — неполных, конфликтных, безработных, малообеспеченных, криминальных, аморальных, безразличных к воспитанию детей, семей алкоголиков, наркоманов, а также семей, находящихся за чертой бедности. Широк спектр семейного неблагополучия: рост масштабов домашнего насилия, втом числе физического; жестокость в отношении детей; постоянное отвержение
ребенка и неодобрение его действий и поступков; эгоистическая
сосредоточенность каждого из членов семьи на себе; агрессивная тональность общения и др. Семья становится одним из факторов девиантного поведения детей и взрослых.
Правовые документы, регламентирующие государственную семейную политику в новых социально-экономических условиях (Концепция Федеральной семейной политики в России, Семейный Кодекс РФ), определяют цели, принципы, основные направления государственной семейной политики, дают целевые ориентиры для осуществления региональной политики на местах. Согласно Семейному Кодексу РФ, государство делегировало местным органам власти право самостоятельно решать многие проблемы, связанные с детьми, оказывать дополнительную к общероссийскому минимуму материальную поддержку нуждающимся группам семей. Интересы таких социально уязвимых категорий населения, как многодетные, неполные, малообеспеченные семьи, семьи с детьми-инвалидами должны учитываться при формировании программ социальной защиты населения в регионах, в том числе — на муниципальном уровне. Однако изучение и анализ состояния работы с семьей показывают что в социальной практике продолжают обостряться сложившиеся противоречия между:
-декларируемыми принципами и приоритетами государственной семейной политики и отсутствием реальных механизмов их реализации на региональном уровне, в муниципальных образованиях, в социальной работе с конкретными семьями;
-возрастающими потребностями семьи в различных видах социальной, материальной, психолого-педагогической, правовой защиты и ограниченностью экономических ресурсов муниципальных образований в ее предоставлении, дефиците профессионально подготовленных специалистов по работе с разными категориями семей;
— необходимостью внедрения инновационных подходов к реализации региональной семейной политики, потребностью семьи в комплексной
интегративной поддержке и межведомственной разобщенностью,
отсутствием четкого межпрофессионального взаимодействия в социальной работе с семьей.
Суть научной проблемы заключается в необходимости разрешения назревших проблем, противоречий, реализации потребности в определении педагогических и социально-педагогических условий, путей преодоления системного кризиса семьи, в разработке теоретических оснований и практических форм компетентной социально-педагогической деятельности специалистов различного профиля в семейном, межсемейном социуме.
Анализ научных исследований по проблемам социально-педагогической работы с семьей в современных условиях показывает, что муниципальная подсистема социальной работы с семьей в социально-педагогическом контексте еще не была предметом специального исследования. Обозначенная проблема требует научного осмысления, теоретического обоснования, что и определило тему настоящего исследования -«Организационно-педагогические основы социальной работы с семьей в муниципальном образовании».
Объектом диссертационного исследования является семья в системе социальных институтов муниципального образования.
Предмет исследования: содержание, формы и методы социальной работы с семьей на муниципальном уровне.
Цель исследования: разработка концепции и организационно-педагогических условий оптимизации социальной работы с семьей в муниципальном образовании.
Мы исходили из предположения, что на муниципальном уровне становится реальным эффективное осуществление государственной семейной политики средствами социальной работы с семьей, если:
— семейная политика в муниципальном образовании отражает в себе главные черты и тенденции Федеральной концепции семейной политики;
муниципальному образованию передаются не только обязанности и полномочия по отношению к семье, но соответствующее материальное, кадровое обеспечение, необходимые возможности для проведения социальной работы с различными категориями семей;
социальная работа с семьей осуществляется на основе активного участия в ней всех государственных, коммерческих и общественных институтов, а также самой семьи как субъекта проводимой семейной политики;
социально-педагогическая компетентность выступает необходимой составляющей согласованной деятельности всех социальных институтов в их работе с семьей.
Определить сущность социальной работы с семьей как педагогической проблемы.
Раскрыть содержание и формы социально-педагогической работы с семьей в муниципальном образовании.
Обосновать и апробировать модель управления социальной работой с различными группами семей на муниципальном уровне.
Разработать научно-педагогические рекомендации по совершенствованию социальной работы с семьей в муниципальном образовании.
Методологической основой исследования явилась совокупность философских положений о социально-исторической обусловленности процессов воспитания и развития личности; об активной роли семьи, окружающей среды в личностном развитии, усиливающейся по мере взросления личности, ее вхождения в систему семейных, общественных, товарищеских и других отношений; положения системного подхода к изучению социальных явлений; основные положения теории управления учреждениями социальной сферы в регионе; концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности в личностном саморазвитии, во взаимоотношениях с различными общностями.
Теоретической базой исследования послужили положения:
,у —о социальном воспитании (Арнольдов А.И., Арсеньев А.А.,
Басов А.В., Болдырев Н.И., Бочарова В.Г., Вульфо’в Б.З., Гурьянова МП.,
Зимняя И.А., Лодкина Т.В., Макаренко А.С., Мардахаев Л.В., Маслова Н.Ф.,
МудрикА.В., Никитин В.А., Новикова Л.И., Плоткин М.М.,
Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Филонов Г.Н., Шацкий СТ. и др.);
— о социально-педагогических компетет^иях различных институтов
ф, государства и общества в их взаимосвязи с семьей (Антонов А.И.,»
Бутенко Н.И., Гуров В.Н., Зуева СВ., Комарова М.В., Миллер Л.А., Назаров В.Л., Остроухова А.И., Романов А.П., Самородова О.А., Степанова ТА., Силласте Г.Г., Торохтий B.C. и др.);
— о социальной адаптации личности и семьи к различным условиям
социума (Аболевич Э.Г., Беличева С.А., Дармодехин СВ., Иванушкина Т.Н.,
Лаврентьева Г.Ф., Попов В.А., Потанин Г.М., Прохорова А.Г., Рогачев В.В.
— о государствешю-общественном подходе в осугцествлетш
социальной работы с семьей (Думов СБ., Комарова М.В., Степанова Т. А.,
Талан М.В., Финкер Л.С и др.).
-Важное значение для исследования имели работы по общей теории
систем и теории согщалъного управления, в которых даны основы
системного подхода (П.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин,
%. Д.В, Гвишиани), представление о системе как процессе (Б.Ф.Славин,
-Мы опирались также на труды философов, социологов, экономистов, педагогов, политологов, посвященных исследованию фундаментальных трансформационных процессов и современных социальных проблем российского общества (В.А. Каганский, Б.Б. Родоман, Б.М. Фирсов, Т.И.Заславская, В.Н. Дахин, О.И. Шкаратап, И.Е. Дискин, Ю.А. Левада, Т. Шанин и другие).
-Особую значимость для нашего исследования имели труды,
ц посвященные изучению проблем современного села и сельской семьи
(МЛ. Гурьянова, З.И. Калугина, И.Е. Кознова, С.А. Никольский, А.М. Никулин, Г.В. Пичугина, О.П. Фадеева, И.Е. Штейнберг и другие).
— Положения диссертации опираются на выводы специалистов о
социальной педагогике как научно-педагогической фундаментальной основе
социальной работы (А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов,
ф, В.И.-Загвязинский, А. В. Мудр и к, Г.Н.Филонов, Б.Ю.Шапиро, Е.И. Холо-
стова, Т.Ф. Яркина).
Базой исследования стали 25 учреждений социальной сферы муни
ципального образования, включающего г. Мытищи и 7 сельских округов
Мытищинского района Московской области. Опытно-экспериментальная
работа осуществлялась на базе муниципальных социальных учреждений:
«Родина», социально-реабилитационный Центр помощи семье и» детям,
социально-реабилитационные центры «Преодоление», «Мечта», двух
городских и трех сельских школ, 14 клубов по месту жительства для
подростков и молодежи. В опытно-экспериментальном исследовании
приняли участие более 100 социальных работников и социальных педагогов,
60 жителей сел и 150 жителей г. Мытищи, 120 школьников, 85 юношей и
девушек, посещающих клубные, реабилитационные и другие социальные
учреждения.
ф- Исследование было связано с тематикой Института педагогики
социальной работы, позднее — Института социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования, осуществлялось в течение 10 лет и включало несколько этапов решения поставленных задач.
На первом этапе (1993-1995 гг.) осуществлялось изучение практической деятельности организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы общеобразовательных школ, специалистов учреждений культуры, спорта, социальных педагогов, работающих по месту
жительства. Изучались и анализировались отечественные и
зарубежные теоретические источники, передовой и массовый педагогический опыт, практика работы социальных учреждений с семьей по месту жительства. Исследовались проблемы кадрового обеспечения социальной работы с семьей, изучалось состояние проблемы в нескольких городах и районах Московской области (Королев, Лобня, Пушкинский, Долгопрудненский, Шатурский районы). Формировались цель, объект, предмет исследования, отрабатывались основные элементы опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (1996-2000 гг.) разрабатывалась социально-педагогическая концепция работы с семьей на муниципальном уровне; апробировались формы управления социально-педагогической деятельностью учреждений социальной сферы муниципального образования в условиях межведомственного подхода. Основное внимание на данном этапе было уделено проведению опытно-экспериментальной работа по апробации программы социальной работы с семьей на базе 3-х муниципальных образований Мытищинского района.
На третьем этапе (2000-2001 гг.) основное внимание было уделено введению института социальных педагогов и социальных работников в деятельности различных служб социально-педагогической поддержки и защиты семьи. В процессе опытно-экспериментальной работы формировалась педагогически ориентированная муниципальная модель социальной работы с различными группами семей; отрабатывались формы, содержание этой работы.
На четвертом этапе (2001-2003 гг.) анализировались результаты опытно-экспериментального исследования; дополнительно проведено социально-педагогическое исследование «Сельский житель: проблемы и пути их решения» (с охватом 60 сельских семей; корректировалась деятельность органов управления социально-педагогической деятельностью учреждений социальной сферы на муниципальном уровне. Был обобщен
опыт работы разноведомственных учреждений, специалистов —
,щ. воспитателей, педагогов, социальных педагогов, социальных работников,
психологов в их согласованной социальной работе с семьей в
муниципальном образовании. Разрабатывались методические рекомендации,
отрабатывались проекты нормативных документов, регулирующих
социально-педагогическую, кадровую, финансовую деятельность
учреждений социальной сферы Мытищинского муниципального
.0 образования. Осуществлялось оформление диссертации.
В процессе работы на разных этапах использовался комплекс методов исследования: общетеоретические (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация и систематизация); общепедагогические (беседа, интервью, опрос, анкетирование, ранжирование, изучение результатов деятельности, анализ документов и литературных источников, обобщение опыта; метод независимых характеристик); оценочно-проверочные (публикационный, проведение семинаров, конференций; индивидуальная экспертиза, экспертная оценка).
Основным методом исследования стала опытно-экспериментальная
работа, целью которой были поиск и апробация содержания, форм,
современных технологий социальной работы с семьей в социуме, а также
модели управления согласованной деятельностью различных социальных
Л. институтов муниципального образования. Специальное внимание в опытно-
экспериментальной работе было уделено изучению качества жизни сельских жителей Мытищинского муниципального образования.
Научная новизна результатов исследования. Представлено обоснование социально-педагогической парадигмы как фундаментальной научно-теоретической основы социальной работы с семьей; выявлены наиболее существенные факторы, снижающие эффективность социальной работы с семьей.
Определена педагогическая сущность социальной работы с семьей как ее социально-педагогическая поддержка, заключающаяся в совокупности педагогически обоснованных и этически допустимых мер «вмешательства» в трудные жизненные ситуации семьи с целью оказания ей временной помощи по разрешению проблем, восстановлению ее активного функционирования и развитию способности самостоятельно преодолевать и предупреждать трудности.
Предложена концепция управления социальной работой с семьей в муниципальном образовании в контексте проводимой семейной политики; уточнены и конкретизированы функциональные компетенции различных субъектов семейной политики на муниципальном уровне в социальной работе с различными категориями семей.
Доказана обоснованность выдвинутого ранее предположения о муниципальном образовании как об исходном, предваряющем уровне в управлении реализацией социальной, семейной политики.
Определены организационно-педагогические условия оптимизации социальной работы с семьей в муниципальном образовании (создание механизма обеспечения социальной работы со всеми семьями на муниципальном уровне; модернизация содержания и организации социальной работы с семьей на основе социально-педагогической компетентности специалистов в работе с социально перспективными, социально уязвимыми и социально негативными группами семей в муниципальном образовании; деятельности комплексных медико-психолого-педагогических семейных служб; интеграция усилий и возможностей всех институтов социума на основе межведомственного подхода; инициативная, активная позиция семьи в этом процессе и др.).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют и обогащают традиционные подходы к существующим теориям по проблеме социальной работы с семьей; развивают представления о возможностях и механизмах
муниципального уровня в реализации семейной политики, о функциях разноведомственных учреждений социальной сферы, содержании и формах социальной работы с социально перспективными, социально уязвимыми и социально негативными группами семей.
Обоснованная теоретическая модель управления социальной работой с семьей в муниципальном образовании дополняет теорию диагностирования, проектирования и моделирования социальной работы с семьей посредством пространственного и содержательного упорядочения деятельности разноведомственных служб, социальных институтов, учреждений, направленной на удовлетворение потребностей (образовательных, оздоровительных, правозащитных и др.) совокупности семей на муниципальном уровне — на основе выполнения институтом социальных работников, социальных педагогов посреднической, связующей функции с опорой на социальные учреждения it муниципальные органы самоуправления.
Практическая значимость результатов исследования состоит в опытной апробации разработанных рекомендаций и подготовленных методических материалов в помощь различным субъектам семейной политики на муниципальном уровне. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации, при разработке учебных планов и программ подготовки специалистов социальной сферы, а также при диагностировании, проектировании, моделировании и оценке эффективности управления социальной работой с семьей, при разработке планов реализации семейной политики в муниципальном образовании.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигнута путем сопоставления данных, полученных различными исследовательскими методами, апробирования методик в процессе пилотажных исследований в учреждениях социальной сферы, работающих с семьей, а также через сопоставление материалов, полученных в результате
педагогического наблюдения в процессе изменения деятельности учреждений социальной сферы, изучения детей, подростков, взрослых, в том числе людей пожилого возраста и других категорий клиентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе их деятельности и общения. Достоверность полученных результатов подтверждается использованием совокупности методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования. Обоснованность выводов и рекомендаций . подтверждается широкой апробацией работы, которая осуществлялась посредством внедрения разработанной модели и выступлений автора на областных, городских, международных научно-практических конференциях по социально-педагогическим проблемам в г. Мытищи и сельских округах Мытищинского района Московской области.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись посредством выступлений автора на заседаниях Ученого совета Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО, совещаниях администрации города Мытищи, сельских сходах, собраниях жителей сельских округов; посредством проведения дискуссий, круглых столов, конференций в муниципальном образовании, на уровне Московской области (на протяжении 1995-2003 гг.). Диссертант систематически выступал на курсах, семинарах, конференциях, а также на страницах печати, с публикациями по теме исследования; непосредственно участвовал во внедрении научных разработок в практическую социально-педагогическую деятельность в учреждениях социальной сферы в г. Мытищи и сельских округах. Выводы и результаты исследования использовались при подготовке материалов по проблеме социально-педагогической работы с семьей для выступления на международной конференции в Испании (2002 г.). Автором подготовлен пакет нормативных и методических материалов по вопросам межведомственного подхода в управлении социально-педагогической работой с семьей. Внедрение межведомственной программы помогло учреждениям социальной сферы муниципальных образований внести
изменения в содержание и формы социальной работы с семьей, скорректировать функциональные обязанности ряда институтов, учреждений, организующих свою работу с семьей. Созданы социально-педагогические программы, учитывающие возможности социума, различных групп семей, значительно расширяющие сеть услуг в помощи семье, повышающие их качество.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Социальная работа с семьей — целостный процесс, предусмат
ривающий а) комплексное диагностирование состояния и особенностей
семьи, ее ближайшего окружения в муниципальном образовании;
б) моделирование возможных и педагогически целесообразных вариантов
организации социальной работы с различными категориями семей;
в) проектирование и создание жизненных ситуаций, способствующих
преодолению негативных проявлений с учетом особенностей семьи и ее
социума; г) осуществление социально-педагогической поддержки семьи в
целом и каждого ее члена в отдельности; д) планирование и организацию
этой работы на межведомственном уровне с учетом специфики региона,
муниципального образования; е) повседневную и согласованную работу
всех социальных служб на муниципальном уровне; ж) обеспечение
социально-педагогического сопровождения в процессе изменений в
поведении членов семьи, системе жизненных ценностных ориентации,
Важнейшим звеном социальной, семейной политики рассматривается муниципальный уровень ее реализации, наиболее приближенный к семье и ее проблемам, что позволяет своевременно и компетентно влиять на создание условий для согласованной социальной работы с различными категориями семей на основе интеграции различных институтов и социальных служб, независимо от их ведомственного подчинения.
Модернизация социальной работы с семьей предполагает дифференциацию и достижение качественных изменений в содержании и
технологиях деятельности государственных и общественных
институтов, ориентированных на социально перспективные, социально уязвимые и негативные группы семей; преобразование традиционных разно ведомственных социальных учреждений в учреждения «открытого» типа, инновационное их структурно-функциональное построение в соответствии с новой социально-экономической ситуацией, актуализацией деятельности всех социальных институтов, а также самой семьи — как активного субъекта этого процесса.
4. Необходимыми организационно-педагогическими условиями эффективности социальной работы с семьей в муниципальном образовании выступают:
формирование и активизация деятельности комплексных медико-психолого-педагогических социальных служб на муниципальном уровне;
обеспечение превентивного характера социокультурной, медицинской, психологической, педагогической, социально-правовой и материальной поддержки семьи и детей;
консолидация усилий и возможностей всех институтов социума на основе межведомственного подхода;
приоритетность проблем семьи в деятельности руководителей местных администраций по социальной политике;
социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы на всех уровнях.
Социальная работа с семьей как педагогическая проблема
В организационно-педагогическом плане социальная работа с семьей рассматривается нами как открытая и разветвленная система ее взаимосвязей на горизонтальном и вертикальном уровнях, а также как совокупность всех регулирующих нормативных и прочих положений, направленных на оптимальное достижение целей и задач по оказанию семье социальной поддержки при соблюдении всех критериев педагогической целесообразности, экономичности и гуманности. При этих требованиях такая поддержка непременно будет социально-педагогической (педагогически ориентированной), т. к. приоритетными становятся такие ценности, как преимущество индивида и семьи по отношению к государству, обществу; стремление к развитию способностей членов семьи помогать самому себе и семье в целом; осуществление посредничества между личностью, семьей — с одной стороны и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой; влияние на общение, отношения между людьми, на ситуацию в семье; побуждение ее членов к той или иной социальной деятельности. При этом социальный работник (социальный педагог) осуществляет свою деятельность в условиях неформального общения, оставаясь в позиции советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции самого клиента. Он соучаствует, сопереживает в решении проблем семьи, строит взаимоотношения на основе диалога на равных. Ориентация деятельности тех структур, которые работают с семьей (независимо от их ведомственной принадлежности) на изучение и полноценное использование потенциала семьи и ее членов, каждой личности выступает важнейшим условием, определяющим эффективность социальной работы.
Разобщенность усилий в действующей социальной политике по отношению к семье, педагогическая некомпетентность многих специалистов приводит как к «распылению» и без того крайне ограниченных средств, которыми располагает социальная сфера, так и (что еще более важно) к углублению процесса разрыва системы социальных связей, общений, отношений между членами семьи, различными группами людей, детьми и взрослыми.
Опираясь на проведенный анализ практики социальной работы с семьей, мы сформулировали наши теоретические подходы социальной работы с семьей, опираясь на выявленные позитивные тенденции и выводы о тормозящих и мешающих развитию процесса факторах.
Принцип гуманизма, в основе которого лежит идея способности человека и общества изменяться. Семья, так же как и ребенок, структура динамичная, подвижная. Она развивается и меняется под влиянием социально-экономических условий, жизненного опыта. Конечно, эти изменения не всегда положительные, чаще мы можем говорить о «падении» уровня семьи, однако возможно развитие и в противоположном направлении, тем более, что осознание опыта, приобретенного семьей, позволяет ей избежать в дальнейшем ошибок;
Принцип объективности, который понимается нами как минимум в двух значениях. В широком смысле — это изучение закономерностей, которые заложены в объекте, вне зависимости от субъективного к нему отношения; в узком смысле — восприятие ситуации каждой семьи вне собственных иллюзий и предубеждений, не абсолютизируя собственный семейный опыт;
Принцип системности. Поскольку семья — органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, все ее элементы взаимосвязаны между собой. Воздействие на какой-либо элемент вызывает эффект в системе в целом и в других элементах;
Принцип толерантности, состоит в профессиональной сдержанности и отсутствия осуждения в отношении к расовым, национальным, религиозным, личностным и поведенческим особенностям, отклоняющимся от обычного стереотипа, от «нормы»;
Принцип позитивного образа семьи, в основе которого лежит понимание института семьи как естественной среды для формирования личности;
Принцип равной ответственности. Многие годы и десятилетия государство, беря на себя воспитательные функции семьи, в последние пять-десять лет пытается вернуть их семье, издавая новые законы.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации дано определение России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих деятельную жизнь и свободное развитие человека» (66). При этом предполагается, что реально «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб». Профессиональная социальная работа — один из способов реагирования общества на изменения в социально-экономической и политической сферах. Во всех странах социальная работа рассматривается в роли «амортизатора», «буфера» социальных перемен и реформ.
Социальная работа может быть рассмотрена как профессиональная деятельность, направленная на осуществление поддержки и повышение субъектной роли людей во всех сферах жизнедеятельности. В теоретических источниках имеются различные подходы к определению понятия «социальная работа». Но главное, что определяет большинство из них -признание семьи как приоритетной сферы социальной работы.
Социально-педагогический анализ семейного неблагополучия в современных условиях
Семья — первый естественный союз, в который человек вступает добровольно. Ребенок начинает свою жизнь в семье, созданной его родителями, в которую он входит со дня рождения, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Брак возникает по решению взрослых: отец и мать определяют на длительное время жизненный путь ребенка, который он до определенного возраста не может ни отклонить, ни изменить. Будущее личности во многом определяется в его детстве, поскольку от условий воспитания, состава семьи, взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения и т. д. Зависит развитие присущих ребенку от рождения свойств, склонностей и талантов.
Семья является первичным носителем человеческой культуры. Здесь происходит становление чувств, возможностей, желаний, установок, и каждый человек в течение своей жизни остается духовным представителем своей отечески-материнской семьи или живым символом семейного духа. Здесь ребенок учится любить, верить и жертвовать, здесь слагаются основы его характера, открываются главные источники его будущего счастья и несчастья. Именно в семье ребенок становится личностью, из которой впоследствии возникнет либо хороший семьянин, труженик, гений или, напротив, социально дизадаптированный человек, преступник.
Семьей традиционно принято считать первичную социальную группу, в которой рождаются индивиды и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку. Согласно традиционному определению, семья представляет собой социальную систему, изменяемую во времени и состоящую из индивидов нескольких поколений. Обычно все члены такой системы объединены родственными узами, т. е. Многосторонними отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство. Семьи одновременно проходят через процесс утраты и воссоздания, и, следовательно, являются активными социальными системами, продолжительность жизни которых измеряется месяцами и годами.
Является общепризнанным утверждение о том, что тема семьи относится к вечным темам, поскольку семья изменяется с изменением общества, которое в свою очередь изменяется с изменением семьи. Анализ диссертационных работ и научной литературы по проблемам семьи показывает, что авторы, как правило, концентрируют внимание на классификации потребности семьи; составляют ее характеристики путем изучения их многообразия и специфики. Наиболее распространенными потребностями являются: доверительно-дружеское общение; близкие люди; брачные партнеры; стремление быть любимым, уважаемым, ценным; эмоциональная поддержка и взаимопонимание; взаимопомощь, сотрудничество, кооперация; здоровая семья, дети; сексуальная потребность в связи с другими эмоционально-психологическими потребностями.
В научной литературе отмечается, что в последние годы претерпевает определенные изменения распределение ролей в семьях: заметно снижается активность участия в домашнем хозяйстве отдельных членов семьи (мужа или жены, взрослых детей — чрезмерное занятых профессиональной деятельностью или по другим причинам). Эта тенденция в течении длительного времени ( с поры молодой семьи и до стадии ее зрелости) характеризует утверждение своеобразной поляризации хозяйственно-бытовых отношений, в частности, частичную автономность мужа (жены) от остальных членов семьи. Уменьшается взаимодействие между членами семьи, их взаимозависимость и совместная деятельность в сфере труда, как указывают А.И.Антонов и В.А.Борисов./ІЗ, 23/.
Характерно, что в большинстве современных семей утратили значение семейные обеды. Например, отошла в прошлое семейная трапеза — не как совместная еда и насыщение, а как возможность и время для всевозможное обмена мнениями, суждениями, впечатлениями, как место для принятия решений, их пересмотра, для составления семейных планов; как возможность снятия эмоционального напряжения, поиска компромиссов.
Во многих семьях небрежность, беспомощность, безответственность родителей возрастают от поколения к поколению, порождая особую приверженность по преимуществу лишь к материальной сфере; бессовестность, бесчестие, карьеризм и цинизм. В отношениях между родителями и детьми возникает «пропасть», которая в современных условиях лишь увеличивается. Опрос старшеклассников в школах-гимназиях г. Мытищи показал, что, по их мнению, «мать перестает понимать своих детей»; нарастает 2абсолютная отчужденность в семье»; « в семье дети продолжают находиться в одиночестве».
Беседы с матерями, поведение которых было определено специалистами как «аномальное», показали, что одной из причин такого поведения они также называют отчужденность в своих родительских семьях. Именно поэтому, считает 62% из них, в их собственных семьях «непонимание» и «отчуждение» обнаруживаются с большей силой.
Содержание и формы социальной работы с семьей в муниципальном образовании
Научно-обоснованная система социальной работы с семьей может быть создана только при наличии ряда условий. Результаты проведенного исследования показали, что организаторы социальной работы с семьей часто не представляют себе весь комплекс условий, обеспечивающих успешную деятельность учреждений социальной сферы. В педагогической и методической литературе вопрос об условиях эффективности социальной работы с семьей разработан недостаточно. В разных работах рассматриваются отдельно те или иные условия, в то время как необходимо проанализировать и охарактеризовать весь комплекс условий.
Научно-педагогические знания об условиях эффективной социальной работы с семьей важны для правильной оценки состояния этой работы в каждом конкретном случае, а также для правильного прогнозирования и планирования единой системы социального воспитания. Очень важно, чтобы эти знания являлись составной частью профессиональных знаний специалистов и прежде всего организаторов социальной работы -руководителей органов местного самоуправления.
В результате изучения и анализа нормативных и инструктивных документов Правительства РФ, федерального закона «О муниципальной службе», научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также по результатам опытно- экспериментальные работы с семьей работы с семьей определили основные условия эффективной социальной работы с семьей. Проведенный анализ характера выделенных условий позволили классифицировать их по трем следующим напраолеипям: 1. Психолого-педагогические. 2. Организационно-педагогические. 3. Материально-финансовые. Наличие всех названных условий обеспечивает оптимальный режим функционирования системы социальной работы с семьей независимо от административно-территориального типа населенного пункта.
Научно-обоснованный подход к созданию системы социальной работы с семьей выражается в значительной мере в изучении, анализе изменяющихся условий и обеспечении комплекса условий, влияющих на эффективность проводимой работы. Это один из основных путей совершенствования как всей системы социальной работы с различными категориями семей, так и деятельности руководящих структур.
Сбалансированность и гармоничность развития системы социальной работы с семьей является приоритетной целью управленческих структур города и обеспечивается учетом и использованием позитивных факторов и нейтрализацией отрицательных.
К позитивным факторам стабилизации и гармоничного развития системы социальной работы можно отнести следующие: экономическая стабильность, позволяющая планировать поступления и расходы бюджета района, направляемые на социальные нужды; развитие отдельных частей (элементов) системы происходит в соответствии с потребностями объекта, обслуживаемого системой — в нашем случае это семья с набором социальных проблем (проблемное поле социальной работы), которые в зависимости от задачи могут быть типологизированы с той или иной степенью обобщения, и в оптимальном случае с опережением; наличие так называемых «антикризисных программ», позволяющих на основе диагностики вводить новые компоненты, предупреждающие кризис или, в крайнем случае, смягчающие его последствия. Совершенно очевидно, что пресловутый «человеческий фактор» играет важную роль в обеспечении гибкости и быстроты реагирования социальной системы на запросы жизни.
Источник https://xn--d1aux.xn--p1ai/podderzhka-nepolnoj-semi/
Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3322/
Источник http://www.dslib.net/teoria-vospitania/organizacionno-pedagogicheskie-osnovy-socialnoj-raboty-s-semej-v-municipalnom.html