Закономерности саморазвития общества — Общество в истории
Основные модели общественного развития. Общество не является статично существующей системой. Она находится в постоянной, хотя и не всегда заметной, эволюции, в которой критическая масса явлений вызывает изменения в социальных процессах, а иногда и в обществе в целом. Поэтому философ, изучающий общество, должен принимать во внимание его динамику, изучать социальные реалии по мере их изменения. Та часть социальной философии, которая раскрывает общие законы исторического процесса и его духовно-нравственный смысл, устанавливает возможности и границы исторического познания и исторической науки, называется философией истории. Она представляет собой относительно самостоятельную область философского знания со своими традициями, нерешенными проблемами и специфическими противоречиями. Здесь обсуждается, существуют ли объективные законы в истории, является ли она циклической или линейной, каков источник исторического движения, есть ли цель в истории, можно ли говорить о смысле истории, какое будущее ожидает людей и все человечество? Таким образом, философия истории занимается изучением очень общих вопросов исторического существования людей.
Мыслители издавна задумывались о причинах, целях и смысле истории своего государства, своего народа, своего общества, человечества в целом. Это понимание осложняется осознанием единичности, уникальности каждой выдающейся личности или памятного события. Однако первые попытки придать истории народов телеологический характер, указать главное направление, в котором они движутся в будущее, появились еще в античные времена. Так, Гесиод (VIII-VII века до н.э.) в своей поэме «Труды и дни» рассказал о «золотом веке» в далеком прошлом и «железном веке» в настоящем, явившись одним из первых сторонников доктрины исторического регресса. Та же версия, только примененная не к поколениям, а к царствам, была позже изложена в Ветхом Завете (Книга Даниила). Вера в то, что прошлое лучше настоящего, распространилась среди древних египтян, вавилонян и китайцев, а также была популярна среди европейских народов в средние века.
С ней соперничала идея циклических изменений, примененная к обществу из учения о космических циклах и развитая древними индийцами, греческими стоиками, Полибием, в Екклесиасте. Эта идея заключается в понимании исторических событий как повторяющихся, если не в их конкретных проявлениях, то в их смысловой основе. Как сказано в Екклесиасте: «Проходит род, и приходит поколение, а земля пребывает вовек, которая была, есть и будет; и что делалось, то делалось и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. В античности преобладали регрессивные и циклические концепции истории, но даже в античности есть ранние признаки иного понимания общественного развития. Например, философы Демокрит и Тиг Лукреций Карус в своих трудах отмечали, что люди переходят от животного состояния к цивилизованному, что можно рассматривать как предвестие доктрины исторического прогресса.
Первый универсальный взгляд на человечество был предложен христианством, которое провозгласило равенство всех людей перед Богом и тем самым утвердило общую судьбу всех народов. В V веке Августин сформулировал религиозно-философскую концепцию мировой истории и разделил ее на 6 периодов: от изгнания Адама и Евы из рая до Страшного суда и воссоединения всех праведников с Богом. Таким образом, христианство не только создало свою эсхатологию (от греческого «знание конечного»), но и показало своим последователям смысл истории, которую эта религия видит в подготовке человечества ко второму пришествию Христа. (В раннем средневековье эсхатологические идеи были свойственны только древним германским народам, кроме христиан, в мифологии которых пророчество о неизбежном «падении богов» играло важную роль). Христианская эсхатология, однако, отрицала всякую ценность светской истории народов, поэтому она не могла перейти от историософии (мышления об истории) к философии истории, которая сводит содержание исторического процесса к истории Церкви в этом грешном мире. Тем не менее, она доминировала в Европе более тысячи лет.
Идея саморазвития общества у Спенсера.
Понятие эволюции гораздо шире, чем понятие органического развития. Можно быть эволюционистом в социологии, не признавая, что социальная эволюция должна быть полностью сформулирована в терминах органической эволюции. Мы не рассматриваем здесь общий взгляд на эволюцию, который пронизывает все части синтетической философии Спенсера, и отмечаем только один аспект в применении этого взгляда к социологии. Спенсеровский «социальный организм» развивается, как бы, по своей воле, так же, как развивается любой растительный или животный организм, так же, как развивается язык или право, согласно доктрине исторической школы юриспруденции. Это и есть эволюция спонтанная (evolution spontanee) Конта, т.е. идея о том, что в развитии общества все развивается как бы непроизвольно, без усилий со стороны членов общества, без борьбы между ними, приводя к победам и поражениям различных социальных возможностей. Предположим даже, что социальная эволюция совершенно аналогична органической эволюции, и что сознательные стремления и усилия членов общества не влияют на естественный ход этой эволюции. Но даже если бы это было совершенно верно, из этого не следовало бы, что общество должно быть отождествлено с организмом. Некоторые приверженцы экономического материализма даже довольны тем, что отстаиваемая ими доктрина основана на позиции самоэволюции общества (evolution spontanee) и отрицает какую-либо «роль человека». Но такое понимание социальной эволюции сочетается у экономических материалистов с общей концепцией общества, которая далека от органического взгляда. С другой стороны, дарвинизм также представляет эволюцию как самоэволюцию видов: Применение этого взгляда к обществу, ведущее к чисто механистическим объяснениям социальных изменений, не требует здесь отождествления общества с организмом. Но все еще остается вопрос, можно ли объяснить социальную эволюцию без включения элементов сознания, интенциональности и целенаправленной деятельности. Если в современной биологии мы наблюдаем возрождение доктрин, не удовлетворяющихся чисто механическим объяснением онтогенетического и филогенетического развития (т.е. развития отдельных организмов и развития целых видов), то различные «жизненные силы» и телеологические принципы, к которым прибегают в этом случае, являются, в конце концов, лишь гипотезами, тогда как, напротив, психологические факторы социального развития, т.е. мысли, чувства и волевые акты членов общества, уже являются реальностью. И если даже чисто механистическое объяснение биологической эволюции абсолютно верно, из этого не следует, что мы должны закрывать глаза на то, что в социальной эволюции существуют такие реальные явления, как сознание, преднамеренность и рациональность в человеческой жизни. Одним словом, есть основания не отождествлять социальную эволюцию с органической эволюцией, и даже если бы такое отождествление было совершенно законным, оно не давало бы нам права отождествлять структуру и операции общества со структурой и операциями организма. Спенсер сам указал на существенное различие между обществом и организмом, и его мысли на эту тему могут послужить отправной точкой для критики всех органических аналогий.
Социологическое понимание общества и процессов его развития.
Для социологии как науки объектом познания является общество. При всем многообразии трактовок этого понятия, под обществом принято понимать обособленную от природы часть материального мира, в основе которой лежит организованная в процессе сознательной совместной деятельности общность индивидов, характеризующаяся целостностью, стабильностью и саморазвитием.
Для обозначения общества как особой социальной реальности, являющейся объектом изучения социологии, также широко используется термин «общество». В большинстве случаев этот термин считается идентичным термину «общество», хотя ряд исследователей считают последнее определение более широким и рассматривают социальное как отдельное, хотя и существенное свойство социального.
В более узком смысле (скорее на уровне домохозяйства) под обществом понимается то или иное множество индивидов, являющееся результатом самых разнообразных проявлений жизнедеятельности людей. Для их обозначения социология использует понятие более низкого порядка, чем категория «общество» (община, социальная группа, социальная организация и т.д.).
Современное социологическое понимание человеческого общества (с огромным количеством различных теорий и концепций на эту тему) начинается прежде всего с его понимания как уникального, оригинального, своеобразного.
На протяжении многих веков социальные мыслители античности и средневековья отождествляли общество и государство. Ученые Нового времени видели в основе функционирования и развития общества, прежде всего, субъективное начало или «общественный договор» власти и народа на основе взаимной выгоды. В Новом веке также не всегда проводится различие между такими терминами, как «общество» и «гражданское общество».
Однако общество — это качественно иная, специфическая часть окружающей действительности, которая, будучи частью природы, в то же время не растворяется в ней. Исследователи выделяют ряд факторов, обеспечивших возникновение и развитие общества как социальной реальности и, прежде всего, естественно-исторические условия, социальность, сознание. Эти факторы органически взаимосвязаны и предназначены для постоянного существования и обеспечения целостности, устойчивости и саморазвития общества. Общество — это продукт взаимодействия людей, включая его собственные границы. А под продуктом взаимодействия людей понимается их способ производства, артефакты этого производства, материальные духовные ценности (живопись, скульптура, книги и т.д., обычаи, традиции, обряды, привычки и т.д.).
Современное социологическое понимание человеческого общества (с огромным количеством различных теорий, концепций на эту тему) в первую очередь предполагает понимание его как уникального, самобытного, своеобразного.
На протяжении многих веков социальные мыслители античности и средневековья отождествляли общество и государство. Ученые Нового времени видели в основе функционирования и развития общества, прежде всего, субъективное начало или «общественный договор» власти и народа на основе взаимной выгоды. В Новом веке также не всегда проводится различие между такими терминами, как «общество» и «гражданское общество».
Однако общество — это качественно иная, специфическая часть окружающей действительности, которая, будучи частью природы, в то же время не растворяется в ней. Исследователи выделяют ряд факторов, обеспечивших возникновение и развитие общества как социальной реальности и, прежде всего, естественно-исторические условия, социальность, сознание. Эти факторы органически взаимосвязаны и предназначены для постоянного существования и обеспечения целостности, устойчивости и саморазвития общества. Общество — это продукт взаимодействия людей.
Людей, которая включает их в свои границы. Термин «продукт взаимодействия людей» относится к
Под продуктом взаимодействия людей понимается их способ производства, артефакты этого производства, материальные духовные ценности (картины, скульптуры, книги и т.д., обычаи, традиции, образы, привычки и т.д.).
Взаимодействие культуры и общества
Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет определенные требования к культуре, а культура, в свою очередь, влияет на жизнь общества и направление его развития.
Общество — это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Человеческое общество — это реальная и конкретная среда для функционирования и развития культуры.[6]
Формы социального регулирования принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Однако для того, чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные условия, которые зависят от степени развития культурного мира человека.
Общество создает условия для социального развития человека как личности. Человек несет на себе печать определенной культуры и определенного общества. Более того, общество создает условия для массового использования культурных ценностей, а значит, порождает потребности в тиражировании и воспроизводстве артефактов, которые, в свою очередь, переходят в процессы культурного воспроизводства. Понятно, что вне социальных форм жизни эти черты были бы невозможны в развитии культуры.
На самых ранних этапах существования человечества коллектив, питавший индивида, состоял из нескольких соседних очаговых групп, образующих племя, которое было самой примитивной формой общества. Численность первобытных племен, в которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превышала несколько десятков особей. С ростом населения Земли, усложнением и развитием технологий, развитием потребностей, количество максимальных групп увеличивалось, а их структура усложнялась.
Культура и общество связаны друг с другом не абстрактным, а конкретным тождеством (рис. 5), которое предполагает не только согласие, но и различие, но которое нельзя рассматривать как жесткое разделение культурного и социального. Существует множество способов интерпретировать отношения между обществом и культурой. Например, как утверждает Каган, культура — это продукт деятельности общества, а общество — субъект этой деятельности. Или же она может быть основана на идее культуры как функции общества (по Э. Маркаряну). Но как понимается «общество» в его самодостаточности как специфический фрагмент бытия, как самобытная реальность?
Различные социально-философские концепции (от Платона до С.Л. Франка, от К. Маркса до П. Сорокина) трактуют общество неоднозначно. В то же время почти все они имеют общую идею. Общество — это не просто набор людей (арифметический счет), не «куча» индивидов, а некая целостная система, в которой они связаны множеством связей (отношений).
Взаимодействие людей формирует социальную жизнь, оно создает общество как некий живой организм (органическое целое). Поэтому вряд ли стоит отвергать формулу классического марксизма о том, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму связей и отношений, которые они имеют между собой. Таким образом, общество — это объединение людей, которое имеет определенные географические границы, общую правовую систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность.
Критика идеи общественного «саморазвития» у Лестера Уорда
Если говорить о применении органического взгляда к социальным явлениям, то это означает не только сравнение общества с организмом, но и определенное понимание того, как происходит социальное развитие.
Выше уже упоминалось, что с начала XIX века идея чисто естественного возникновения и развития культурных и социальных форм стала набирать все большую силу. В других случаях этот взгляд сводился к отрицанию какого-либо отношения к сознательным действиям людей и их усилиям по достижению заранее определенных целей. Социальная эволюция Спенсера — это, по сути, безличная эволюция: это самоэволюция общества, в которой нет места сознательной и целенаправленной деятельности человека. С этой точки зрения социологические взгляды Спенсера, который понимал социальную эволюцию по аналогии с органической эволюцией, были подвергнуты критике в работе американского социолога Лестера Уорда, автора крупного труда под названием «Динамическая социология, или Прикладная социальная наука, основанная на статической социологии и менее сложных науках» (1883). Лестер Уорд признает, что Конт был «бесспорным создателем современной и едва зарождающейся науки социологии». Объясняя учение Конта, он неоднократно указывает на правильность и важность его идей, но в то же время не пытается уменьшить неблагоприятное впечатление, оставленное различными ошибками и заблуждениями Конта. Основная мысль Уорда заключается в том, что в человеческом обществе, помимо того же «генетического» процесса, который наблюдается в природе, происходит еще один процесс, который он называет «телеологическим» или «антропо-телеологическим». Он вводит последний термин, чтобы прояснить, в каком смысле он имеет в виду действие целесообразности в процессе социальных изменений: это целесообразность чисто человеческого происхождения, то есть это цели, которые сами люди ставят перед своей деятельностью. Уорд критикует Спенсера за то, что он превращает эволюцию в чисто генетический процесс, как будто все в истории общества делается только природой и ничего не производится человеческим искусством. Уорд настаивает на том, что многое в социальной жизни даже непосредственно искусственно по своему происхождению, и что практическая ценность науки для человека заключается в ее рецептах искусственного воздействия на окружающую нас действительность. Он не одобряет упорство, с которым Спенсер придерживается своей аналогии между обществом и организмом, постоянно уклоняясь от идеи вмешательства человека в естественный ход вещей. Недаром, однако, американский социолог отмечает, что Спенсеру пришлось прибегнуть к диалектическим уловкам, чтобы изгнать эту идею из своей теории. Признавая точку зрения Спенсера ошибочной, он считает необходимым бороться со взглядами мыслителей, которые, тщательно изучив процессы, происходящие в природе, воображают, что нашли ключ к пониманию природы и способа человеческого труда, ибо такие мыслители не обращают внимания на то, что является особенностью умственного труда. Уорд называет идею рассматриваемой школы не только теоретически ложной, но и практически вредной. По его мнению, социальный прогресс противоположен естественным процессам. Действуем ли мы на основе веры в сверхъестественные фигуры, которые все сделают за нас, или на основе идеи, что все в обществе, как и в природе, само о себе позаботится, мы в равной степени противоречим истинному пониманию науки. Наука, в конце концов, лишь говорит нам, что все явления зависят от тех, которые им предшествуют, и это общее определение само становится основой целесообразного влияния человека на природу и его способности использовать ее силы во благо человека. Уорд вполне резонно замечает, что взгляды Спенсера не зависят от его неспособности понять противоположную идею, что эта идея даже постоянно входит в цепь его рассуждений, и что только с помощью различных уловок он устраняет эту идею из своей теории. Будучи приверженцем телеологии, которая сама по себе предполагает творческую роль человеческого разума, Уорд признает важность ментальных факторов в социальной жизни. Этим факторам, как мы увидим, он также посвятил отдельное эссе.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
- Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Общественный прогресс: понятие, примеры, формы, критерии
Человеческое общество – сложная и постоянно меняющаяся система, в которой всё время происходят какие-то процессы. Оно движется вперёд и развивается, и это развитие никогда не останавливается. Данное явление называется общественным или социальным прогрессом, и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет, как проявляется и к каким позитивным или негативным последствиям может приводить.
Что такое общественный прогресс?
Общественный прогресс – это развитие, через которое проходит человеческое общество на протяжении всего своего существования. Это движение от низкого уровня к высокому, от примитивного общества к высокоразвитому, от дикого к цивилизованному. Движущими силами общественного прогресса являются достижения в науке, технике, социальной сфере, культуре и других областях человеческой деятельности.
Автором концепции социального прогресса считается французский публицист Шарль Сен-Пьер. Он был убеждённым пацифистом и сторонником целенаправленного развития человечества. В 1737 году в одной из своих монографий он высказал мысль, что прогресс неизбежно будет происходить, поскольку Бог заложил его в нашу природу. Как и другие природные явления, он естественен для каждого человека в отдельности и для всего общества в целом.
Иногда на смену прогрессу приходят такие процессы как:
- стагнация (застой, продолжительный период без перемен);
- регресс (откат прогресса, движение назад и потеря достижений).
Характерной особенностью понятия «прогресс» является то, что его можно употреблять только по отношению к человеческому обществу. А в случае живой природы и окружающей среды более уместны слова «эволюция» и «развитие». Развитие – это более обширное понятие, чем прогресс, поскольку любой прогресс по своей сути является развитием, но не всякое развитие можно назвать прогрессом.
Примеры общественного прогресса
Прогресс сопровождает человечество на протяжении всей его истории. При этом регулярно происходят открытия и другие значимые события, оценивая которые, можно с уверенностью сказать, что это и есть общественный прогресс. В качестве примеров можно привести следующие события:
- Первобытные люди научились добывать огонь, готовить на нём еду и использовать его, чтобы согреться. По сути, именно с «приручения» огня начинается история человечества.
- Во время Неолитической революции (10-12 тысяч лет назад) люди перешли к оседлому образу жизни, начали создавать всевозможные орудия и обрабатывать землю. На смену доаграрному обществу пришло аграрное, и это одна из самых значимых вех общественного прогресса.
- Изобретение книгопечатания (1445 год) позволило значительно повысить общий уровень грамотности населения, что положительно сказалось на развитии человечества.
- Эпоха Великих географических открытий (15-17 века) позволила европейцам значительно расширить свои империи, а впоследствии поспособствовала созданию множества новых государств.
- В 1776 году в США была подписана Декларация независимости. Это событие считается одним из важнейших в американской истории.
- Великая Французская революция (1789-1799) позволила «переформатировать» общество и избавиться от социальной стратификации, провозгласив такие идеалы как свобода, равенство и братство.
- К концу 19-го века весь мир отказался от рабства, крепостничества и подобных им явлений. Сформировалось понимание того, что все люди равны и обладают одинаковыми правами и свободами от рождения.
Критерии общественного прогресса
В социальных науках общественный прогресс оценивается по базовым критериям, каждый из которых характеризует развитие человеческого общества в одном из ключевых направлений. Исследователи выделяют четыре таких критерия:
- Социальный. Данный критерий объединяет различные аспекты социального развития, такие как права и свободы, качество жизни людей, доступ к различным благам цивилизации, классовое расслоение, разница в доходах, ценность человеческой жизни и прочее. Двигателями социального прогресса являются реформы и революции. И то, и другое подразумевает перемены в жизни общества, но второй вариант более радикален и чреват большим количеством жертв.
- Экономический. Очевидно, что этот критерий объединяет в себе различные экономические показатели, такие как ВВП, объем торговли, развитие банковской сферы, доходы граждан, развитие промышленности и количество доступных рабочих мест. Данный критерий можно считать самым важным, поскольку он оказывает решающее влияние на остальные критерии, которые значительно быстрее развиваются при наличии сильной и здоровой экономики.
- Духовный. Этот критерий самый неоднозначный, поскольку в разных культурах преобладают разные духовные ценности. За примерами далеко ходить не надо. В Европе сегодня одной из важнейших ценностей является толерантность, в частности, по отношению к сексуальным меньшинствам. В то же время в арабских странах однополая любовь считается неприемлемым и абсолютно бездуховным явлением. Но есть и общие моменты. К примеру, в любом обществе осуждаются убийства, воровство и большинство других преступлений.
- Научно-технический. Сюда входят различные открытия и изобретения, разработка новых технологий и создание революционных продуктов, меняющих жизнь человечества (к примеру, всего 30 лет назад люди жили без мобильной связи). Данный критерий прогресса не является основополагающим, но он достаточно объективно отражает общее развитие человечества.
Основные подходы к изучению прогресса
Исследователи выделяют два основных подхода:
- Линейный. Данный подход называется также стадиально-цивилизационным или формационным. Социальный прогресс рассматривают как линейный процесс, проистекающий в соответствии с определёнными закономерностями и всегда ведущий к развитию.
- Нелинейный. Этот подход называют также локально-цивилизационным. В нём общественный прогресс рассматривается как процесс, не имеющий чётко выраженного направления движения. Подъёмы, падения и стагнации постоянно сменяются между собой.
Формы общественного прогресса
Общество представляет собой очень сложную динамически меняющуюся и непрерывно развивающуюся систему. Из-за высокой сложности оно никогда не стабилизируется и постоянно будет находиться в развитии. При этом можно выделить три основных формы развития: эволюция, революция и модернизация. Рассмотрим каждую из них подробнее.
1. Эволюционное развитие
Данная форма подразумевает постепенные незначительные усовершенствования, улучшающие различные аспекты в разных сферах жизни общества. К примеру, у компьютеров, смартфонов и другой современной техники постоянно улучшаются характеристики. Повышаются частоты процессоров, добавляются новые ядра, увеличивается количество памяти. Эти улучшения нельзя назвать революционными, но они нравятся людям и делают их жизни немного проще и интереснее.
2. Революционное развитие
Эта форма подразумевает радикальные улучшения, которые вносят серьёзные перемены в какую-то из сфер жизни (или во все сразу). К примеру, появление мобильных телефонов в корне поменяло жизнь общества.
Здесь возможны два варианта:
- Реформа. Это целенаправленные преобразования, не разрушающие предыдущий порядок, а дополняющие и постепенно вытесняющие его. Реформы не затрагивают фундаментальные основы, а предлагают что-то новое (часто радикально новое).
- Революция. Это резкие перемены, которые часто происходят за счёт разрушения фундаментальных основ предыдущего порядка.
В истории термином «революция» обычно обозначают насильственную смену власти. Как правило, это подразумевает смену политического режима и полное переустройство общества. Очень редко революции проходят мирно, гораздо чаще они приводят к смутам, репрессиям, гражданским войнам и другим разрушительным последствиям для общества. Но и в других областях это встречается часто. К примеру, маркетологи любят говорить, что продукт, который они рекламируют, совершит революцию в определённой сфере.
3. Модернизация общества
Модернизацией социологи называют переходы между разными формами общества (от доаграрного к аграрному, от аграрного к индустриальному и так далее). Современные авторы выделяют два вида модернизации:
- Первичная.Это модернизация, которая осуществляется впервые. К примеру, прогресс западного капиталистического общества с переходом к индустриальному, а затем и к информационному типу.
- Вторичная.Это модернизация «догоняющих» обществ, у которых уже есть готовый пример для подражания, а также понимание конечного результата.
Вторичную модернизацию часто называют «вестернизацией», поскольку речь идёт о том, что восточная культура заимствует что-то у западной. Сегодня можно говорить, что «вестернизация» приводит к постепенному вытеснению местных культур и переходу к универсальным ценностям.
Негативные последствия прогресса
Интуитивно большинство людей воспринимает прогресс как позитивное явление, однако он может приводить и к негативным последствиям. В качестве примера можно рассмотреть развитие СССР в 1930-е годы. Государством руководил Иосиф Сталин, в стране очень быстро развивались промышленность, экономика, наука и техника. А вот в духовной и социальной сферах дела обстояли намного хуже – качество жизни людей ухудшалось.
При Никите Хрущёве уделялось много внимания развитию сельского хозяйства и, в частности, разработке новых земель. Осваивая целину, люди действительно смогли значительно повысить урожаи. Вот только со временем стало понятно, что плодородность почвы быстро снижается. Целинные земли – это ценный ресурс, расходовать который нужно с умом. А политика Хрущёва привела к тому, что значительное количество земель было испорчено.
Ещё один пример можно взять в нашем времени. Современная компьютерная техника и телекоммуникационные технологии предоставляют людям просто потрясающие возможности для поиска информации, общения, образования и решения других важных задач. Интернет – одно из величайших достижений и ценнейших достояний человечества. В то же время интернет сделал возможными такие вещи как кибербуллинг, хакерские атаки, похищение личных данных, шантаж и прочее.
Примеры взаимодействия сфер общества между собой. Исторический пример взаимодействия сфер общества. Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ
Общество – это динамическая система взаимодействия людей. Это одно из определений. Ключевое слово в нем – система, то есть сложный механизм, который состоит из сфер общественной жизни. В науке выделяется четыре таких сферы:
- Политическая.
- Экономическая.
- Социальная.
- Духовная.
Все они не обособлены друг от друга, а, наоборот, взаимосвязаны. Примеры взаимодействия сфер общества разберем подробнее в данной статье.
Политическая сфера
Сферы — это области, в которых удовлетворяются основные потребности общества.
Политическая включает органы государственной власти и управления, а также различные политические институты. Она напрямую связана с аппаратами принуждения и подавления, которые легитимно применяют силу с одобрения всего общества. Политическая сфера удовлетворяет потребности в безопасности, охране, поддержании правопорядка.
К ней относятся:
- Президент.
- Правительство.
- Органы государственной власти на местах.
- Силовые структуры.
- Политические партии и объединения.
- Органы местного самоуправления.
Экономическая сфера
Экономическая сфера призвана удовлетворить материальные потребности общества. Если в политической жизни принимают участие только совершеннолетние граждане, то в этой – абсолютно все, в том числе старики и дети. Все люди – потребители с экономической точки зрения, а значит, прямые участники рыночных отношений.
Ключевые понятия в экономической сфере:
- Производство.
- Обмен.
- Потребление.
В производстве участвуют фирмы, заводы, фабрики, шахты, банки и проч.
Взаимодействие политической и экономической сферы
Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Государственная дума РФ принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане. Некоторые принимаемые нормативно-правовые акты могут влиять на изменение отраслей экономики. Например, лицензирование некоторых видов деятельности приводит к удорожанию определенной продукции вследствие дополнительных затрат, связанных с нововведением.
Конкретные примеры взаимодействия сфер общества можно проиллюстрировать в свете недавних событий. Против Российской Федерации ввели международные экономические санкции. В ответ власти нашей страны ввели контрсанкции. В результате некоторые европейские продовольственные товары и медикаменты не поступают на российский рынок. Это привело к следующим последствиям:
- Удорожание продуктов.
- Отсутствие на полках многих товаров, аналогов которых в России не изготовляют.
- Развитие некоторых секторов экономики: животноводства, садоводства и т. д.
Но ошибочно полагать, что только власть влияет на бизнес, иногда бывает наоборот. Обратные примеры взаимодействия сфер общества, когда экономисты диктуют условия политикам, можно привести на практике лоббирования законов. Недавний пример — так называемый закон Ротенберга в России, по которому миллионерам, попавшим под санкции Запада, будут выплачены компенсации из государственного бюджета.
Социальная сфера
Социальная сфера удовлетворяет потребности общества в образовании, медицине, обслуживании, досуге и развлечениях. В нее входит повседневное общение граждан и больших групп людей.
Политическая и социальная сферы
Политика может повлиять на социальную жизнь страны. Можно привести следующие примеры взаимодействия сфер общества. Местные власти города запретили открывать любые увеселительные заведения: клубы, ночные бары и кафе в одном из криминальных районов на окраине города. В результате уровень преступности в нем упал, но жителям приходится добираться дольше до мест отдыха и развлечений.
Следующий пример: в кризис районный муниципалитет испытывает дефицит бюджета. С целью уменьшить затраты он решает закрыть одну из школ. В результате происходит сокращение педагогических работников, детей перевозят в другой населенный пункт каждый день, а деньги экономятся на содержание объектов, так как по закону все затраты на их обслуживание ложатся на местные власти.
Социальная и экономическая сферы
Экономическое развитие страны сильно влияет на социальную жизнь. Вот лишь некоторые примеры взаимодействия сфер общества. Финансовый кризис сократил реальные доходы населения. Граждане стали меньше тратить на развлечения и досуг, ограничивая походы в платные парки, спортивные клубы, стадионы, кафе. Потеря клиентов привела к разорению многих компаний.
Взаимосвязь существует также между политикой, экономикой и социальным развитием страны. Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Нестабильность на Ближнем Востоке и ослабление курса рубля в два раза в совокупности с активным развитием внутреннего туризма привели к тому, что многие отменили традиционные поездки в Египет и Турцию и стали отдыхать в России.
Этот пример можно разобрать на составляющие:
- Политическая – нестабильность на Ближнем Востоке, меры властей по увеличению внутреннего туризма.
- Экономическая – девальвация рубля привела к значительному увеличению цен на путевки в Турцию и Египет при сохранении внутренних цен.
- Социальная – туризм относится именно к этой сфере.
Духовная сфера
Многие ошибочно предполагают, что духовная сфера относится к религии. Это заблуждение приходит из курса истории, где под соответствующими темами разбирают церковные реформы определенных периодов. На самом деле религия хоть и относится к духовной сфере, но не является ее единственной составляющей.
- Наука.
- Образование.
- Культура.
Что касается образования, то наиболее внимательные читатели зададут справедливый вопрос о том, что ранее мы относили его к социальной области, когда разбирали примеры взаимодействия сфер общества между собой. Но к духовной относится образование как процесс, а не как взаимодействие людей. Например, посещение школы, общение со сверстниками, учителями – все это относится к социальной области. Получение знаний, социализация (воспитание), самореализация и самосовершенствование – это процесс духовной жизни, который призван удовлетворить потребности в познании, совершенствовании.
Духовная и политическая сферы
Иногда на политику оказывает влияние религия. Приведем примеры взаимодействия сфер между собой. Сегодня Иран – религиозное государство: вся внутренняя политика, законы принимаются исключительно в интересах мусульман шиитского толка.
Приведем исторический пример взаимодействия сфер общества. После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены, на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Фактически это привело к разрушению института семьи и брака. Свидетелем свадьбы являлся не Бог, а человек, что, согласимся, разница огромная для верующего человека. Так продолжалось до Великой Отечественной войны, пока Сталин официально не восстановил деятельность Русской Православной Церкви на законных основаниях.
Духовная и экономическая сферы
Экономическое развитие влияет и на духовную жизнь страны. Какие примеры взаимодействия сфер общества между собой это доказывают? Психологи отмечают, что в период экономических кризисов наблюдается депрессивное состояние населения. Многие люди теряют работу, сбережения, их фирмы разоряются – все это приводит к психологическим проблемам. Но в России не развита практика частных психологов, как, например, в США. Поэтому возникают религиозные секты, которые втягивают «заблудшие души» в свои сети, из которых порой очень трудно вырваться.
Другой пример – Южная Корея. Отсутствие полезных ископаемых и других ресурсов повлияло на то, что эта страна начала развивать науку и туризм. Это дало свои результаты – сегодня эта страна лидер в области электроники и входит в десятку самых развитых стран мира. Здесь столкнулись сразу политика, экономика и социальное развитие.
Духовная и социальная сферы
Грань между духовной и социальной жизнью очень тонкая, но мы попробуем разъяснить ее через примеры взаимодействия сфер жизни общества. Посещение учениками школы, поступление в институты – все это взаимоотношения двух сфер, так как люди общаются (социальная) и совершают различные обряды (духовная).
Примеры взаимодействия сфер общества из истории
Немного вспомним историю. Она также содержит примеры взаимодействия различных сфер общества. Возьмет реформы Столыпина в начале 20-го века. В России отменили общину, создали Крестьянские банки, которые выдавали кредиты переселенцем, сделали льготный проезд за счет государства, создали небольшую инфраструктуру в Сибири. В результате тысячи крестьян с малоземельного Юга и Поволжья хлынули на Восток, где их ждали заветные гектары свободной земли. Все эти меры позволили:
- ослабить крестьянское безземелье в центральных губерниях;
- освоить пустующие земли Сибири;
- накормить хлебом людей и пополнить государственный бюджет налогами в будущем.
Это служит ярким примером взаимодействия политики, экономики и социальной жизни страны.
Другая ситуация – раскулачивание крестьян, в результате которого многие трудолюбивые рациональные хозяева остались без средств к существованию, а их место заняли тунеядцы из комбедов. В результате многие погибли от голода, а сельское фермерское хозяйство было разрушено. Этот пример показывает влияние необдуманных политических решений на экономику и социальную жизнь.
Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ
«Первый канал» объявил о принятии российскими властями решения бомбить террористов запрещенного в России « Исламского государства » . Также Федеральный канал сообщил, что власти намерены возобновить переговоры по турецкому газовому трубопроводу в Европу.
Вся информация из источника, который относится к средствам массовой информации. Она иллюстрирует примеры взаимодействия разных сфер общества. В первом случае политической и социальной, так как решение руководства нашей страны приведет к последствиям на Ближнем Востоке. История с турецким потоком показывает взаимосвязь политики и экономики. Соглашение между странами разовьет газовую отрасль и пополнит бюджеты обеих стран.
Вывод
Примеры взаимодействия между сферами общества доказывают, что мы живем в сложной системе. Изменение в одной подсистеме обязательно влияет на другие. Все сферы взаимосвязаны, но ни одна из четырех не является главной, доминантной, от которой зависят все остальные.
В качестве надстройки выступает право. Оно не входит ни в одну из четырех, но и не выделяется в пятую. Право – скрепляющий инструмент над ними.
Источник https://lfirmal.com/zakonomernosti-samorazvitiya-obshchestva/
Источник https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/obshhestvennyj-progress.html
Источник https://fb.ru/article/275667/primeryi-vzaimodeystviya-sfer-obschestva-mejdu-soboy-istoricheskiy-primer-vzaimodeystviya-sfer-obschestva-vzaimodeystvie-sfer-obschestva-primeryi-iz-smi