Общество как особая саморазвивающаяся система — Структура общества и его система

 

Общество как особая саморазвивающаяся система — Структура общества и его система

Общество — это сложная система, которая развивается сама по себе. Существуют различные взгляды на основные системообразующие факторы общества.

Первым таким фактором, по мнению материалистов, является природная среда (Монтескье, французский философ XVII века, идея решающей роли природы).

Плотность населения, характер его занятости, уровень производства и политическая структура зависят от климата, типа местности, минеральных и водных ресурсов. Самые высокие темпы производства наблюдаются в странах с умеренным климатом, богатыми минеральными ресурсами и удобными транспортными путями.

Но нельзя жестко связать историческую судьбу народов с окружающей их средой. Природная среда может стабилизировать или препятствовать развитию общества, но она не является определяющим фактором развития, за исключением нынешней ситуации глобального экологического кризиса. Существуют противоречия между природной и культурной организацией общества. Развитие природы — результат особенностей культуры общества. Вернадский ввел понятие «вторая природа», биосфера.

Вторым условием развития общества является население. Развитие и осложнение трудовой деятельности немыслимо вне развития семейно-брачного поведения людей (Мальтус, английский экономист 18 века — универсальный закон населения).

Человечество только начинает изучать природу процессов саморегулирования своего населения. С начала периода неолита и по настоящее время около 80 миллиардов человек вступили в «этап» истории, и темпы роста растут.

На Земле уже более 7 миллиардов человек:

  • 900 миллионов не умеют ни читать, ни писать;
  • 580 миллионов не работают;
  • 130 миллионов детей не ходят в школу;
  • 450 миллионов человек голодают;
  • 12 миллионов младенцев умирают до первого дня рождения;
  • 40 миллионов слепых;
  • 2 миллиарда без доступа к чистой питьевой воде;
  • 250 миллионов живут в городских трущобах.

Качество» населения находится в противоречии с его количеством. Парадокс заключается также в том, что уровень рождаемости является самым высоким в странах с низким уровнем экономического развития.

Вывод: демографический процесс представляет собой сложную систему факторов, которую трудно регулировать обществу и правительству. Обоснована также идея нерациональности человеческого поведения, которая привела к демографическому кризису в мире.

Третьим источником саморазвития общества являются социальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности (К. Маркс). Центральной темой является мотив работы как основа межличностных отношений. Апостол Павел: «Не делающий работу не ест». Материальное производство, отношения производства и их конфликт с производительными силами являются основой развития, приводящего к трансформации способа производства и социально-экономического становления в целом.

Общество как особая саморазвивающаяся система

Структура общества и его система

Человек — социальное существо. Жизни людей взаимозависимы. Другими словами, люди создают друг друга как физически, так и духовно. Облигации, рожденные общностью, формируются между ними. Общество — это не просто набор людей. Общество — это сумма социальных отношений.

Однажды, в Индии, они нашли двух девочек, которых воспитывал медвежонок. Они не могли жить в человеческом обществе и быстро умирали: если ребенок проведет свое раннее детство среди животных, он никогда не узнает, на что способен человек. Он не сможет овладеть человеческой культурой. Общество — это сила, которая делает человека человеком. Она не остается неизменной, но постоянно меняется. Развитие общества называется социальным процессом, а накопление знаний о нем — социальной теорией.

Человеческое общество — это сложная живая система. В ней самым сложным образом переплетаются различные взаимодействия между людьми и группами людей. Чтобы проиллюстрировать это, давайте представим себе общество в виде гигантского организма. Можно изучать его отдельные клетки, ткани и органы, но знание отдельных частей и процессов само по себе не позволит нам представить организм в целом. Даже внутри общества существуют разные сферы — социальная, экономическая, политическая и духовная. Однако само понятие сферы является чем-то вроде абстракции. Общество целостно; внутри него есть границы, но они условны; его сферы постоянно взаимодействуют, переплетаются и взаимопроникают.

Например, мы можем посмотреть на отношения, которые происходят в экономике. Но в конце концов, те же люди, которые работают в зоне экономики, живут и политической, и общественной жизнью. Например, с одной стороны, глава компании выступает против своих сотрудников. С другой стороны, он и его сотрудники развивают общие экономические отношения с потребителями продукции компании. С другой стороны, он может быть членом той же политической партии, что и некоторые из его подчиненных (и, наоборот, политическим оппонентом другой стороны). Существует также много других социальных отношений — связей между отдельными людьми и социальными сообществами. Общество — это единство всех видов взаимодействия и форм объединения людей, выражающее их всестороннюю зависимость друг от друга.

Что заставляет людей жить и творить вместе — инстинкт, человеческое сознание, культура или желание в полной мере удовлетворить свои потребности? Отдельный человек имеет сознание, способность работать, культурные способности. Но способен ли он в одиночку реализовать эти качества?

Общество как саморазвивающаяся система

В обществе существует постоянное взаимодействие. Фермеры продают свой урожай, а остальное население покупает продукцию, которую они сами не выращивали. Агент пограничного патруля дежурит на заставе, охраняя границу штата и, в конечном счете, всех, кто живет в штате. Модельер создает новый стиль — понимание того, что на людей влияет мода. В процессе взаимодействия люди удовлетворяют не только собственные потребности, но и потребности других людей.

Социальные отношения — это сложное явление. Они характеризуются длительностью и стабильностью. Давайте представим, что школа внезапно перестает предлагать среднее образование. Это роковой удар по обществу. В конце концов, школы никогда не переставали функционировать с момента их существования. Фермеры сажают урожай каждую весну и собирают его осенью. Как только они прекратят эту деятельность, в обществе начнется голод.

Социальные связи не просто связывают людей в данный момент. Они могут иметь неявный или явный характер. Мать воспитывает ребенка, который через много лет станет ее опорой. Человек работает на заводе, а государство выплачивает ему пенсию после того, как он теряет трудоспособность и способность работать. Философ или писатель оказывает влияние на общественное сознание, понимая, что результаты его усилий не будут иметь немедленного эффекта.

В то же время не каждый человек вольен отвергать систему взаимодействия, созданную в обществе, разрывать отношения с другими людьми. Если он попытается это сделать, то либо станет изгоем, либо будет вынужден обществом следовать существующим нормам. Исключения доказывают правило: многие мятежники против установленного порядка свергают его, но неизбежно устанавливают вместо него новый. Социальные нормы, соблюдение законов и традиций являются условием жизни в обществе. Таким образом, связи между людьми возникают не случайно, не случайно, а взаимозависимы. Если они не будут охватывать все многообразие человеческих отношений, общество неизбежно начнет распадаться. Современное общество не может существовать без работы, образования, политики, спорта, органов здравоохранения и многого другого. Развитые социальные отношения характеризуются необходимым разнообразием социальных связей.

Мыслителей, изучающих общество, называют социальными философами. Они размышляют о проблемах общественной жизни, коллективной человеческой деятельности. Один из важнейших вопросов социальной философии: что, в конце концов, отличает животное сообщество от человеческого? Это долгое время беспокоило людей. Во-первых, предполагалось, что общество отличается от муравейника тем, что оно создано по разуму. Тогда человеческая социальность — это связь, созданная сознанием. Это было мышление древнего мира. Мыслители той эпохи считали, что общество всегда развивается так, как люди его задумывали. Другими словами, они задумали и построили его.

После Французской революции философы, наконец, потеряли веру в то, что разум может создать идеальное общество. Их идеологи были убеждены в том, что им удалось создать государство, в котором будут царить свобода, равенство и братство. Но результаты революции были совсем другими — было кровопролитие. Ни одна из их целей не была достигнута. Причина, являющаяся предпосылкой социальности, оказалась в значительной степени несостоятельной.

Общество, его сферы и структура

В социальной философии, социологии и других социальных науках широко используется термин «социальная сфера общества». Оценивая природу социальной сферы общества и ее понимание, обычно существуют две перспективы — научная и административная. В науке, особенно в социальной философии и социологии, социальная сфера общества представлена сферой общества, в которой находится весь спектр субъективных социальных отношений и отношений. В административно-бытовой сфере социальная сфера включает в себя различные виды деятельности и отношения непроизводственного, социального характера, применительно к человеку. По этой причине с точки зрения содержания стоит понять, что такое социальная сфера общества на самом деле.

Мы установили, что общество имеет многовековую структуру и является социальным пространством общества, которое исторически меняется по мере изменения социальных условий существования: природных, технологических, социальных, экологических и других. Здесь можно привести две классические точки зрения: марксистскую и цивилизационную. В концепции социально-экономического образования (марксистский подход) вышеуказанным условиям было уделено особое внимание: Решимость была — партийной идеологической. Согласно цивилизационному подходу к развитию общества — западной научной парадигме А.Тойнби, О.Шпенглера и других мыслителей, формирование и функционирование общества имело и другие факторы детерминации, основой которых являлась специфика той или иной цивилизации.

Исходя из этих двух понятий, можно утверждать, что каждый крупный этап в истории общества — формирование или цивилизация — должен соответствовать отдельному обществу, социальному типу, социальной системе, то есть наличию определенного структурированного состава: социальных институтов и сообществ, социальных групп и слоев, а главное — связям и взаимоотношениям между ними и внутри них.

Когда речь идет о социально-экономическом образовании или цивилизации, она представляет собой исторически сложившийся тип общества, определенный уровень его развития и, соответственно, определенный тип его общества. Смена одного социально-экономического образования другим, динамика цивилизаций приводит к существенным изменениям в социальной сфере, то есть к изменению содержания и форм социальных отношений и институтов. Этот процесс естественен и вызывает повышенный научный интерес, поскольку социальная сфера общества не пассивна по отношению к объективно меняющимся цивилизационным или социально-экономическим условиям существования. Его динамика определяется рядом внутренних и внешних факторов, обладающих определенной стабильностью и достаточной самостоятельностью за счет сохранения социальных отношений прежней социальной системы (например, в феодальном обществе — социальные группы рабов и отношения, определяемые их деятельностью; в постиндустриальном обществе — социальные группы временных работников с функциональными особенностями их существования).

Однако более продвинутый способ производства в обществе становления (в сочетании с рядом других факторов — политическим, территориальным, этническим, глобализационным и т.д.) и культурный фактор в цивилизационном подходе постепенно вытесняют устаревшие (архаичные) социальные образования и присущие им отношения. Этот процесс не простой, но естественный для социальной сферы, то есть для общества.

Социологические законы и категории

Общее толкование закона (социальной регулярности)[1] заключается в том, что он объективно представляет существующие, необходимые, существенные, повторяющиеся отношения явлений общественной жизни.

Социологические законы, в отличие от экономических и других социальных законов, характеризуют функционирование и развитие социальных объектов (общества в целом, общественных институтов, организаций, структур, отдельных сфер общества, социальных процессов и явлений) как целостные системы. Они целостны по своей природе. Они представляют собой относительно стабильные и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социальными и другими группами, а также отношения между обществом в целом и его основными структурными элементами, между ними, между обществом, его структурами и индивидом. В зависимости от этого различаются общие социологические и специальные социологические законы, то есть в зависимости от масштаба и времени действия. Различают законы, которые действуют на протяжении истории; законы, которые действуют в классовых обществах; законы, которые действуют в рамках определенного образования, а также на разных стадиях одного и того же образования; законы, которые действуют в обществе в целом или в его отдельных сферах.

Читать статью  Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

Учитывая особенности объекта и субъекта социологии, уместно отметить те закономерности, которые отражают развитие элементов социальной структуры общества, а именно: постоянный рост самодеятельного населения; ускоренный рост городского населения; абсолютное и относительное увеличение доли населения, занятого в непроизводственной сфере; сокращение численности крестьян и сближение их труда по содержанию и виду с производственным трудом; стабилизация темпов прироста населения и др.

В качестве социологических закономерностей можно рассматривать такие современные процессы, происходящие в социальной сфере российского общества, как развитие и усложнение структуры социальных классов, появление новых социальных групп и слоев, коренная перестройка всей системы властных и имущественных отношений и др.

Уточнение сущности и содержания социологических закономерностей позволяет выявить особенности категорий социологии как этапов познания социальной реальности, социальных процессов, основ социологических знаний, знаний о социальных отношениях.

Концептуальный и категориальный аппарат социологии включает в себя как концепции социологического содержания, разработанные в процессе становления и развития науки, так и концепции других научных дисциплин: психологии, политологии, философии, истории и др. В то же время, при наличии понятий смежных научных дисциплин социология (как и любая другая наука) придает им свою идентичность, определенную специфичность в соответствии с содержанием их предмета и предмета изучения.

При рассмотрении социологической терминологии необходимо различать различные понятия, учитывая уровни и структуру социологических знаний. Во-первых, это общие социологические категории: Общество; социальные отношения и их виды; общественное сознание; социальная сфера; социальные процессы; образ жизни; социальная структура общества; социальные классы; социальная интеграция и дифференциация; труд; социальное время; общественное мнение и др. Во-вторых, это условия этапа становления и интраформации (т.е. общества на той или иной стадии развития): традиционное общество, индустриальное общество; капитализм; социализм; социалистические и капиталистические социальные отношения; рабочий класс и др. В-третьих, это понятия, отражающие содержание сфер общественной жизни, то есть социологические теории. В-четвертых, это категории, понятия теорий «среднего» уровня, специальные социологические теории: Понятия, связанные с раскрытием проблем социологии города и села, образования, социологии выборов, брака и семьи, личности и малых групп и др. Наконец, в-пятых, важно понимать содержание понятий, раскрывающих методологию и технику социологических исследований: Программа социологических исследований; виды исследований; гипотезы в социологических исследованиях; виды и виды выборок; социальные показатели и индикаторы; социальный эксперимент, опрос и другие методы социологических исследований и др.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

  • Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Реферат на тему: Общество как целостная система. Структура общества

Реферат на тему: Общество как целостная система. Структура общества

Сегодня в социологии все большее понимание находит идея рассматривать как общество в целом, так и социальные организации как открытые социальные системы. Для правильного понимания и интерпретации различных социологических явлений, процессов, происходящих в мире, очень важно знать значение основных понятий, формирующих это явление, процесс.

Среди таких концепций и моделей, определяющих сущность современной социологии и, следовательно, достигнутый уровень знаний о социальной обусловленности явлений, в первую очередь, является понятие «общество». На протяжении всей ее истории он остается определяющим для социологии как науки.

Вопрос о том, что такое общество, всегда был в центре внимания социологии, понятие «общество» постоянно обсуждается и уточняется социологами. Актуальность темы обусловлена ​​наличием противоречия между необходимостью теоретического изучения общества как системы и отсутствием научных и практических разработок в этой области.

Понятие «социальная система» в истории социологии

Социальные системы — это особый класс систем, которые существенно отличаются не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от органических систем, таких как биологические или экологические. Их главная особенность состоит в том, что элементный состав этих систем формируется социальными объектами (в том числе людьми), а самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия (не всегда «материального» характера) этих людей выступают в качестве связей.

Понятие социальная система являющееся обобщающим названием для целого класса систем, не совсем однозначно и ясно. Спектр социальных систем достаточно широк: от социальных организаций как наиболее развитого типа социальных систем до небольших групп.

Теория социальных систем — относительно новый раздел общей социологии. Возникает в начале 50-х годов. XX века и обязана своим рождением усилиям двух социологов — Талкотта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Хотя в работах этих двух авторов есть существенные различия, их обоих можно рассматривать вместе как основателей школы, называемой структурным функционализмом. При таком подходе к обществу последнее рассматривается как развивающаяся система, каждая часть которой так или иначе функционирует в связи со всеми остальными. Тогда любые данные об обществе можно будет рассматривать с позиции функциональности или дисфункции, с точки зрения поддержания социальной системы.

Тщательный и глубокий поиск устойчивых элементов социальной жизни приводит к выводу, что эта жизнь представляет собой бесконечное множество взаимосвязанных взаимодействий людей, и, следовательно, именно на этих взаимодействиях следует сосредоточить внимание исследователей. В соответствии с этим подходом можно утверждать, что социальные системы не просто состоят из людей. Структуры — это должности (статусы, роли) людей в системе. Система не изменит своей структуры, если какие-то отдельные индивиды перестанут в ней участвовать, выпадут из своих «ячеек а их место займут другие индивиды.

По-видимому, первым, кто использовал термин «социальная структура был Алексис Токвиль, французский мыслитель, политический и государственный деятель, один из основоположников либеральной политической теории. Позже Карл Маркс, Герберт Спенсер, Макс Вебер, Фердинанд Тённис и Эмиль Дюркгейм внесли большой вклад в создание структурной концепции в социологии.

Один из первых и наиболее всеобъемлющих анализов социальной структуры был проведен К. Марксом, который показал зависимость политических, культурных и религиозных аспектов жизни от способа производства (базовой структуры общества). Маркс утверждал, что экономический базис в значительной степени определяет культурную и политическую надстройку общества.

Последующие теоретики марксизма, такие как Л. Альтюссер, предложили более сложные отношения, считая, что культурные и политические институты относительно автономны и зависят от экономических факторов только в конечном счете («в крайнем случае»).

Марксистский взгляд на социальную структуру общества не был уникальным. Эмиль Дюркгейм представил идею о том, что различные социальные институты и практики играют важную роль в обеспечении функциональной интеграции общества в социальную структуру, объединяющую различные части в единое целое. В этом контексте Дюркгейм выделил две формы структурных отношений: механическую и органическую солидарность.

Немецкий социолог Фердинанд Тённис одним из первых опубликовал в 1905 году исследование современных проблем социальной структуры американского общества. Его соотечественник Макс Вебер исследовал и анализировал организационные механизмы в современном обществе: рынок, бюрократия (частное предпринимательство и государственное управление) и политика (например, демократия).

Параллельно с этим эту концепцию развивали в своих работах социологи, такие как Герберт Спенсер и Георг Зиммель, Талкотт Парсонс, Питер Блау и Энтони Гидденс, Маргарет Арчер и Иммануэль Валлерстайн, Пьер Бурдье и Жак Деррида.

Типы социальных систем

Социальные системы — это следующий набор взаимосвязанных и упорядоченных элементов:

  • люди и различные социальные группы;
  • материальные объекты (средства труда, предметы труда, здания, сооружения, средства связи и др.);
  • процессы (экономические, политические, социальные, духовные);
  • ценности (идеи, знания, культурные и моральные ценности, обычаи, традиции, верования и т. д.).

Все социальные системы можно классифицировать по тем же признакам, что и другие типы систем.

По генетическому признаку они делятся на:

Материальные системы:

  • небольшие социальные группы (семья, профессиональные группы, партийные ячейки и др.);
  • средний (сельская община, муниципалитет и др.);
  • крупные (государство, конфедерация профсоюзов, партий и др.);
  • сложные системы (союзы государств, военно-политические блоки, экономические союзы и др.).

Идеальные системы связаны с осознанием человеком и познанием окружающего мира. Их также можно разделить на:

  • малый (индивидуальное сознание, духовный мир личности);
  • средний (система взглядов определенной группы лиц, традиций и обычаев этноса и др.);
  • большие (экономическая теория, социологические науки и др.);
  • универсальные (мировоззрение, мифология, религия и др.).

По форме социальные системы делятся на:

  • Маленькие социальные системы. К ним относятся отдельные социальные объекты, внутренняя структура и функционирование которых относительно просты, а взаимодействие составляющих их элементов носит координационный характер (индивидуум, семья, малая группа и т. д.).
  • Средние социальные системы. Они имеют в своей структуре две четко выделенные группы элементов, связи между которыми имеют подчиненный характер (например, структура местного самоуправления, экономическая структура района и т. д.).
  • Большие социальные системы. Они включают сложную структуру взаимодействий между их составными элементами (например, государством, партиями, экономической системой страны).
  • Сложные социальные системы. К ним относятся те, которые имеют многоуровневую систему существования с внутренним регулированием подсистем (Содружество Независимых Государств, Международный валютный фонд, Европейский Союз, цивилизации).

По характеру взаимодействия социальные системы делятся на:

  • Открытые (мягкие) системы подвержены влиянию внешних условий и сами по себе оказывают на них обратное влияние (например, международные спортивные, культурные и др. ассоциации).
  • Закрытые. Полностью закрытых (жестких) систем не существует, но есть ограниченное взаимодействие с другими специфическими системами. Например, система исправительных (пенитенциарных) учреждений в государстве.

Социальные системы по природе своих законов:

  • Вероятностный. В них их компоненты могут взаимодействовать неопределенным числом способов (например, общество в состоянии войны).
  • Детерминированный. У них есть четко определенный результат взаимодействия (например, юридический, законодательный).

По степени общности:

  • Социально-экономические формации — это совокупность производительных сил и производственных отношений;
  • Социальные сообщества, объединенные по какому-либо критерию (нации, сословия, этносы, поселения);
  • Организации, работающие в реальном секторе экономики (производство.);
  • Первичный уровень социальных систем. Здесь у каждого есть прямой контакт со всеми (командами, отделами).

По территориальному признаку:

  • Федерация;
  • Субъект федерации;
  • Муниципальные объединения (город, поселок и др.).

По сферам общественной жизни:

  • Экономические (промышленность, связь, сельское хозяйство, транспорт, строительство);
  • Политический;
  • Социальное;
  • Духовный;
  • Семья — домашнее хозяйство.

По степени однородности социальные системы могут быть:

  • Однородные — однородные социальные системы, элементы которых обладают одинаковыми или схожими свойствами. Такие системы не имеют глубоких различий в своей структуре. Примером однородной социальной системы может быть студенчество как социальная группа.
  • Гетерогенные — гетерогенные социальные системы, состоящие из элементов с разными свойствами и структурами. Любое конкретное общество (российское, американское) может служить примером однородной социальной системы.

Социальные системы могут различаться по степени сложности. Степень сложности зависит не от масштаба системы, не от ее «размера а от структуры, организации, характера соединения элементов и других факторов. Например, личность — более сложная социальная система, чем другие, гораздо более крупные социальные системы.

Таким образом, социальная система как социологический феномен представляет собой многомерное и многомерное образование со сложным составом, типологией и функциями.

Общество как особый вид системы

Рассмотрим понятие «общество». С самого общего взгляда видно, что это собрание, объединение людей. Это означает, во-первых, что как человек со своим сознанием и соответствующим поведением принципиально отличается от животного (в том числе от высокоорганизованных человекообразных обезьян) и своим поведением, так и стадо последних не может с научной, в том числе социологической, точка зрения отождествляется с обществом, несмотря на некоторое внешнее сходство.

Читать статью  Общественный прогресс: понятие, примеры, формы, критерии

Общество — это человеческое сообщество, созданное людьми и в котором они живут. Биологические отношения животных — это, по сути, их отношение к природе, тогда как специфика человеческого общества — это отношения людей друг к другу.

Люди не могут жить изолированно друг от друга. Даже Шефтсбери настаивал на том, что человек по своей природе социальное существо, а общество неизбежно и естественно для него. Как отмечает П.А. Сорокин, «для существования общества необходимо как минимум два человека, и чтобы эти люди были связаны друг с другом звеном взаимодействия. Такой случай будет простейшим типом общества или социального явления». «Что такое общество, в какой бы форме оно ни было?» — спросил К. Маркс. И он ответил: «Продукт человеческого взаимодействия».

Общество — это не какая-то механическая совокупность людей, а такое их сочетание, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

В социологии понятие общества трактуется неоднозначно. В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно развивающихся взаимоотношений между людьми, а в узком — как социальная организация нации, национальности, населения страны. П. Сорокин считал, что общество — это совокупность людей в процессе общения. Общество — это объединение людей через соединение взаимодействия.

Согласно Шилсу, общество — это продукт взаимодействия людей, объединенных общей системой ценностей, традиций, законов и правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных идеях.

Согласно М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, то есть других ориентированных на людей действий.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.

Из этих определений следует, что общество — это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения стабильны и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество — это совокупность, объединение людей, но не механическое, а стабильное, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействию людей. Составные элементы общества — это люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и сообщества, социальные нормы и ценности. Каждый из них тесно связан с другими и играет особую роль в обществе.

Таким образом, общество как социальная система в социологии понимается как совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

Основными элементами общества являются: люди, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные сообщества, институты, нормы, ценности. Основополагающий принцип общества — социальное действие, вызванное потребностями людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, приобретает черты социального действия только тогда, когда оно сознательно (рационально), и взаимосвязано с действиями других людей, влияет на их поведение и в то же время находится под влиянием поведения других людей. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда развиваются их отношения и социальное взаимодействие, которые лежат в основе всех процессов жизни общества.

Социальная связь — это совокупность фактов, определяющих совместную деятельность людей в определенных сообществах для достижения определенных целей. Социальная связь может быть выражена в форме социального контекста или в форме социального взаимодействия — как система взаимозависимых социальных действий.

Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают влияние друг на друга. Взаимодействие приводит к формированию новых социальных отношений.

Социальные отношения — это относительно стабильные социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами.
Общество характеризуется множеством связей, взаимодействий и отношений (межклассовых, межэтнических, групповых), межпоколенческих.

Человеческое действие приобретает характер социального, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или косвенное взаимодействие с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого актера. Субъекты взаимодействуют, потому что зависят друг от друга. Социальная связь — это зависимость, реализуемая через социальное действие.

Итак, общество состоит из множества людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество — это не просто сумма людей и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество — системное, где отношения надиндивидуальны. Следовательно, общество — это самостоятельная субстанция, система, первичная по отношению к индивидам, обладающая целостными качествами.

Хотя в повседневной жизни понятие «общество» используется достаточно широко и неоднозначно — от небольшой группы людей до всего человечества и от общества любителей пива до общероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение людей, для которых характерны:

  1. общность территории их проживания, которая обычно совпадает с государственными границами и служит пространством, в котором формируются и развиваются отношения и взаимодействия членов этого общества;
  2. целостность и стабильность, то, что П.А. Сорокин называл «коллективным единством или коллективом что отличает сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого;
  3. самовоспроизводство, самодостаточность (самодостаточность), саморегулирование понимаются, конечно, не в абсолютном, а в относительном смысле и поэтому не исключают, например, прирост населения за счет иммиграция или удовлетворение потребностей за счет импорта и т.д.;
  4. такой уровень культурного развития, который находит свое выражение в развитии системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Имея это в виду, мы можем дать следующее общее социологическое определение общества: общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия для удовлетворения своих потребностей и характеризующихся стабильностью и целостностью, самовоспроизводством и самовоспроизводством. -достаточность, саморегуляция и саморазвитие, достижение такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимоотношений и взаимодействия людей.

В более узком смысле слова, когда, например, мы говорим о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается определенный тип общества со всеми его историческими, социокультурными и другими характеристиками. Имея в виду такое понимание общества, известный современный американский социолог Н. Смелсер определяет общество как «союз» людей, имеющий определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность.

При всей теснейшей взаимосвязи таких важных и широко используемых понятий, как «общество «страна» и «государство их необходимо строго разграничивать.

«Страна» — это понятие, которое в основном отражает географические характеристики частей нашей планеты, определяемых границами независимого государства. «Государство» — это понятие, которое отражает главное в политической системе страны и потому выступает как важнейшая категория, прежде всего, политической науки. «Общество» — это понятие, которое напрямую характеризует социальную организацию страны и поэтому занимает центральное место в системе категорий социологии.

В целом, признавая, что общество является продуктом человеческого взаимодействия, социологи как в прошлом, так и сегодня часто отвечали на вопрос, что именно служит первичной основой для объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел его в надиндивидуальном сообществе коллективных идей, чувств, убеждений, в солидарности как «коллективное сознание противостоящее естественному эгоизму; М. Вебер — в других (т.е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон — в общности тех основополагающих норм и ценностей, которыми люди руководствуются в своей жизни; Э Шилс — в сообществе центральной власти, территориальной целостности и гармонии между центром и периферией.

Общество неоднородно и имеет свою внутреннюю структуру и состав, включающее большое количество разнообразных и разнообразных социальных явлений и процессов.

Составные элементы общества — это люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, сообщества, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее близких отношениях с другими, занимает определенное место и играет особую роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит, прежде всего, в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию его важнейших элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно своей структурой общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру и, следовательно, иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет стабильность и устойчивость всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, поскольку такой союз порождает новое, целостное, системное качество, которое нельзя свести к качественная характеристика индивидов или их сумма. Общество как социальная система — это социальный организм, который функционирует и развивается по своим законам.

Итак, выделим некоторые из наиболее значимых системных характеристик общества для социологического анализа:

  1. целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);
  2. стабильность (относительно постоянное воспроизведение ритма и режима социальных взаимодействий);
  3. динамизм (смена поколений, смена социального субстрата, преемственность, замедление, ускорение);
  4. открытость (социальная система сохраняет себя за счет обмена веществами с природой, возможна только в том случае, если она находится в равновесии с окружающей средой и получает из внешней среды достаточное количество материи и энергии);
  5. саморазвитие (его источник — внутри общества, это производство, распределение, потребление, основанное на интересах и стимулах социальных сообществ);
  6. пространственно-временные формы и методы общественной жизни (массы людей пространственно связаны совместными действиями, целями, потребностями, нормами жизни, но течение времени неумолимо, поколения сменяются, и каждое новое улавливает уже устоявшиеся формы жизнь, воспроизводит и изменяет их).

Таким образом, общество как социальная система в социологии понимается как большой упорядоченный набор социальных явлений и процессов, более или менее тесно связанных между собой и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается с разных сторон. Итак, в случае выявления детерминированной (причинно-следственной связи) социальных явлений и процессов, их подчиненности, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы — экономическую, социальный, политический и духовный (идеологический). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает в качестве своей подсистемы, хотя в ином отношении она сама может рассматриваться как особая система. Более того, каждая предыдущая из этих систем оказывает решающее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на предыдущие.

В ином контексте, когда на первый план выдвигаются природа, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные сообщества (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждый из них здесь представляет собой довольно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое исследование общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

  1. изучение «общества в целом т. е. выделения универсальных универсальных свойств, связей и состояний общества (в тесной связи с социальной философией и с ее ведущей ролью);
  2. изучение конкретно-исторических типов обществ, этапов развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

В целом рассмотрение общества с точки зрения определенной социальной системы во многом определяется задачами, которые ставятся перед соответствующими социологическими исследованиями.

Заключение

Социальные системы — это особый класс систем, которые существенно отличаются от неорганических систем органических систем. Их главная особенность состоит в том, что элементный состав этих систем формируется социальными образованиями (в том числе людьми), а самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия этих людей друг с другом выступают в качестве связей.

Социальная система — это целостность, которая функционирует в форме социальных сообществ и организаций; его основные элементы: люди, их нормы и взаимодействия; его особенности: размытые и изменяющиеся параметры управляемости, локализованные во времени и пространстве границы меры познания и контроля над функционированием системы; наличие значительного количества самих систем и многоэлементность каждой из них.

Читать статью  Путешествие с детьми в Кронштадт. Идеальное приключение для всей семьи

Общество, в свою очередь, представляет собой социальный организм, метасистему, которая включает все типы социальных сообществ и их взаимоотношений и характеризуется целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным существованием.

Честность — это основа общества. Это в общественном производстве: создание жизненно важных товаров, идей, производство самого человека.

Строение общества

Общество — это та среда, в которой мы находимся на протяжении всей жизни. Человек активно изучает природные явления и процессы: сколько живут дельфины, как извергаются вулканы, когда упадет метеорит и многое другое. Но так ли много мы знаем о системе, с которой сталкиваемся ежедневно? В этой статье мы на простых примерах рассмотрим, как общество влияет на нас.

Понятие общества

Мы собираемся изучать обществознание, а его основным объектом — тем, что непосредственно изучает наука — является общество.

Что такое общество? Над этим вопросом размышляли многие великие умы долгие годы. Общество является таким же разнообразным по своей структуре, как и пицца. Пицца включается в себя разные ингредиенты, в зависимости от предпочтений человека. Общество тоже имеет в своем строении разные элементы. Поняв эти элементы, мы сможем собрать свое знание об обществе как пиццу.

Теперь чуть более научно.

Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия между людьми и формы объединения людей.

На первый взгляд кажется, что это сложный и непонятный термин, но сейчас мы подробно разберем отдельные части определения и все прояснится.

  1. Общество — это часть материального мира.
  • Под материальным миром нужно понимать вещи, предметы, то есть все то, что мы можем потрогать.
  • Духовный мир, в отличие от материального, представляет собой знания, информацию, которые мы не можем потрогать.

Например, общество из фильма «Матрица» нереальное и это лишь плод фантазий режиссера. А вот наше общество, в котором мы живем — материально.

  1. Общество обособлено от природы, но при этом тесно с ней связано.

Люди отделились от природы, мы создали для себя собственные правила и свою культуру.

Вспомним мультфильм «Мадагаскар», в котором лев Алекс кусал зебру, так как в мире животных это считается нормальным. Но в обществе людей такое считается неприемлемым и диким, поэтому люди существуют обособленно от законов природы.

В то же время мы тесно связаны с природой. Допустим, выбирая курорт для отдыха, люди обязательно учитывают климатические особенности, погодные условия.

Взаимодействие природы и общества помогает понять термин «окружающая среда». Есть два вида окружающей среды — естественная и искусственная.

  • Естественная среда всегда окружала человека, чье существование во многом зависело и зависит до сих пор от ее особенностей.
  • Искусственная среда создается человеком — дома, города, предприятия, дороги, художественные произведения и др.

К искусственной среде относится и общество, и социальные отношения. Искусственная среда плохо влияет на естественную среду — в этом суть экологической проблемы. Тем не менее их связь остается неразрывной при всей их противоречивости.

  1. Общество включает в себя способы взаимодействия между людьми и формы объединения людей.

Люди объединяются в различные формы — образуют семьи, группы по интересам, целые народы — и взаимодействуют между собой разными способами: через общение, дружбу, сотрудничество или конфликты.

У большинства понятий обществознания можно выделить только одно опрПонятия общества в узком смыслееделение, но только не для общества! Общество в узком смысле понимается аж в четырех различных значениях.

Общество (в узком смысле) — это:

  1. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения.

Например, клуб любителей малиновых пирогов, ассоциация адвокатов, фанаты Стаса Михайлова и т.д.

  1. Отдельное конкретное общество, государство, страна, регион.

Например, российское общество, мексиканский народ.

  1. Исторический этап в развитии человечества.

Например, первобытное общество (вспомним неандертальцев), средневековое общество, феодальное общество.

  1. Человечество в целом, то есть все жители Земли.

Необходимо четко понимать, в чем разница между двумя значениями общества.

Будьте аккуратны: формулировка «Все человечество в прошлом, настоящем и будущем» — это общество в широком смысле, так как охватывает больше, чем просто людей, рассматривая человечество во временных отрезках.

Функции общества

Мы разобрались с тем, что такое общество.

Самое время рассмотреть, для чего нужно общество и какую роль оно выполняет в нашей жизни. Ученые выделяют следующие функции общества:

  1. Воспроизводство и социализация человека.

Общество способствует тому, что люди появляются на свет, а также воспитывает их.
Пример: Одной из важнейших задач в средневековом обществе было создание сильного будущего поколения. В семьях было много детей, а их воспитанию члены семей уделяли значительное внимание, в чем проявляется функция воспроизводства и социализации человека и общества.

Социализация — это процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, который необходим для жизни в обществе, осуществляемый на протяжении всей жизни человека.

  1. Производство материальных благ и услуг.

Люди производят продукты, товары и предоставляют услуги друг другу.
Пример: Российские предприятия космической отрасли являются одними из многих элементов общественной структуры. Они занимаются разработкой и созданием космических аппаратов, являющихся материальными благами.

  1. Распределение продуктов деятельности.

Люди распределяют деньги, товары, услуги между друг другом.
Пример: За счет развитых торговых путей мировое сообщество быстро распределяет продукты экономической деятельности. Так, кофе из стран Латинской Америки продается на полках магазинов других стран.

В обществе создаются произведения искусства, культуры, науки.
Пример: В современности создаются различные сериалы и мультфильмы, которые также являются проявлениями духовной культуры. Например, сериал «Восьмидесятые» отражает мнение режиссера о жизни того времени.

  1. Регламентация и управление деятельностью людей.

В обществе люди придумывают законы и правила, тем самым оказывают влияние на жизнь и деятельность других людей.
Пример: Государство N. благодаря своим властным полномочиям издает законы, которые влияют на поступки и поведение людей.

Облегчим себе понимание и запоминание первых трех функций общества. Для этого возьмем следующую ассоциацию: Семья Обществолюбов помимо воспитания детей занимается приготовлением праздничных тортов, а полученные с их продажи деньги расходует на походы в парк развлечений.

Общество как система

Общество — это сложная структура, состоящая из многих элементов. Тот факт, что общество состоит из многих элементов, и делает его системой.

Любое общество составляют:

  1. люди;
  2. социальные группы (объединения, коллективы);
  3. социальные общности (большие группы: народы, слои, классы);
  4. социальные институты (например, институт семьи);
  5. сферы общественной жизни.

Все эти элементы взаимодействуют между собой и связаны друг с другом общественными отношениями.

Общество намного сложнее, чем отношения и связи любых видов млекопитающих, растений, грибов и бактерий с вирусами.

На сферах общественной жизни остановимся подробнее.

Так как общество — это система, то сферы общественной жизни часто называют подсистемами общества. Простыми словами, сферы общественной жизни — это отдельные кусочки торта в обществе (целый торт), каждая из которых выполняет собственные важные функции. Узнать начинку торта и попробовать его на вкус будет сложно, если не разрезать его на части. Также мы поступим и с обществом — разделим его на сферы жизни.

Основные сферы общественной жизни

Сфера общественной жизни — это устройство социума, которое включает наиболее устойчивые формы взаимоотношений людей.

Выделяют 4 сферы общественной жизни:

  1. Социальнаясфера — это отношения между людьми и группами. Данная сфера удовлетворяет потребности в общении, объединении и включает в себя институты семьи, брака, опеки, материнства.
  2. Духовнаясфера — это отношения в процессе создания духовных ценностей. Эта сфера удовлетворяет потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании. Включает в себя институты культуры, искусства, науки, образования, религии, СМИ.
  3. Экономическая сфера — это отношения, касающиеся денег, производства товаров и услуг, между производителями, покупателями. Данная сфера удовлетворяет потребности в материальном благополучии и включает в себя институты рынка, фирм, бирж, денег, собственности.
  4. Политическая сфера — это отношения власти и управления в обществе и государстве, между политическими деятелями, партиями, госслужащими. Эта сфера удовлетворяет потребности во власти, дисциплине, законе и порядке. Включает в себя институт государства, политических партий, гражданства, армии.

Признаки общества как системы

Важным признаком общества как системы является то, что оно является сложной системой. Следовательно, общество состоит из элементов, которые взаимодействуют друг с другом, при этом подчиняются определенным правилам и образуют единое целое.

Теперь нам предстоит понять, что еще особенного в обществе можно отнести к признакам системы:

  1. Единство (целостность) — особые взаимосвязи между субъектами общества.
    Представим такую ситуацию.В стране N. произошел экономический кризис, и пострадали другие сферы общества: случилась революция, к власти пришел узурпатор, перестали печатать книги и показывать спектакли в театрах из-за того, что это дорого. То есть из-за проблем в экономике, произошли кризисы и в политической, и в духовной сферах.
  2. Самоструктурированность (самоорганизованность) заключается в том, что люди сами создали общественную структуру, организовали ее.
  3. Саморегуляция — способность общества обеспечивать свое существование без чужого вмешательства.
    Общество, как независимая бизнес-леди, может само себя регулировать, придумывать свои законы и правила.

  1. Открытость — в общество легко входят новые элементы. Общество взаимодействует с внешней средой, изменяется: появляются новые элементы, группы, общности. При этом старые, не нужные больше элементы исчезают, но общество сохраняет свою целостность.
  2. Динамичность — общество постоянно меняется, движется.
    Раньше в обществе господствовали другие законы и правила. Например, отцы продавали детей в рабство или запрещалось стричь бороды. Теперь институт права находится на высоком, более развитом уровне — законы справедливы, защищают права и свободы человека.
  3. Незавершенность (альтернативность развития) — общество непредсказуемо, оно имеет несколько путей развития, предполагает различные варианты того, как оно будет развиваться. Нельзя говорить, что развитие общества всегда происходит по одному сценарию.
  4. Саморазвитие — общество способно самостоятельно развиваться, без внешнего воздействия, его никто не подталкивает к развитию.

Таким образом, общество является не только сложной системой, но и обладает множеством других черт.

Общество действительно иногда похоже на пиццу или тортик, так как состоит из разных компонентов. Помните, что начиная с самого рождения, человек неразрывно связан с обществом, и оно оказывает огромное влияние на всех людей. Поэтому изучать его нужно и важно.

Фактчек

  • Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия между людьми и формы объединения людей.
  • Общество в узком смысле понимается в четырех разных значениях.
  • Выделяют пять функций общества, каждая из которых, по сути, относится к сферам общественной жизни.
  • Общество — это сложная структура, состоящая из многих элементов.
  • Элементы общества это: люди, социальные группы, общности, социальные институты и сферы общественной жизни (последние также называют подсистемами общества).
  • Выделяют 4 сферы общественной жизни: социальная, духовная, экономическая, политическая.
  • Всего существует 7 признаков общества как системы: единство, самоструктурированность, саморегуляция, открытость, динамичность, незавершенность и саморазвитие.

Проверь себя

Задание 1.
Что из перечисленного не относится к искусственной среде?

Задание 2.
Что из перечисленного не является признаком общества как системы?

  1. динамичность
  2. открытость
  3. завершенность
  4. самоструктурированность

Задание 3.
В обществоведческой науке понятием «общество» определяется…

  1. весь окружающий человека материальный мир
  2. единство живой и неживой природы
  3. все человечество в прошлом, настоящем и будущем
  4. важнейшая составная часть природы

Задание 4.
В узком смысле слова под обществом принято понимать…

  1. обособленную от природы часть мира
  2. конкретный этап исторического развития человечества
  3. все прошлое, настоящее и будущее народов разных стран
  4. территорию с четкими границами

Задание 5.
Выберите одну из характеристик общества как системы:

  1. динамичность
  2. единство с природной средой обитания человека
  3. нацеленность на достижение определенных результатов
  4. способность к самовыражению

Ответы: 1. — 2; 2. — 3; 3. — 3; 4. — 2; 5. — 1.

Источник https://lfirmal.com/obshchestvo-kak-osobaya-samorazvivayushchayasya-sistema/

Источник https://www.evkova.org/referat-na-temu-obschestvo-kak-tselostnaya-sistema-struktura-obschestva

Источник https://umschool.net/library/obshhestvoznanie/stroenie-obshhestva/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: