Воспитание — что это такое, его цели, виды, методы, принципы
Воспитание – это целенаправленное влияние на развитие человека в процессе его взросления и социализации, позволяющее привить ему определённые взгляды и ценностные установки, подготовить его к жизни и труду, обеспечить почву для дальнейшего самостоятельного развития. У слова «воспитание» есть два основных значения:
- сам процесс внешнего влияния на развитие индивида;
- результат этого влияния (совокупность привитых взглядов, жизненных ценностей, манер и прочих приобретённых черт личности).
У воспитания нет задачи изменить природу воспитываемого. Оно лишь помогает ему максимально приспособиться к существованию в обществе.
Наиболее существенную роль в воспитании индивида играют его родители, ближайшие родственники и школьные педагоги. От того, каким именно будет воспитание в детстве, сильно зависит формирование личности и вся будущая жизнь взрослого человека. Современная теория полагает, что основа воспитания заключается не столько в целенаправленном воздействии педагога на воспитанника, сколько в социальном взаимодействии между ними.
В литературе слово «воспитание» может принимать одно из трёх значений:
- широкое (социальное) — подразумевается воздействие на личность с целью максимально адаптировать её для жизни в обществе. По сути, воспитание здесь отождествляется с социализацией;
- педагогическое — это формирование навыков и убеждений, привитие ценностей, выработка стремления к самоактуализации и саморазвитию;
- локальное — это целенаправленное решение конкретных воспитательных задач. К примеру, воспитание может быть моральным, духовным, умственным, нравственным, эстетическим, физическим, культурным, трудовым и т. п.
Слово «воспитание» – это отглагольное существительное, образованное от слова «воспитать». Этот глагол, согласно этимологическому словарю Фасмера, образован от слова «питать» (в значении «кормить») добавлением приставки «вос». Таким образом, изначально это слово было синонимом слова «вскормить» (вырастить), но позже обрело самостоятельный смысл.
Цели воспитания
В современной педагогике в качестве основных называются такие цели воспитания как:
- формирование личности, обеспечение её целостности и всесторонней развитости;
- привитие эстетических и нравственных качеств;
- развитие воли, обеспечение эмоциональной устойчивости;
- привитие социальных, культурных и духовных ценностей;
- формирование патриотичного отношения к своей стране;
- выявление, развитие и реализация личных способностей;
- создание предпосылок для дальнейшего саморазвития;
- создание почвы для разных видов познавательной деятельности;
- формирование способности адаптироваться к разным обстоятельствам.
Для реализации данных целей важно участие в воспитательном процессе родителей и воспитателей, а также заинтересованность самих детей.
Принципы воспитания
Современная система воспитания опирается на ряд принципов, которые призваны обеспечить единство методов, применяемых педагогами:
- Индивидуальный подход. Процесс воспитания всегда должен строиться с учётом индивидуальных особенностей восприятия ребёнка, чтобы обеспечить формирование и развитие его как уникальной личности. В частности, должны быть учтены его склонности и таланты.
- Связь с жизнью. Получаемые воспитанником знания должны находить практическое применение в повседневной жизни и помогать ему справляться с различными жизненными ситуациями.
- Опора на положительные примеры. Нельзя недооценивать важность примера для подражания. Особенно важен этот момент для развития таких черт как нравственность, ответственность и целеустремлённость. Положительный пример всегда действует эффективнее, чем акцентирование внимания воспитанника на его собственных недостатках и ошибках.
- Единство воспитательного процесса. Важно, чтобы и дома, и в школе использовались одни и те же методы воспитания. Благодаря этому у ребёнка будет вырабатываться единая шкала ценностей, и ему будет проще соответствовать предъявляемым ожиданиям.
Отличие воспитания от обучения
Обучение опирается на когнитивные процессы и логику. Воспитание же задействует эмоциональные, ценностные и поведенческие аспекты психики. Обучение направлено на приобретение формальных знаний, а воспитание – на выработку принципов, ценностей, установок, черт характера и личности, отношения к природе, жизни, труду, обществу, другим людям и самому себе.
Обучение связано с усвоением теоретической и практической информации, а воспитание – с межличностным и социальным взаимодействием.
Ещё одно важное отличие заключается в том, что обучение представляет собой целенаправленный и планомерный процесс усвоения новых знаний. Воспитание же в значительной мере происходит стихийно. То есть, нет какой-то конкретной воспитательной программы. Вместо этого дома, в детском саду, в школе и других местах случаются незапланированные ситуации, которые становятся частью воспитательного процесса.
Виды воспитания
Есть множество разных сфер, в которых людям нужно не просто передавать знания, но и прививать определённые ценности и взгляды. Соответственно, можно выделить большое количество разных видов воспитания. Рассмотрим несколько наиболее распространённых:
- Нравственное. Нравственность – это сложная система ценностей, уникальная для каждой личности. И её основа закладывается именно в процессе воспитания.
- Физическое. Школьные уроки физкультуры выполняют важную функцию – прививают детям любовь и интерес к занятиям спортом, объясняют их важность и необходимость для поддержания крепкого здоровья.
- Патриотическое. Недостаточно знать, что такое патриотизм, чтобы быть патриотом. Патриотическое воспитание призвано привить ребёнку любовь к родине, интерес к своей культуре, уважение к государству и стремление сделать что-то полезное для будущих поколений.
- Трудовое. Любовь к труду должна быть у каждого человека, и прививать её следует в раннем возрасте.
- Эстетическое. Всем людям нравятся красивые вещи. Но способность ценить красоту у всех развита в разной степени. Эстетическое воспитание позволяет с детства выработать правильные эталоны красоты.
Каждый из этих видов воспитания направлен на формирование базовых ценностей, взглядов и привычек, соответствующих общепринятым нормам. При этом воспитатель должен не просто привить воспитаннику эти привычки, а научить его самостоятельно формировать и развивать свои моральные и нравственные убеждения.
Методы воспитания
В зависимости от конкретного вида воспитания и поставленных целей могут применяться разные подходы. В современной педагогике выделяют такие методы воспитания как:
- Непосредственное влияние. Воспитатель сам влияет на воспитанника выбранным способом (требованиями, приказами, убеждениями, нравоучениями, просьбами, советами и т. п.).
- Авторитетное влияние.К процессу воспитания привлекаются люди, обладающие значимым авторитетом в глазах воспитанника. Это может быть кто-то из близких родственников, преподаватель, знаменитость, диктор любимой радиостанции, коллектив или референтная группа.
- Создание внешних условий. Создаются ситуации, обстоятельства и поводы для того, чтобы воспитанник усваивал определённые уроки, делал выводы, менял свою позицию, демонстрировал характер, осуществлял сильные волевые поступки.
- Совместная деятельность. Взгляды и идеи хорошо усваиваются в процессе совместной деятельности (творчество, игры и прочее).
- Изучение культуры. Фольклор, народное творчество, традиции и обычаи, религия, художественная литература и прочие вещи могут заинтересовать воспитанника и сыграть значительную роль в становлении его личности.
Ориентируясь на личностные особенности воспитанника, внешние обстоятельства и поставленные цели, воспитатель выбирает наиболее подходящую комбинацию методов. Ни один из них нельзя назвать хорошим или плохим – все они имеют свои сильные стороны. И их эффективность зависит от того, насколько правильно выбрана комбинация и насколько последователен и логичен весь процесс воспитания.
Стили воспитания
Воспитание – процесс индивидуальный, зависящий как от воспитанника, так и от воспитателя. У каждого воспитателя есть свой собственный стиль – выработанная им устойчивая система приёмов, которые он применяет в работе. Это не просто профессиональные наработки специалиста, а проявление его индивидуальности.
Первым стили воспитания начал исследовать немецкий психолог Курт Левин в 1938 году. В рамках того исследования он выделил три стиля воспитательной и педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либеральный. Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Авторитарный
Авторитарный стиль воспитания базируется на жёстком контроле со стороны воспитателя и подразумевает беспрекословное повиновение каждого учащегося, а также всего коллектива. Педагог сам определяет цели воспитания и выбирает способы их достижения. Успехи учащихся он часто оценивает субъективно, ценит исполнительность и ответственность, но негативно относится к инициативности, самостоятельности и креативности.
Авторитарный педагог постоянно оказывает властное давление на учащихся. Любое сопротивление с их стороны может привести к конфронтации или открытому конфликту. В перспективе такой стиль воспитания способствует формированию эмоциональных барьеров между учениками и педагогом. Несмотря на то, что современная педагогика отрицает авторитарный стиль в воспитании, с точки зрения социальной психологии, в определённых ситуациях он может быть эффективен.
2. Демократический
Педагог, избравший демократический стиль воспитания, стремится повысить влияние учащегося на воспитательный процесс, демонстративно привлекает его к принятию важных решений. При этом он не критикует подопечного, избегает негативных установок и объективно оценивает его успехи. Важная особенность подхода заключается в том, что педагог и учащийся стараются максимально понять друг друга и ориентироваться друг на друга в общении.
Педагоги, использующие данный стиль, обычно положительно относятся к учащимся, адекватно оценивают их возможности и ставят перед ними соответствующие их способностям задачи. Благодаря хорошему взаимопониманию они всегда имеют отчётливое представление о текущих успехах учащихся и могут достаточно точно прогнозировать перспективы их развития. В будущем их воспитанники, как правило, более доверчивы и общительны, а также лучше показывают себя в командной работе, чем воспитанники авторитарных педагогов.
3. Либеральный
Либеральный (или «попустительский») стиль воспитания состоит в том, что педагог предоставляет подопечному максимальную свободу действий. При этом он снимает с себя значительную часть ответственности за результат. По сути, такой воспитатель часто занимается не воспитанием, а только лишь преподаванием. Он излагает теоретический материал, помогает с практическим изучением, но не вмешивается в личностное развитие своего подопечного и не демонстрирует заинтересованности в его успехах.
Либеральный стиль является самым неэффективным, поскольку отсутствует какая-либо мотивация учащихся, а учебный процесс не подразумевает контроля успехов и усложнения поставленных задач. При этом отношение подопечных к наставнику становится либо панибратским, либо отстранённым и отчуждённым (в обоих случаях оно не подразумевает уважения). Исследования показывают, что данный стиль не только бесполезен, но даже разрушителен, поскольку формирует у учащихся неправильные ожидания, не даёт им чётких целей и укрепляет состояние неопределённости.
Наибольшую эффективность демонстрирует демократический стиль воспитания, учитывающий индивидуальные особенности и способности учащихся, специфику их интересов, потребностей и возможностей. К сожалению, не каждый педагог способен выработать подобный стиль. Для этого требуется высокий уровень компетентности и профессионального самосознания, адекватная самооценка и способность анализировать не только поведение подопечного, но и своё собственное.
Критерии воспитанности
Воспитанность (благовоспитанность) – это характеристика личности, показывающая, что воспитание прошло успешно. Судить о ней позволяют так называемые критерии воспитанности – показатели того, насколько сформированной является личность. Таких критериев существует много, но наиболее важными являются те, в основе которых лежат такие ценности как добро, истина и красота. Это такие критерии как:
- понимание индивидом перечисленных ценностей;
- личное восприятие этих ценностей, отношение к ним;
- склонность руководствоваться ими в своих действиях;
- приобретённые на их основе личностные качества.
Конечно же, есть и другие важные показатели, позволяющие судить о воспитанности человека. Это его внешний облик, манеры поведения, чистота речи, характерные для него поступки, отношение к разным видам деятельности, стиль общения и прочее. Но, как правило, даже по нескольким критериям можно достаточно точно судить о воспитанности индивида в целом.
Какую роль в становлении личности играет воспитание
Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.
Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.
Что такое воспитание?
Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.
Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.
Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.
Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.
Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.
Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.
Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).
Влияние воспитания на личность
Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.
Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.
Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.
Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.
Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.
Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.
Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.
Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.
Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.
Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.
Коллективное воздействие
Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.
По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.
Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.
Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.
Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.
Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.
Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.
Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.
Развитие личности и воспитание
О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.
Личность – человек – индивидуальность
Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?
Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.
- Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
- Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
- Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.
Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.
Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.
Факторы развития личности
На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.
Среда может быть:
- Домашняя (семья, дом, близкие);
- Географическая (страна, город, народ, народная культура);
- Социальная.
На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.
Воспитание, как фактор личностного развития
Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.
Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.
Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.
Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!
Воспитание, как управление развитием личности
Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:
- Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
- Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.
Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.
Источник https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/vospitanie-chto-eto-takoe.html
Источник https://vospitannie.ru/vzroslogo/rol-v-stanovlenii-lichnosti-2.html
Источник https://vospitanie.guru/sotsialnoe/razvitie-lichnosti